Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2015г.

 

Актуальность

Речь у ребёнка играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций, она является базовой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, влияет на развитие личности в целом [3, 5, 9]. Проблемы патологии речи у детей обращают на себя внимание врачей, логопедов и психологов в силу высокой распространенности данных расстройств и значимости речевой функции речи в психическом развитии ребенка [6, 7, 10]. В настоящее время особо остро стоит вопрос о понимании причин и следствий модификаций онтогенетического процесса при задержке речевого развития (ЗРР) [1, 4, 8]. С целью уточнения механизма формирования, а также анализа состояния и динамики развития психических функций при различных вариантах ЗРР, было проведено данное исследование [2, 3].

Цель исследования

Изучить нейропсихологические особенности различных вариантов задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста с целью оптимизации тактики нейрореабилитации.

Материал и методы исследования

В исследование были включены дети дошкольного возраста (4-6 лет) с ЗРР в количестве 130 человек. Изучение клинико-нейропсихологических параметров и эффективности нейро-реабилитации было проведено в трёх параллельных группах: группа детей с ЗРР на резидуально – органическом фоне (РЭП) (n = 45), группа детей с ЗРР на фоне синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (n = 45), группа детей с ЗРР при раннем детском аутизме (РДА) (n = 40). Наряду с клиническим исследованием в процесс комплексного обследования были включены: нейропсихологическое обследование, определение уровней сформированности социально-коммуникативных навыков, оценка речевого развития.

Результаты исследования

Уровень речевого развития у детей дошкольного возраста определялся с помощью методики Поваляева М. А. [5], которая позволяет оценить с одной стороны понимание предъявляемого задания, словарный запас, грамматический строй  и смысловое содержание, а с другой стороны соотнести результаты тестирования с календарным возрастом и определить уровень речевого развития пациента.

Лучшие результаты в выполнении речевых тестов пациенты из группы СДВГ показали в подборе словесных ассоциаций к определённому слову, подборе и активном употреблении имён существительных, глаголов и имён прилагательных, а также составлении предложения по одному данному слову и словесном объяснении определённого действия в его последовательности. Превалирующая часть пациентов с СДВГ не справились с тестами на открытие и исправление грамматических ошибок (100% случаев); произвольное и сознательное построение устного высказывания (100% случаев); практическое применение грамматических правил изменение слова (98% случаев, 43 из 45 пациентов); практическое осознание основных языковых элементов (98% случаев, 43 из 45 пациентов); составление предложения по трём данным словам (96% случаев, 41 из 45 пациентов).

Дети из группы с РЭП были более успешны по сравнению с параллельными группами в тестах на практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов, составление предложений по трём данным словам, а также открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения и произвольного и сознательного построения устного высказывания. Практическое осознание основных языковых элементов было выполнено на одном уровне в группе с СДВГ и РЭП. Среди пациентов с РЭП в большинстве случаев отмечались нарушения в выполнении тестов на ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчинённом предложении (100% случаев); практическое осознание основных языковых элементов (98% случаев, 43 из 45 пациентов); произвольное и сознательное построение устного высказывания (98% случаев, 43 из 45 пациентов); словесное объяснение определённого действия в его последовательности (96% случаев, 41 из 45 пациентов).

Достоверно низкие показатели при проведении тестирования регистрировались в группе детей с ранним детским аутизмом. На этапе включения в исследование данные пациенты ни в одном задании не показали более высокие результаты по сравнению с параллельными группами обследуемых, с пятью из предлагаемых двенадцати тестов ни один ребёнок с ранним детским аутизмом не справился.

Наиболее высокие показатели определились в группе детей с СДВГ - 34 [28; 38]. При этом у этих детей имеются нарушения грамматической правильности (100%), коммуникативной функции речи и внутренней речи (98%), вербального мышления (98%), регулирования когнитивных процессов (98%). Локализация данных дефектов близка к топографии нарушений, связанных с СДВГ, локализующихся в премоторных отделах и передней префронтальной коре лобных долей головного мозга. С начала 1990 – х годов проявления СДВГ анализируются с позиций недостаточной сформированности управляющих функций префронтальных отделов головного мозга. Управляющие функции обеспечивают в том числе и речевые процессы, связанные со скоростью речи, вербальной коммуникацией и использованием внутренней речи.

В группе с резидуально-органической патологией коэффициент речевого развития составил 32[25; 35], эти показатели несколько ниже, чем у группе детей с СДВГ, что показывает более серьёзные нарушения функции или структуры головного мозга различного происхождения у этой группы детей. Оказывает существенное влияние и многочисленные неблагоприятные факторы, действующие на ребёнка в перинатальный период развития. При задержке развития речи на резидуально – органическом фоне проблемы детей связаны с нарушением вербального мышления (100%), регулирования когнитивных процессов (98%), логического мышления (98%).

В группе детей с ранним детским аутизмом коэффициент речевого развития составил 17 [10; 31]. Из трёх исследуемых групп детьми с ранним детским аутизмом показаны самые низкие показатели речевого развития. Отмечается нарушение в формировании всех сторон речевого развития. Речевая коммуникация была существенно снижена, отмечалась малая разговорчивость, отсутствие речевой спонтанности (100%). С трудом дети воспроизводили последовательность привычных действий, недостаточно чётко понимали значение употребляемых слов. Речь отличалась малой активностью, характерно использование односложных слов или звукоподражаний, однотипное построение фраз, шаблонность (100%). Детьми с ранним детским аутизмом имели прекрасную механическую память; эхолалии; буквальность в употреблении слов; извращенное употребление личных местоимений; монотонное повторение звуков и движений (87%). Детский аутизм является расстройством, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо – эмоциональных сигналов. Аутизм часто сочетается с расстройством, проявляющимся нарушениями в когнитивной сфере. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушения формирования экспрессивной речи, главным образом недостаточность коммуникативной функции речи, вербального мышления, грамматической правильности, логического мышления, регулирования когнитивных процессов и других речевых процессов. В процессе тестирования дети редко активно обращались с вопросами, часть из них не отвечала на обращённые к ним вопросы или давали односложные ответы. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное (скандированное) произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во втором и третьем лице. Сочетание речи отличалось сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами.

Выводы

Установлены качественные различия речевых расстройств по типу общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в зависимости от клинического варианта нарушений: у пациентов с СДВГ наиболее часто выявляются нарушения в формировании грамматической правильности, логического мышления, коммуникативной функции речи, вербального мышления, регулирования когнитивных процессов; у пациентов с РЭП превалируют нарушения развития вербального мышления, регулирования когнитивных процессов, логического мышления; у пациентов с РДА отмечается нарушение формирования всех составляющих речевой функции, что достоверно отличает этих пациентов от других исследуемых групп.

Степень выраженности речевых расстройств коррелирует с клиническим вариантом нарушений: наиболее высокие коэффициенты речевого развития определялись в группе детей с СДВГ (Ме = 34 балла), в группе пациентов с РЭП коэффициенты речевого развития были несколько ниже (Ме = 32 балла), наиболее выраженная степень речевых нарушений регистрировалась у пациентов с РДА (Ме = 17 балла), что свидетельствует о наличии серьёзного отклонения психического развития.

Выявленные особенности необходимо учитывать при проведении нейрореабилитации детям дошкольного возраста с задержкой речевого развития по типу общего недоразвития речи.

Список литературы

1.      Заваденко Н. Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции: Методическое пособие для врачей. - М.: РКИ Северопресс. 2003. - 64 с.

2.      Зыков В.П. «Лечение заболеваний нервной системы у детей» Триада – Х, Москва 2009. с 188, 190.

3.      Корнев А. М. "Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи". Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук. СПб, 2006. с.45.

4.      Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе Кишинев.: Высшая школа, 1997. 486 с.

5.      Поваляева М. А. «Справочник логопеда» издание 4. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003 стр 81 - 92.

6.      Рязанкина М.Ф., Молочный В. П. , Куршин М. А. «Участковый педиатр» Справочное руководство. Ростов

– на – Дону «Феникс» 2006.

7.      Симерницкая Э. Г. и соавт. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации. Москва. Минздрав РСФСР. 1988.

8.      Braun J., Kahn R. S., Froehlich T., Auinger P., Lanphear B. P. Exposures to environmental toxicants and attention-deficit/hyperactivity disorder in U.S. children. Environmental Health Perpectives 2006; 114(12): 1904- 9.

9.      Choudhury N., Benasich A. A. A family aggregation study: the influence of family history and other risk factors on language developmental // Journal of Speech, Language and Hearing Research. – 2003. Vol. 46, N 2. – P. 261 – 72.

10.   De Fosse L., Hodge S. M., Makris N., Kennedy D. N., Caviness V. S., McGrath L., Steele S., Ziegler D. A., Herbert M. R., Fraier J. A., Tager – Flusberg H., arris G. J. Language – assotiation cortex asymmetry in autism and specific language impairment // Annals of neurology. – 2004. Vol. 56, N 6. – P. 757 – 66.