Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПАЦИЕНТОК СТАЦИОНАРНОЙ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
08 мая 2016г.

В конце XX столетия созданы государственные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС), определившие развитие новых экономических отношений в здравоохранении, связав финансовую сторону вопроса с уровнем качества оказываемой помощи. На сегодняшний день существует множество определений понятия «качество медицинской помощи» (КМП), что связано с многоплановостью понятия. Наиболее полное определение КМП дано экспертами ВОЗ. Качество медицинской помощи – это ее свойство, требующее получение пациентом такого комплекса профилактической, диагностической и лечебной помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и максимальному удовлетворению пациента от процесса оказания помощи [6]. Среди различных подходов непременно выделяют такую характеристику как удовлетворенность медицинской помощью. Собственно понятие «удовлетворенность» стоит понимать как субъективный критерий, указывающий на совпадение ожидаемого результата и ожидания, либо превосходство над ним. Данный критерий часто используется для оценки качества медицинской помощью применительно как к различным территориям, социальным группам населения, так и к конкретному виду медицинской помощи или лечебно-профилактическому учреждению [7].

Оценка качества медицинской помощи в системе ОМС предусматривает как проверку соответствия содержания лечебной работы принятым стандартам, так и оценку удовлетворенности пациентов медицинской помощью, что в целом соответствует современным представлениям о комплексном подходе к контролю качества. Для проведения социологических исследований фондом ОМС разработана специальная анкета, выбранная нами как предмет совершенствования в направлении повышения конкретности вопросов и информативности результатов опросов.

Выбор акушерско-гинекологического учреждения как базы для экспериментальных исследований по совершенствованию управления качеством медицинской помощи связан с тем, что рост рождаемости в России, смена естественной убыли населения на прирост и приоритет государственной политики в сфере охраны материнства и детства определяют повышение востребованности акушерско-гинекологической помощи и диктуют растущие требования к ее доступности и качеству [2, 3].

За 2004 – 2014 гг. в организации службы родовспоможения произошел ряд изменений, а именно: осуществлен переход к трехуровневой системе оказания медицинской помощи; на условиях софинансирования из федерального бюджета начато строительство 22 областных (краевых, республиканских) перинатальных центров, а также федеральных перинатальных  центров в Московской области  и в г. Санкт-Петербурге; в субъектах Российской Федерации создаются дистанционные акушерские реанимационно-консультативные центры с целью своевременного оказания консультативной медицинской помощи специалистам родовспомогательных учреждений I и II уровней, осуществления дистанционного динамического наблюдения беременных высокой степени риска [1, 4, 8, 9].

Целью нашего исследования является совершенствование методики оценки удовлетворенности пациентов качеством различных компонентов медицинской помощи и подготовка по итогам ее экспериментального применения дополнения к «дорожной карте» развития медицинской организации – базы экспериментального исследования.

В ходе переработки анкеты, применявшейся в деятельности фондов ОМС, в вопросах оценки респондентами удовлетворенности бытовыми условиями, качеством питания и собственно диагностической и лечебной работой вместо словесных (качественных) вариантов ответа введена процентная шкала. Аналогичным образом построен впервые введенный нами новый вопрос об удовлетворенности информационно- образовательной и консультативной работой с пациентами: несмотря на то, что информирование пациентов о состоянии здоровья, лечении и профилактике заболеваний предусмотрено действующим законодательством, данная составляющая в первоначальной редакции опросника отсутствовала. Вопросы и ответы на них, касающиеся выявления правомерных и противозаконных платных услуг, приобретения лекарств и медицинских изделий за свой счет вопреки программам медицинского страхования, доработаны и конкретизированы.

Программа экспериментального исследования включала анкетирование 100 женщин, находившихся на стационарном лечении в отделении патологии беременности Курского городского клинического родильного дома (КГКРД) в январе - феврале 2016 года. Средний возраст опрошенных женщин составил 27±2,5 года, что соответствует показателю среднего возраста рожениц. Изменения, произведенные нами при доработке анкеты, позволили проводить обобщенную количественную оценку удовлетворенности пациенток качеством каждого раздела медицинской помощи через определение средневзвешенных показателей с доверительными границами для р≤0,05 и оценивать степень разнообразия даваемых оценок по коэффициенту вариации (Cv) [5].

Результаты исследования позволили получить структуру госпитализаций и установить, что на долю плановых поступлений приходится 71%. По путям поступления преобладает направление в стационар лечащим врачом женской консультации/поликлиники – 78% пациенток, второе место занимает доставка бригадой скорой медицинской помощи – 12%, несколько реже бывает самостоятельное обращение в приемное отделение – 10%. В плановых госпитализациях при анализе сроков ожидания было выявлено, что в 7% случаев срок ожидания был более 20 дней.

Из бытовой составляющей пребывания в стационаре рассматривалась удовлетворенность пациенток условиями размещения и питанием. Средневзвешенный показатель оценки степени удовлетворенности условиями размещения в стационаре составил 83,9±11,7% при среднем уровне разнообразия оценок. Анализ распределения оценок показал, что оценок в 50% и ниже выставлено не было, все пациентки оценили уровень бытовых условий как средний (показатель в 60% выбрали 8% опрошенных) и выше среднего (на ответы 70 – 90% приходится 74%), 18% пациенток продемонстрировали полную 100% удовлетворенность.

Средневзвешенный показатель удовлетворенности качеством питания в стационаре составил 72,8±16,6% при значительном разбросе мнений по данному вопросу. Ниже среднего (показатель удовлетворенности 10 – 30%) питание оценили 4% пациенток, на среднем уровне (40 – 60%) – 34%, выше среднего – 62%, при этом 14% опрошенных качество питания устраивает на 100%.

В ходе исследования проведена оценка удовлетворенности качеством непосредственно медицинских манипуляций в стационаре, средние показатели составили 87,6±11,7% со средней степенью разнообразия оценок. Важно отметить, что полученные результаты имеют высокие значения, так как только 5% участников опроса дали средние оценки (60%), выше среднего (70-90%) – 60%, 35% респондентов оценивают качество медицинской помощи на 100%.

Информационное сопровождение оказания медицинской помощи играет существенную роль в его профилактике и лечении заболевания, но ранее его оценка на систематической основе не проводилась. Все опрошенные нами пациентки оценили предоставленную им информацию выше среднего (70-100%), причем 37%-     как максимально полную и всеобъемлющую как в плане назначений в отделении, так и в дальнейшей самостоятельной профилактике осложнений после выписки из стационара.

Приобретать медицинские изделия по назначению врача за счет своих денежных средств во время

стационарного лечения пришлось 27% анкетированных. Никому из пациентов не пришлось оплачивать консультации врачей, проведение обследований и лечение во время пребывания в стационаре как по основному, так и по сопутствующим заболеваниям.

С учетом перспектив динамических исследований с использованием новой анкеты сформулированы целевые индикаторы, предлагаемые к включению в «дорожную карту» учреждения до 2020 года:

1.     исключить случаи ожидания плановой госпитализации более 20 дней;

2.     поддерживать бытовые условия и качество питания на уровне, позволяющем получать средневзвешенный показатель удовлетворенности не менее 80%, долю удовлетворенных в полном объеме не ниже 20% и не более 3% оценок на уровне 50% и менее;

3.     уровень удовлетворенности медицинской помощью и информационным обеспечением довести до средневзвешенного показателя не ниже 90%, долю респондентов, демонстрирующих полную удовлетворенность, не ниже 40%, на уровне 50% и менее – не более 2%;

4.     свести частоту приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий за счет пациентов к показателю не более 10%, выявить и исключить покупки, связанные с лечением основного заболевания.

 

Список литературы

1.     Байбарина Е. Н., Филиппов О.С., Гусева Е.В. Итоги развития службы родовспоможения в Российской Федерации и мероприятия по ее совершенствованию // Российский вестник акушера-гинеколога. – 2014. – 14(4). – С. 4-8

2.     Глушкова В.Г., Хорева О.Б. Демографическая безопасность России и ее регионов: проблемы и пути их решения // Вестник Финансового университета. – 2014. – № 3 (81). – С. 14-25.

3.     Жуков В.И. Демографический потенциал России и стран мира  // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2013. – № 1 (112). – С. 4-15.

4.     Лазуткин М., Мочалова М. Достижения и перспективы развития акушерско-гинекологической помощи // Медицина: целевые проекты. – 2015. - № 22. – С. 27-29.

5.     Программы и методики комплексных социально-гигиенических исследований / под ред. член-корр. РАМН, профессора Кучеренко В.З. и профессора Васильевой Т.П. - Том 1. - Москва – Иваново: Из-во МИК. – 2011. – 324 с.

6.     Торубаров С.Ф. Необходимость принятия мер по улучшению качества оказания акушерско- гинекологической помощи // Клинический опыт Двадцатки. – 2014. - № 1 (21). – С. 51-54.

7.     Урванцева И.А., Соболев А.М., Нохрин А.В., Саламатина Л.В., Моргунов Д.П. Удовлетворенность как оценка качества медицинской помощи // Уральский медицинский журнал. – 2011. - № 6 (84). – С. 53-55.

8.     Филиппов О.С., Гусева Е.В. Оценка эффективности организационной модели акушерской помощи в российской федерации. // Акушерство, гинекология и репродукция. – 2010. - № 2. – С. 16-20

9.     Широкова В.И., Филиппов О.С., Гусева Е.В. Итоги деятельности и основные направления модернизации службы родовспоможения в Российской Федерации. // Акушерство и гинекология. – 2011. – №1. – С. 4 – 8.