18 апреля 2017г.
Современная модернизация в сфере здравоохранения сопровождается социальной психотравмой для медиков, ранжировать её составляющие мы оставляем на усмотрение читателя.
Среди этих психотравмирующих воздействий отметим следующие:
- происходит ломка патерналистских представлений о роли медицины и связанных с этим благородных концепций смысла жизни врача как «человека благородства в белых одеждах», что нередко проявляется в снижении самооценки;
- персонал подвергается воздействиям кажущейся или истинной социальной несправедливости как в социальной среде вообще, так и внутри конкретного медицинского учреждения (лечебного, образовательного и др.);
- повсеместно наблюдается снижение вознаграждения за труд до рамок прожиточного минимума или сокращение штатов медицинских учреждений и потеря работы, обесценивание ценного;
- вознаграждение (заработная плата) в значительном числе случаев не позволяет возместить затраты «медицинской» рабочей силы в физиологическом (еда, сон, взращивание детей и др.) смысле. Те же процессы отмечаются и в интеллектуальном и эмоциональном (профессиональный рост, затраты на отдых, в том числе - рекреационный, культурный досуг, обучение – регулярное и необходимое повышение квалификации за собственный счет и др.) и т.д. смыслах;
- врачи, сестры милосердия обескуражены тем, что из «благородного героя» в сознании многих они превращаются в того субъекта, на которого нередко направляются акты мести, наказания врачей, фельдшеров, среднего медперсонала; участились криминальные нападения на медиков;
- обеднение доступного рынка медикаментов и сильный акцент на платные медицинские услуги, диагностику и оказание помощи, нередко недоступной значительной части населения.
В сознании населения сие упрощенно превращается во «врачебную вину», тем более что СМИ (с подачи медицинских администраторов разного уровня) неустанно повторяют «байки» о том, как улучшается материальное обеспечение врачей и медицинских учреждений в целом, обеспеченность лечения как такового – в частности; приводятся сомнительные результаты опросов населения, которое , якобы, довольно существующим положением дел в отечественном здравоохранении.
Но информационная среда такова, что «секретов нет», и все знают и о таких проблемах как:
- неравномерное снижение доходов и материальное расслоение пациентов и связанные с этим социальные обиды;
- сокращение врачебных и штатов сестёр милосердия, коечного фонда в лечебных учреждениях, в том числе тех, куда раньше больные ложились, не секрет, по «социальным показаниям»;
- рост бумажной работы врача в связи с большой бюрократизацией его деятельности (не смотря на декларируемую дебюрократизацию) , множеством медицинских инноваций и стремлением врачей и медицинской администрации угнаться за бумажной лавиной низвергающейся на них из различных «инстанций»;
- нападения и даже смертоубийство врачей и фельдшеров «скорых» и т.д.;
- истощение рабочей силы врачей и сестёр милосердия в связи с описанными обстоятельствами и ростом сверхурочных часов без оплаты;
- сокращение времени на непосредственную работу с пациентами по описанным причинам;
- снижение удовлетворенности врачей своим трудом и его результатами;
- невротизация медицинского персонала, пациентов и снижение их качества жизни.
Внимательное изучение этого длинного списка (и далеко не исчерпанного) актуальных проблем в жизни медицинских врачей и среднего медперсонала повышает необходимость расширения психотерапевтической и психологической помощи , предъявляет множество требований к врачам- психотерапевтам и медицинским психологам.
Невротизация медицинского персонала, пациентов и снижение качества жизни способствует развитию у коллег аффективных расстройств той или иной степени. Поначалу они укладываются в нозологию «Расстройство адаптационных реакций (F43.2) по МКБ-Х. Известен синоним этого состояния – «профессиональное выгорание».
Формы, содержание и тяжесть симптомов зависят от анамнеза, особенностей личности, стрессовых событий, производственной и жизненной ситуации, жизненного опыта и восприятия переживаемого, устойчивостью к стрессам, ощущаемой «витальной опасностью» ситуации, перспективой происходящего.
Что же психотерапевты могут предложить народу и «властям предержащим», Úrbi et órbi?
К сожалению, вынуждены признать, что повысить благосостояние медиков и остановить сокращения штатной и коечной численности здравоохранения по бюджетным причинам сейчас невозможно.
Предлагаем врачам ряд мер по само- и взаимопомощи в области самооценки и нормализации оценки качества жизни. Также - по нормализации психологического климата в связанном социуме – в медучреждениях и среди пациентов. В 2016 году Департамент здравоохранения Москвы по инициативе Ю.П.Бойко поручил на базе Больницы им.С.П.Боткина провести цикл лекций по вопросам деонтологии и профилактики «профессионального» выгорания. Лекции были необыкновенно востребованы специалистами, в зале на 500 мест нередко не хватало мест, слушатели занимали для сидения ступени амфитеатра. Наши лекции мотивировали коллег использовать собственные ресурсы актуализации и индивидуации, в более полном использовании собственных личных механизмов саногенеза:
- уважения к своей профессии как особой благородной деятельности;
- интереса к культурному наследию как средству повышения собственной креативности и удовлетворенности качеством жизни;
- образа жизни по клятвам Гиппократа и Войно-Ясенецкого;
- обмена опытом и поддержкой внутри профессионального медицинского сообщества и конкретных медицинских коллективов.
Лекции проводились в аудиовизуальном сопровождении (учебные фильмы по истории медицины, по деонтологии; специальный суггестивный видео-музыкальный ряд - В.Н.Красиков; фильм, снятый с участием одного из наших пациентов - А.А.Хамчишкин), а также «суггестивная песня» мотивирующего коллег содержания на активность и повышение самооценки.
Параллельно с этим нуждающиеся получали (в кулуарах) консультации по «индивидуальным» вопросам, приходили потом на терапевтические сессии.
По ходу лекций можно было наблюдать повышение интереса коллег к её предмету, также и появление в глазах тех «огоньков», которые свидетельствуют о достижении указанных целей - вдохновляющие инсайты.
Другими темами этих лекций и последующих запрашиваемых коллегами бесед было
- воспитание своих детей как основной смысл жизни, цель и интерес человека;
- достижение успеха в жизни, в любви, в работе, образовании и расширение жизненных интересов вообще;
- опыт совершенствования доброжелательных коммуникаций с пациентами, сотрудниками и руководителями;
- расширение интереса к таким средствам рекреации и расширения смыслов жизни как изобразительное искусство, театр – музыкальный и драматический и др.;
- использование спорта, туризма – как многоцелевых средств воспитания и отдыха, толерантного общения;
- роль коллег в развитии у нас в стране, в своей больнице, на территории и др. ростков гражданского общества.
Немаловажным было усвоение ими навыков построения позитивного образа желаемого будущего на фоне личностных ресурсов, интересов, потребностей, мотивов и возможностей.
Отдельно скажем о роли СМИ, особенно ТВ и Сетей. Не секрет, что пословица об одном спрашивающем, который может задать столько вопросов, что тысяча мудрецов на них не ответят, в этих Сетях находит подтверждение. А безаппеляционность прослушивания зрителями этих вопросов, мнений и ответов из уважения к печатному слову или слову с экрана ТВ играет сегодня особую невротизирующую роль. Поэтому на упомянутых лекциях мы рекомендовали Коллегам игнорировать описанные сюжеты, утверждаться в своей принципиальной позиции, адаптироваться к «зашумлению разнообразных СМИэфиров».
Конечно, у авторов нет претензии на решение в краткой статье всех путей профилактики и помощи при социальных психотравмах, всех актуальных психосоциальных проблем медиков как «Людей в белых одеждах»… Уж простите покорно… Sapienti Sat… Но у нас есть убежденность, что нам не откажет здравомыслие, благородство помыслов и нас не оставит Создатель.