Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ МЕТОДОВ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ: ИДЕИ ПЛАТОНА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2017г.

Онтологизация современного знания связана с обращением к субстратности и субстанциональности, особенно в антропологии и в медицинском познании. Философская антропология как наиболее общая система знаний о человеке в этом процессе выполняет функцию рефлексивной теории, обобщающей данные конкретно-антропологических дисциплин, и в силу этого становится по отношению к ним методологической основой наиболее общего уровня. Для неё остаётся свой собственный аспект человекознания, сыгравший гносеологическую роль в развитии психофизиологических представлений. Понимание психофизиологической проблемы в истории философии науки и естествознании с момента постановки тяготело к теоретико-методологическому единству в исследовании рефлекторного аппарата и аппарата проявления психических способностей. Это объясняет объективные проявления жизни, способствуя оформлению целостной модели человека, в которой нуждается медицинская наука.

Антропофилософское представление о языческом типе человека связано с греко-античной идеей. В мифологических формах познания человек не рассматривается как самостоятельная сущность; в примитивных формах антропологии он суть часть Вселенной и подражание ей как первообразу. В античное время модель человека определяет тип сознания, его специфичность как способность отражать и интерпретировать факты, исходя из существующих знаний. Человеческое мировоззрение здесь непосредственно связано с психологическими особенностями языческого типа человека: высокой степенью слияния с окружающей природой, интеграцией с общинным коллективом, сильной эмоциональной чувствительностью. Человек соизмеряет свой путь с природными явлениями, созерцая. Созерцательность не является бездеятельностью в античное время; постепенно она начинает носить все более рационалистический характер, отражая внутреннюю позицию индивида. В мире языческого человека взаимодействуют божественная и животная природа.

Диалектическое мышление Платона, отраженное в его работах о природных феноменах и процессах их возникновения [5, c. 421], позволило ему усмотреть как внутреннюю противоречивость каждой вещи, так и цельность любого феномена на его идеальном уровне. Поэтому в исследовании природы болезни он исходит из роли системоорганизующей первичности идеального как в природе организма, так любого описываемого им феномена вообще. Следовательно, у Платона как создателя первого идеалистического учения основа методологии всех лечебных воздействий сводится к зависимости частей организма от организма как целого и лечению души путем обрядности и религиозных песнопений.

Данная группа методов, о которой говорится у Платона, классифицируется в современной теории общего и медицинского познания как ритуальная. Именно она является исторически основополагающей в религиозной медицине, которая оформляется при пересечении античного стиля мышления с религиозным на базе мифологической картины мира. В платонизме терапевтический потенциал методов данной группы активно реализуется через мировоззрение.

Так, в его выводах и рассуждениях об основе различных лечебных воздействий можно найти сходство с терапией Древней Месопотамии. Она изначально представляла собой смесь магических и мистических действий с рациональными приёмами. Например, для отпугивания демона, вызвавшего болезнь, широко использовали амулеты, талисманы, идолы добрых духов, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища больного. Помимо молитв и заклинаний применялись также и ритуальные действия. Так, лечение (прием лекарственного средства и т. п.) нередко сопровождалось такими ритуальными действиями, как разматывание клубка шерсти, рассыпание и сбор в кучку зерен, сковывание больного и освобождение его от оков [3].

В платоновских суждениях большое место занимает религия натурфилософские конструкции, которые были основаны на представлении об акте творения материи Богом (Демиургом), необходимые для обоснования телеологического принципа функционирования человеческого организма [5]. Исследование вопросов причинности как рождения реального мира, так и причинности болезни, поставили перед Платоном вопрос  о причинах активности и движения двух независимых миров - мира идей и «хора- материи».1 Указание Платона на детерминант активности – на третье начало, или Демиурга (Плат.), по сущности, представляет собой понимание им особой энергетической составляющей, творческой причины, приводящей в движение мироздание и все его феномены.

Анализируя стиль мышления античного периода развития медико- философского знания, следует особое внимание уделить на то, что вопросы терапевтического потенциала в методологии лечения в это время четкой постановки не имеет, но в рамках постановленной впервые психофизической проблемы вопрос о потенциале метода в ритуальных методах имплицитно связан с человеческими возможностями.

Поэтому, под терапевтическим потенциалом метода в широком смысле, на наш взгляд, следует понимать возможности данного метода (когнитивные (познавательные), инструментальные и др.), исторически сложившиеся и существующие относительно восстановления психофизиологического ресурса организма и используемые конкретной медицинской школой. Психофизиологические возможности, понимаемые в медицинской практике как адаптивный потенциал (ресурс), переводятся в действительность посредством метода, т. е. при наличии соответствующих условий – у Платона основными условиями были названы условия для реализации способностей души.

Взаимодействие духовного и телесного начал – проблема, которая в античности решается противоречиво, на основе метафизических принципов. Душа рассматривается метафизически как первая актуализация естественного тела. Платоновское её понимание как вечно существующего бестелесного начала, организованного из разума, желаний, чувственности существует долго, и структура телесности как органического понимается из конечных причин, а не из материальных.

Современная наука приобрела возможность расшифровывать основу эффектов духовной деятельности, информационную по своей природе. Детерминистические представления о проявлении взаимоотношения духовного и телесного всегда предполагали выяснение причинных связей в рамках нейродинамики мозга как саморегулирующейся системы. Вопрос о влиянии психического, идеального на физиологическое, материальное сводится к тому, что психическое, являясь информационным содержанием мозговых нейродинамических кодов, управляет в том же смысле, в каком управляет информация как таковая. Производящим началом информационной причины выступает специфическая структура кода, в которой воплощена информация. "Воздействие души на тело" означает перенос информации с помощью нейродинамического сигнала. Как реальности чисто духовного характера собственные мысли и чувства воспринимаются человеком изнутри. Эта интроспекция – причина дуалистического разделения души и тела. Носителем процессов, протекающих в иерархической структуре мозга, является слово, соответствующее значение которого фиксируется субъективным опытом. В организме это значение связано с рефлекторным актом. Современное научное понимание воздействия духовного на телесное в человеке исходит из понимания того, что рефлекторная деятельность представляет собой физиологическую и психическую деятельность одновременно. Идеальный субстрат высших психических функций человека (типы и системы интеллекта) составляют система физиологических органов мозга. Посредством информационного обмена производится рефлекторная взаимосвязь коры мозга и системы внутренних органов. Социальное поведение и саморегуляция процессов в организме, таким образом, осуществляются благодаря механизму передачи и преобразовании информации по принципу обратной связи [4, с. 47].

1              «хора» (Платон) – материальная составляющая любого явления (то же что и  «материя», «необходимость»)


Таким образом, медико-философское значение древнего периода сводится к платонизму. Учения Платона занимают важное место в истории науки и медицинского познания. Так, религия без знания основ философии Платона интеллектуально бессильна. Православное богословие основано на платонической топике, без знания Платона христианство остается приблизительным, для обычных христиан это необязательно, и они могут впитывать элементы платонизма через святоотеческое предание, то есть опосредованно и фрагментарно, но для священников, и в первую очередь, богословов знакомство с платоновской топикой является обязательным.

На современном междисциплинарном этапе развития медицины и практической сформированности антропоцентрического стиля мышления сохраняет актуальность утверждение Платона о том, что организм не может функционировать нормально, если поврежден в своей системной целостности хотя бы один его элемент.

Список литературы

 

1.Врачи – философы. Монография / Чикин С. Я. – Москва: Медицина, 1990. - 384 с.

2.   История медицины: учебник / М.П. Мультановский. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина,1967. – 272 с.: ил.

3. История медицины 4-е издание. / Сорокина Т. С. – Москва: Изд-во Academia, 2005. - 560 с. 

4.Песоцкая  Е.Н.  Эволюция  методологии  социального  анализа  человека  в  истории  науки (антропофилософский аспект): монография. /Песоцкая Е.Н. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2015. - 112 с.

5.Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Научно-исследовательское издание. Общая редакция А.Ф. Лосева, Я.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Автор вступ. статьи и статей в прим. А.Ф. Лосев. Пер. с древнегреческого С. С. Аверинцева, А. Н. Егунова, Н.В. Самсонова. Прим. А.А. Тахо- Годи. (Москва: Издательство «Мысль». Редакция по изданию библиотеки «Философское наследие», 1994. - Российская Академия наук. Институт философии. Серия «Философское наследие». Т. 117).