Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА (1980-2015 ГГ.)

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
08 мая 2016г.

Введение.

Модернизация системы образования, связанная с реализацией новых образовательных стандартов, ростом учебных нагрузок, интегрированием различных современных электронных средств в процесс обучения, использованием новых педагогических технологий без учета физических и психологических возможностей детского организма, приводит к ухудшению состояния здоровья детей уже на этапах подготовки к школе. Это делает актуальной оценку исходного уровня здоровья детей на этапе начала систематического обучения в общеобразовательных организациях (ОО) [1-5].

Цель исследования - изучить динамику состояния здоровья первоклассников г. Н. Новгорода по данным углубленных медицинских осмотров.

Материалы и методы.

С 1980 г. по 2015 г. бригадой специалистов ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ проводились углубленные медицинские осмотры школьников г. Нижнего Новгорода. В 1980 г. обследовано 132 первоклассника, в 1992 г.- 251чел., в 2002 г. – 179 чел., и в 2015 г. – 133 чел.

Формирование базы данных осуществлялось в СУБД FoxPro v.6.0. Статистическая обработка и анализ данных были проведены с использованием пакета прикладных программ: Statgraphics 5.1, Statistica v.6.0.

Результаты и обсуждение.

За более чем 30 летний период наблюдений произошли существенные изменения в состоянии здоровья школьников Патологическая пораженность (ПП) у первоклассников достоверно увеличилась в 2,8 раза. В 1980 г. уровень ПП у мальчиков и девочек существенно не различался, а к 2015 г. данный показатель у девочек стал достоверно выше, чем у мальчиков (Рисунок 1).


В структуре ПП первоклассников как в 1980 г., так и в 2015 г. преобладали морфофункциональные отклонения (МФО). В 1980 г. у первоклассников доля МФО от общего уровня ПП составляла 80,1±3,5%, доля хронических заболеваний (ХЗ) – 19,9±3,4% (у мальчиков 78,8±4,6% и 21,2±4,6% соответственно, у девочек 82,2±5,3% и 17,8±5,2% соответственно).

За 35-летний период наблюдений структура ПП характеризуется увеличением доли ХЗ и снижением МФО, как у мальчиков, так и у девочек. В 2015 г. доля ХЗ составила 27,4±3,8% (у мальчиков - 28,3±5,6%, у девочек - 26,6±5,3%), а доля МФО - 72,6±3,9%, (у мальчиков - 71,7±5,6%, у девочек - 73,4±5,3%).

При этом достоверно увеличился как уровень МФО (в 2,6 раза), так и уровень ХЗ (в 3,9 раза) (Табл.1).

 




 

 

Динамика показателей состояния здоровья первоклассников г. Н. Новгорода


Таблица 1




 

№ п/п

 

Показатели

1980 г.

2015 г.

1

2

3

1

2

3

 

1

Патологическая

пораженность, %о

2265,8±13

8,7

2018,9±55

1,4

2166,7±35

9

6415,4±13

9,0

5884,1±59

2,5

6210,5±42

0,6

 

2

Морфофункцио-нальные

отклонения, %о

1784,8±43

0,8

1660,4±51

1,1

1734,9±32

9,6

4600,0±61

8,6

4318,8±59

6,3

4511,3±43

1,5

 

3

Хронические

заболевания, %о

 

481,0±56,2

 

358,5±65,9

 

431,8±43,1

1815,4±47

8,1

1565,2±43

7,4

1699,3±32

5,6

4

Статистика

р<0,05

р<0,05

1- мальчики, 2- девочки, 3- все.

  

Анализ ПП по классам болезней МКБ-10 в 1980-2015 гг. показал стабильность структуры ПП за изучаемый период. В 1980 г. первое ранговое место с долей 27,62% занимали болезни органов дыхания (X класс), второе с долей 19,93% - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс), третье ранговое место (доля 12,94%) - психические расстройства и расстройства поведения (V класс), четвертое ранговое место (доля 11,54%) - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (IV класс). Перечисленные классы болезней в основном формируют структуру ПП.

В 2015 г. произошло перераспределение классов болезней, которые занимают первые 5 мест в структуре: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) с долей 28,93% и болезни органов пищеварения (XI класс) – 22,52% - занимают первое и второе ранговые места соответственно, третье ранговое место с долей 9,44% - болезни органов дыхания (X класс), четвертое - болезни кожи и подкожной клетчатки (XII класс) - 7,87%.

В структуре МФО у первоклассников в 1980 г. преобладали болезни органов дыхания (X класс) с долей 31,44%, на втором ранговом месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) с долей 23,58%, на третьем с долей 14,41% - психические расстройства и расстройства поведения (V класс). Четвёртое ранговое место (10,48%) занимали болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (IV класс). В 2015 г. структура МФО изменилась: болезни органов пищеварения (XI класс) с долей 28,67% заняли первое ранговое место, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) с долей 20,50% - второе место, на третье ранговое место с долей 11,0% переместились болезни органов дыхания (X класс), на четвертом с долей 9,0% - психические расстройства и расстройства поведения (V класс).

В структуре ХЗ у первоклассников в 1980 г. на первом месте с долей 38,6% преобладали болезни глаза и его придаточного аппарата (VII класс), на втором с долей 15,8% - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (IV класс), третье место с долей 12,3% занимали болезни органов дыхания (X класс), четвёртое с долей 7,0% - психические расстройства и расстройства поведения (V класс). К 2015 г. на первое место с долей 51,3% переместились болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс), на второе место - болезни кожи и подкожной клетчатки (XII класс) с долей 17,7%. Болезни нервной системы (VI класс) с долей 7,1% заняли третье ранговое место, болезни органов пищеварения (XI класс) с долей 6,2% - четвертое.

Гендерных различий в структуре ПП, МФО и ХЗ не выявлено.

Наиболее высокий рост уровня патологической пораженности у первоклассников за период 1980-2015 гг. достоверно выявлен по следующим классам болезней: болезни кожи и подкожной клетчатки (XII класс) – в 10,75 раза, болезни органов пищеварения (XI класс) – в 9,7 раза, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) – в 4,1 раза (Рисунок 2). У девочек темп роста обсуждаемого показателя достоверно выше, чем у мальчиков: по классу болезней органов пищеварения (XI класс) у девочек определен рост в 15 раз против 7,6 раза у мальчиков, уровень ПП по болезням кожи и подкожной клетчатки (XII класс) у девочек вырос в 27,6 раза, а у мальчиков - в 7 раз. По классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) темп роста ПП у мальчиков выше, чем у девочек, но различия статистически не значимы.

Практически не изменился уровень ПП по классам болезней: болезни нервной системы (VI класс), болезни органов дыхания (X класс). Выявлено статистически не значимое снижение уровня ПП по классу болезни глаза и его придаточного аппарата (VII класс).

За 35-летний период наблюдений достоверный рост уровня МФО выявлен по следующим классам болезней, а именно: по классу болезней органов пищеварения (XI класс) – в 10,6 раза, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) – в 6,2 раза, по классу болезней глаза и его придаточного аппарата (VII класс) – в 2,4 раза, по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ (IV класс) – в 2,2 раза (Табл.2).

Таблица 2 Заболеваемость по данным углубленных медицинских осмотров первоклассников г. Н. Новгорода, %о

№ п/п

 

Классы болезней, МКБ-10

1980 г.

2015 г.

1

2

3

1

2

3

Патологическая пораженность, %о

1.

Болезни органов дыхания

658,2

509,4

598,5

630,8

536,2

586,5

 

2

Болезни костно-мышечной системы и

соединительной ткани

 

379,7

 

509,4

 

2166,7

 

1800,0

 

1768,1

 

1797,0

 

3.

Психические расстройства и

расстройства поведения

 

341,8

 

188,7

 

280,3

 

600,0

 

318,8

 

458,6

4.

Болезни эндокринной системы,

расстройства питания и нарушения обмена веществ

240,5

264,2

250,0

400,0

478,3

443,6

 

5.

Болезни глаза и его придаточного

аппарата

 

240,5

 

226,4

 

234,8

 

215,4

 

159,4

 

188,0

6.

Болезни нервной системы

126,6

169,8

143,9

169,2

101,4

135,3

Прочие

278,5

56,7

83,4

1246,2

1100,8

1203,0

Статистика

р<0,05

р<0,05

Морфофункциональные отклонения, %о

1

Болезни органов дыхания

582,3

490,6

545,5

569,2

420,3

496,2

 

2

Болезни костно-мышечной системы и

соединительной ткани

 

367,1

 

471,7

 

409,1

 

846,2

 

985,5

 

924,8

 

3

Психические расстройства и

расстройства поведения

 

303,8

 

169,8

 

250,0

 

492,3

 

318,8

 

406,2

 

4

Болезни эндокринной системы,

расстройства питания и нарушения обмена веществ

 

177,2

 

188,7

 

181,8

 

338,5

 

434,8

 

390,9

5

Болезни органов пищеварения

151,9

75,5

121,2

1246,2

1318,8

1293,2

 

6

Болезни глаза и его придаточного

аппарата

 

63,3

 

75,5

 

68,2

 

184,6

 

144,9

 

165,4

Прочие

139,2

188,7

159,1

923,1

695,5

790,4

Статистика

р<0,05

р<0,05

Хронические заболевания, %о

 

1

Болезни глаза и его придаточного

аппарата

 

177,2

 

150,9

 

166,7

 

30,8

 

14,5

 

22,6

2

Болезни эндокринной системы,

расстройства питания и нарушения обмена веществ

63,9

75,5

68,2

61,5

43,5

52,6

3

Болезни органов дыхания

75,9

18,9

53,0

61,5

115,9

90,2

 

4

Психические расстройства и

расстройства поведения

 

37,9

 

18,9

 

30,3

 

107,7

 

0,0

 

52,6

 

5

Болезни костно-мышечной системы и

соединительной ткани

 

12,7

 

37,8

 

22,7

 

953,9

 

782,6

 

872,2

6

Болезни органов пищеварения

25,3

18,9

22,7

107,7

101,5

105,3

Прочие

88,5

37,8

68,2

553,9

1289,8

503,7

Статистика

р<0,05

р<0,05

1-мальчики, 2- девочки, 3-все.

 

У девочек темп роста уровней МФО выше, чем у мальчиков. Так, по классу болезней органов пищеварения (XI класс) у девочек рост МФО составил 17,4 раза против 8,2 раза у мальчиков, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) - у девочек в 7,6 раза против 6 раз у мальчиков. По классу болезней костно- мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) у мальчиков темп роста данного показателя выше, чем у девочек, но различия статистически не значимы. Уровень МФО существенно не изменился по классу болезней органов дыхания (X класс) и снизился в 8 раз по классу болезней нервной системы (VI класс).

Выраженный рост уровня ХЗ выявлен по классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) – в 38,4 раза, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) – в 19,8 раза, по классу болезней органов пищеварения (XI класс) – в 4,6 раза. У девочек темп роста уровня ХЗ выше, чем у мальчиков, а именно: по классу болезней органов пищеварения (XI класс) у девочек в 5,4 раза против 4,3 раза у мальчиков, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) у девочек - в 11,2 раза, а у мальчиков – в 8,5 раза. По классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) темп роста изучаемого показателя достоверно выше у мальчиков, чем у девочек. Существенно не изменился уровень ХЗ по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ (IV класс) и достоверно снизился в 7,4 раза по классу болезней глаза и его придаточного аппарата (VII класс).

Таким образом, за 35-летний период наблюдений произошли существенные изменения в состоянии здоровья детей, приступающих к систематическому обучению. Выросли ПП, распространенность МФО и ХЗ, изменилась структура заболеваемости. Первые ранговые места заняли МФО и ХЗ, которые традиционно связывают с влиянием процесса обучения - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс), болезни органов пищеварения (XI класс), болезни нервной системы (VI класс), психические расстройства и расстройства поведения (V класс), как у мальчиков, так и у девочек.

Заключение. Мониторинг состояния здоровья первоклассников г.Нижнего Новгорода за период с 1980 г. по 2015 г. свидетельствует об общей тенденции снижения потенциала здоровья подрастающего поколения к моменту начала систематического обучения в ОО, которое сопровождается изменением режима дня, режима образовательного процесса, интенсификацией умственной деятельности. В условиях высокой учебной нагрузки организм школьника испытывает максимальное напряжение со стороны органов и систем, участвующих в учебном процессе, что приводит к прогрессированию имеющихся заболеваний и возникновению новых школьнообусловленных заболеваний. Данные настоящего исследования служат основанием для создания единой профилактической образовательной среды в ОО, разработки и проведения профилактических и оздоровительно- реабилитационных мероприятий, в том числе и на этапах дошкольного образования детей.

 

Список литературы

1.     Бузинов Р.В., Аверина Е.А., Унгуряну Т.Н. Влияние условий образовательной среды на состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста на территории Архангельской области. Анализ риска и здоровью. 2015 г.. №3. С. 27-32.

2.     Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2007. 216 с.

3.     Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора Кучмы В.Р. и д.м.н. Храмцова П.И.) М.: Издатель НЦЗД. 2012. 181 с.

4.     Теппер Е.А, Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. Особенности формирования «школьной» патологии в течение десяти лет обучения. Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т.9,№1. С. 101-106.

5.     Храмцов П.И., Березина Н.О., Гронец И.Ю. Состояние здоровья и функциональные возможности организма старших дошкольников в динамике учебного года. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. №3. С. 17-23.