29 апреля 2018г.
Внедрение менеджмента качества и других инновационных технологий в деятельность аптечных организаций, социальная ответственность перед потребителями и обществом предъявляют новые требования к управлению человеческими ресурсами. В то же время традиционные подходы к управлению фармацевтическим персоналом становятся сегодня малоэффективными, что обусловлено динамичностью внешней среды особенно в условиях кризисной ситуации. Значительное влияние на формирование коллективов аптек и организацию совместной работы оказывают демографические и экономические тенденции, которые наблюдаются на рынке труда, в том числе специалистов с фармацевтическим образованием, в частности, замедление темпов роста персонала, увеличение среднего возраста сотрудников, рост востребованности компетентности и высокого профессионализма.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:
· постановка цели и выбор стратегии
· четыре цикла.
1. Планирование : составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация : определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение : осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4. Руководство : контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.
Главной задачей менеджера является экономия его рабочего времени и точное использование собственных возможностей максимально. Правильная организация и рациональное оборудование рабочего места менеджера дают возможность выполнять все свои функции, плодотворно и удовлетворительно общаться с посетителями, сотрудниками, вести приём посетителей, поддерживать высшую работоспособность и рабочее настроение.
Анализ основных методов менеджмента в аптеке
Рассмотрим на примере Аптеку № 234, Центральная, Районная, ГУП – пгт. Солнечнодольска. Аптека действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования. На этих двух методов, было выявлено то, что они обеспечивают хозяйственную самостоятельность предприятия, и также оплата труда осуществляется за счет заработанных средств. Данные затраты возмещаются из услуг, работ, от выручки, реализации продукции и т д. Метод менеджмента в Аптеке№234 обусловливает процесс управлением этой организацией, его персоналам, а также финансами. Основная цель обеспечить населения эффективнымилекарственными средствами(ЛС), и старается применять стимулирующие меры, заинтересовывающие работников в своевременном и надежном исполнении предписаний руководителя.
Анализ методов менеджмента - Аптеки №234, Центральная, Районная, ГУП – пгт. Солнечнодольска
Аптека № 234 обязан отчитываться своему учредителю по всем вопросам использования и сохранности
имущества. Данная аптека отчитывается администрации Изобильненского района по вопросу перечисления в соответствующий бюджет части полученной прибыли. Аптека № 234 осуществляет деятельность в целях оказания доступной лекарственной помощи населению в условиях государственного регулирования цен на ЛС, инструменты медицинского назначения (ИМН). Также она несет огромную ответственность за выполнение своих обязательств перед поставщиками, собственником имущества, физическими лицами, потребителями и т д.
Виды фармацевтической деятельности данной аптеки:
- оказание ПМП
- реализацию населению ЛС, в том числе гомеопатических, по рецептам и б/р врача, учреждениям здравоохранения по требованиям и заявкам
- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов (ЛП)в домашних условиях
- закуп, хранение, контроль качества на разрешенных законом условиях ЛС, гомеопатических средств,
медицинской техники профилактического назначения, предметы ухода за больными, инструменты медицинской техники (ИМТ)и расходных материалов к ней, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи (ПМП), лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей и т д
- оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения
Рассмотрим основные показатели деятельности аптеки №234, Центральная, Районная, ГУП в таблице (1) за последние годы 2010 – 2012
Таблица 1 "Основные показатели деятельности аптеки №234 пгт. Солнечнодольска
№
|
Показатели
|
Годы
|
Отклонения
(разница в годах)
|
темпы роста %
(разница в годах)
|
2010
|
2011
|
2012
|
2011
от
2010
|
2012 от
2011
|
2011 к
2010
|
2012 к
2011
|
1.
|
Численность работников
управления (чел.)
|
4
|
4
|
4
|
-
|
-
|
100
|
100
|
2.
|
Эффективность
управленческого труда (тыс.руб./чел.)
|
55
|
71
|
145
|
16
|
74
|
129
|
204
|
3.
|
Выручка от реализации (в
тыс. руб.)
|
12161
|
16200
|
16500
|
4039
|
300
|
133
|
102
|
4.
|
Численность работающих
(чел.)
|
50
|
51
|
52
|
1
|
1
|
102
|
102
|
5.
|
Себестоимость продукции (в
тыс.руб.)
|
9000
|
14500
|
14820
|
5500
|
320
|
161
|
102
|
6.
|
Стоимость основных фондов
(в тыс. руб.)
|
811
|
1024
|
1075
|
213
|
51
|
126
|
105
|
7.
|
Стоимость оборотных
средств (в тыс.руб.)
|
3150
|
3290
|
3973
|
140
|
683
|
104
|
121
|
8.
|
Количество оборотов
оборотных средств (об.)
|
7,3
|
8,5
|
7,3
|
1,2
|
-1,2
|
116
|
86
|
9.
|
Производительность труда
(чел.)
|
237,3
|
325,5
|
339,1
|
88,2
|
13,6
|
137
|
104
|
10.
|
Фондоотдача (руб./руб.)
|
16,2
|
17,9
|
17,2
|
1,7
|
-0,7
|
110
|
96
|
По показаниям в таблице за 2010 – 2012 гг. следует, что Аптека №234 работает стабильно. Численность работников в данной организации остается постоянным. Эффективность управленческого труда составило с 55 до 145. Выручка от реализации продукции составило в 2012 году 16500 руб., что выше, чем за прошлые те годы. Численность работающих с каждым годом увеличивалось на 1 человека. Себестоимость продукции в 2012 г увеличилась на 14820 руб. по сравнению с 2010 г, и темп роста составил 102%. Стоимость основных фондов тоже возросла, если присмотреться в таблицу. И та же самая картина с остальными показателями, что возрастает с каждым годом.
Разработка предложений по совершенствованию методов менеджмента Аптеки №234, Центральная, Районная, ГУП
- в аптеке должна повышаться материальная заинтересованность работников в деле самостоятельного поиска оптимальных решений и принятии на себя ответственности за их результаты
- руководитель аптеки должен уметь правильно интерпретировать ситуацию
- предприятие должно использовать новейшие информационные и управленческие технологии
- должен развиваться, повышаться и совершенствоваться профессионализм трудового коллектива и руководителя, управляющего этим коллективом
- руководитель аптеки, как главный управляющий, должен добиваться поставленных целей деятельности
- в аптеке должны внедряться методы по формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, по развитию доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказанию им помощи
- для успешного руководства людьми директор должен знать, чего хотят и чего не хотят его подчиненные, каковы внешние и внутренние мотивы их поведения, как можно воздействовать на них и каких результатов от них ожидать
Заключение
Сам менеджмент в аптеке - это как процесс, отражающий свои функции: анализ работы, учет, планирование, контроль и прогнозирование. Как раз же они являются главным условием этого процесса. По методам менеджмента в принципах управления в аптечной организации бывают: социально- психологические, административные, экономические, также воспитательные, от которых и будет зависеть успешная работа руководителя. Если рассмотреть всю написанную теорию и практику, то можно прийти к выводу, что руководитель это и есть главный менеджер, т е лицо по выработке управленческих решений. И по этим принципам держится руководитель и персоналы Аптеки№234. И полученные результаты, которые записаны в таблице (1) свидетельствуют, что в целом уровень организации менеджмента аптеки достаточно высок, что также, говорит о хорошем состоянии системы трудовой мотивации. И как говорится в каждой аптечной организации главным достоянием являются люди.
Список литературы
1. Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой.- М.: Мир, 2000.-с.422
2. Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под ред.Е.С. Стояновой.- М.: Перспектива,2001. - с.456.
3. Лозовая Г.Ф., Лопатин П.В., Глембоцкая Г.Т. Менеджмент фармацевтической организации. М.: МЦФЭР. - 191 с.