Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ СТИГМАТИЗАЦИЯ И САМОСТИГМАТИЗАЦИЯ ЛИЦ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА И ОЖИРЕНИЕМ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2015г.

В современном мире, в отличие от Древней Греции, где стигма означала метку или клеймо на теле раба или преступника, понятие стигма означает особенность, расходящуюся с общепринятыми нормами или стереотипами, приписанными индивиду или группе и, следовательно, нежелательную [5]. Но такая особенность, как наличие объективно избыточного веса, продолжает делать человека, ей обладающей, «рабом» своих вредных привычек и «преступником» в глазах общества.

Доминирующие эстетические, социальные и культурные ценности играют в стигматизации ключевую роль, поскольку на их основе формируется система ценностей и подкрепляются сложившиеся стереотипы оценок для индивидов. Теоретически стигматизация как социальный феномен неплохо изучена, начиная со ставшей классической работы Э. Гоффмана «Стигма» [1], в рамках гуманистической социологии внесли свой вклад символический интеракционизм, концепция социального обмена, теория социального конструирования реальности.

Российские социологи Липай Т.П., Мамедов А.К. определяют стигму как «атрибут социального характера, свидетельствующий о недостаточно высоком статусе индивида или группы индивидов. Само наличие стигмы расценивается окружающими как своего рода порок, а носитель стигмы, заслуживающим порицание и даже наказание»  [6]. Стигма поражает сердцевину идентичности индивида, поскольку стигматизированные люди вынуждены воспринимать адресованные им сообщения как унизительные, оскорбительные и соглашаться с такими ярлыками общественного мнения или сознательно отвергать процесс стигматизации, бросая вызов навязанным стереотипам. Таким образом, выраженные негативные ярлыки существенным образом изменяют понимание индивидом себя, своей социальной идентичности и приводят к самостигматизации, когда не только общество предвзято относится к человеку, имеющему определенные внешние отличия, но и человек приписывает себе определенные негативные качества, основанные на личном восприятии общественных стандартов. Самостигматизация при избыточном весе представляет собой ряд запретов и ограничений, связанных с социальной активностью, которые полные люди накладывают на собственную жизнь, с чувством неполноценности и социальной несостоятельности. Стигматизация и самостигматизация существенно влияют на социальное функционирование и качество жизни лиц с избыточной массой тела и ожирением. Стигматизация первична, самостигматизация вторична, это последствия стигматизации.

Проблема стигматизации в аспекте социально-экономического неравенства в отношении тучных людей ранее рассматривалась нами, мы описывали и конкретные дискриминационные практики, такие как: дополнительная плата за авиаперелеты, повышенная медицинская страховка, дополнительные налоги, штрафы и увольнения за избыточный вес [3]. Углубляющееся в современной культуре закрепление стереотипа идентификации индивида с определенным типом личности, в соотнесении со стройным, подтянутым телом- каноном, приводит к тому, что люди с избыточным весом продолжают оставаться объектами для общественной и, что еще хуже, медицинской стигматизации, следствием которых являются социальное маркирование и различные формы дискриминации полных людей.

Актуализация проблемы стигматизации происходит по мере распространения по всему миру данного отклонения от общепризнанных норм, на фоне нарастающей эпидемии ожирения среди детей и подростков, что делает ее серьезной многоаспектной проблемой общества будущего [4]. Главной причиной патологического набора массы тела считается неправильный образ жизни, основными компонентами которого являются нерациональное питание и гиподинамия, что служит основанием самой распространенной общественной стигмы: «Все толстые – ленивые обжоры».

В 1968 году американский кинорежиссёр, актёр-комик и писатель Вуди Аллен написал юмористический рассказ «Записки обжоры» [2], в котором слились впечатления от прочитанных «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского и нового для тех времен журнала «Weight Watchers»7, как впрочем, и новой, экзотичной проблемы лишнего веса. Герой данного рассказа объясняет свой аппетит тем, что во всех продуктах есть Бог:

«Чем больше я съем, тем ближе я буду к Нему». И если В. Аллену в 1968 году проблема лишнего веса показалась возмутительно далекой от реальности, породившей текст, возводящий проблему обжорства к вопросу о Боге, то в период глобальной эпидемии ожирения данный рассказ приобретает сатирический характер, обнажая проблему самопоиска мнимых важных причин для сохранения неправильного образа жизни.

Не стоит забывать о наличии реальных причин ожирения, связанных с расстройствами эндокринной системы и нарушением обмена веществ. Однако роль этих факторов в развитии избыточной массы тела расценивается по-разному со стороны общества и конкретного индивида. В связи с развитием вышеупомянутой стигмы общество зачастую не рассматривает возможную органическую патологию как пусковой механизм в генезе ожирения, тогда как многие люди с избыточной массой тела обращаются к врачу-эндокринологу с убежденностью наличия у них каких-либо нарушений гормональной функции желез внутренней секреции, приводящих к нарушению обменных процессов организма. Нередко можно  услышать: «Я ем так же, как обычно, но я набираю вес» или «Я совсем ничего не ем и не худею». Самостигматизация типа: «Я больна и поэтому я толстая», - носит психологический защитный характер, позволяющий оправдать поведение, приводящее к «лишнему» весу.

Патологические биохимические и гормональные изменения в организме, выявленные при обследовании, в большинстве случаев носят вторичный характер, то есть являются не причиной, а следствием ожирения, что требует медикаментозного вмешательства наряду с обязательным условием модификации образа жизни. Зачастую одной коррекции веса достаточно для облегчения течения или даже устранения всех компонентов 7 «Weight Watchers» - журнал международной компании со штаб-квартирой в США, которая занимается продажей продукции а также различного рода услуг и программ для снижения веса. Закрепившийся русский перевод «Диета», мы считаем неточным, «Следящие за весом» или «Блюстители веса» точнее отражает направление деятельности. Основана в 1963, имеет филиалы во многих странах мира, по некоторым оценкам, с момента создания организации ее услугами воспользовались около 15 млн. человек. метаболического синдрома. Однако на эффективность немедикаментозных методов лечения существенное влияние оказывают социальные и личностные факторы.

Мы попытались выделить и систематизировать содержание наиболее типичных высказываний людей с избыточной массой тела и ожирением – пациентов врача-эндокринолога, характеризующих процесс самостигматизации:

1)      позиция отрицания проблемы избыточной массы тела или ожирения, принятия себя: «Меня мой вес устраивает», «Я такая была всегда и себя прекрасно чувствую», «Моя жена меня и так любит», «Просто я старею, «расползлась» с годами», «У меня двое (трое) детей, для рожавшей женщины это нормальный вес», «У меня нет избытка массы тела, это тяжелые (широкие) кости», «Я вся отекла, это не жир, а задержка жидкости» и т.п.;

2)      борьба с социальными стереотипами в отношении полных людей: «Хорошего человека должно быть много», «Толстые - добрые и веселые, а худые злые и угрюмые», «Кому не нравится мой внешний вид, это их проблема» и т.п.;

3)      наличие объективных и субъективных препятствий для похудения: «Это у меня наследственное», «Мой избыточный вес – результат заболевания (нарушения обмена веществ, гормональных нарушений)», «Я слишком занят, много работаю, чтобы следить за своим питанием (готовить еду, регулярно питаться, заниматься спортом), «Полезные продукты очень дорогие (невкусные)», «У меня же семья, я должна кормить мужа и детей, я не могу питаться отдельно от семьи - это требует больших затрат времени и средств»; «Рядом с моим домом нет спортзала, бассейна», «Спортзал - это дорогое удовольствие», «В спортзале оборудование рассчитано на меньший вес – значит, я не могу ходить по беговой дорожке», «Мне говорят, что мне не пойдет быть худой», «Не хочу, чтобы кожа обвисла», «Если я похудею, мне нечего будет одеть, а менять гардероб – дорого» и т.п.;

4)      принижение собственных возможностей, уверенность в своем бессилии в борьбе с лишним весом: «Я уже все перепробовала (диеты, голодание, физические упражнения) – все бесполезно»,  «Я не могу заниматься спортом, у меня одышка, тяжело суставам ног», «Мне нужно сбросить слишком много, я этого не смогу, поэтому не буду даже начинать», «Я не могу жить без сладкого», «Я не могу себе ни в чем отказать, еда для меня – единственное удовольствие», «Это жена меня раскормила, все беседы с ней о здоровом питании бессмысленны» и т.п.;

5)      социальная дискриминация (реальная или мнимая): «В спортзале занимаются только красивые и стройные, там нет места толстякам – надо мной будут смеяться», «Мне отказали в трудоустройстве, потому что я толстый», «Я не могу модно одеваться – модная индустрия рассчитана только на худых»,

«Я не могу работать в компании, организации, где работают только худые люди, потому, что ко мне негативно относятся», «Я не счастлив в личной жизни, я никому не могу понравиться», «Я дружу только с полными людьми, они меня лучше понимают» и т.п.;

6)      боязнь оправдания общественных стигм: «Я не хочу прослыть обжорой, в присутствии сослуживцев я не ем», «На людях я мало ем», «В гостях я всегда оставляю еду на тарелке», «В обществе я веду активный образ жизни, потому что не хочу, чтобы меня считали ленивым, вялым» и т.п.

Мы полагаем,  что можно говорить  о наличии двух групп элементов составляющих феномен самостигматизации людей с излишним весом - фрустрирующие и защитные. Первые элементы названы фрустрирующими, поскольку отражают психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний и поведенческих реакций (недовольство своим телом, неуверенность в себе, страх негативных оценок, гнев, чувство вины, стыда, безнадежности и т. д.), что формирует готовность к принятию категории полных людей как недостойных во многих смыслах, безвольных, некрасивых, ленивых, наряду с самоотчуждением в личностной сфере и в сфере глубинных эмоций. Защитными вторая группа элементов названа потому, что индивид рассматривается с позиций способности к адаптации, испытанию реальностью, это психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние и внешние конфликты, а именно: отрицание наличия проблемы или попытка ей противостоять, бороться с общественными стереотипами, самоидентификация с категорией полных и принятие себя в социальной сфере, согласие с социально-экономическим неравенством и профессиональными ограничениями, оправдание отказа от социальной активности наличием проблемы избыточной массы тела и т.п. Первая группа структурных элементов самостигматизации дестабилизирует Я-концепцию, снижая самооценку, вторая, напротив, повышает самооценку, предупреждает фрустрирующие ситуации, в которых может проявиться несостоятельность индивида.

Начальная стадия стигматизации может быть источником позитивных преобразований личности, в частности, способствовать выработке мотивации для похудения. Но в целом стигматизация лиц с избыточной массой тела и ожирением – негативна, это проблема, которую нельзя решить только медицинскими или только социальными средствами, она, как нам видится, может быть эффективно рассмотрена в категориальном поле социологии медицины, но для этого она должна быть дефрагментирована и исследована поэтапно, критерием измерительных процедур при этом может выступать показатель качества жизни. Не обойтись и без специального исследования феномена самостигматизации – и как рефлексии социального статуса, и как саморефлексии клинического статуса, также зафиксированного в показателях качества жизни, что вполне может быть реализовано с помощью тех или иных опросников в рамках конкретных социологических исследований.Комплексное изучение самостигматизации с выявлением различных типов, позволит снизить актуальность многих социальных и личностных проблем пациентов с ожирением и повысить комплаентность терапевтических мероприятий, что, в конечном итоге, способствует улучшению социального функционирования и качества жизни тучных людей.

Список литературы

1.      Goffman, E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity / Е. Goffman. – New York: Prentice-Hall, 1963.

2.      Аллен В. Записки городского невротика, маленького очкастого еврея, вовремя бросившего писать. Санкт-Петербург. Издательство «Симпозиум», 2002.

3.      Барковская А.Ю., Протащик Д.В. Социальное неравенство в аспекте телесности. «Современные проблемы медицины: теория и практика»: материалы международной заочной  научно-практической конференции (05 ноября 2012 г.) — Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — 72 с. С. 52-58.

4.      Барковская А.Ю., Протащик Д.В. Социальные причины избыточной массы тела и ожирения порастающего поколения россиян. Социология медицины - реформе здравоохранения. Научные труды IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 3-4 октября 2013 г., Волгоград. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. – 264 с. С. 139-145.

5.      Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.

6.      Липай Т.П., Мамедов А.К. Стигматизация как социальный феномен (методология исследования). Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика», 2011 год, № 1.