Нижний Новгород
08 мая 2016г.
Введение.
Модернизация системы образования, связанная с реализацией новых образовательных стандартов, ростом учебных нагрузок, интегрированием различных современных электронных средств в процесс обучения, использованием новых педагогических технологий без учета физических и психологических возможностей детского организма, приводит к ухудшению состояния здоровья детей уже на этапах подготовки к школе. Это делает актуальной оценку исходного уровня здоровья детей на этапе начала систематического обучения в общеобразовательных организациях (ОО) [1-5].
Цель исследования - изучить динамику состояния здоровья первоклассников г. Н. Новгорода по данным углубленных медицинских осмотров.
Материалы и методы.
С 1980 г. по 2015 г. бригадой специалистов ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ проводились углубленные медицинские осмотры школьников г. Нижнего Новгорода. В 1980 г. обследовано 132 первоклассника, в 1992 г.- 251чел., в 2002 г. – 179 чел., и в 2015 г. – 133 чел.
Формирование базы данных осуществлялось в СУБД FoxPro v.6.0. Статистическая обработка и анализ данных были проведены с использованием пакета прикладных программ: Statgraphics 5.1, Statistica v.6.0.
Результаты и обсуждение.
За более чем 30 летний период наблюдений произошли существенные изменения в состоянии здоровья школьников Патологическая пораженность (ПП) у первоклассников достоверно увеличилась в 2,8 раза. В 1980 г. уровень ПП у мальчиков и девочек существенно не различался, а к 2015 г. данный показатель у девочек стал достоверно выше, чем у мальчиков (Рисунок 1). В структуре ПП первоклассников как в 1980 г., так и в 2015 г. преобладали морфофункциональные отклонения (МФО). В 1980 г. у первоклассников доля МФО от общего уровня ПП составляла 80,1±3,5%, доля хронических заболеваний (ХЗ) – 19,9±3,4% (у мальчиков 78,8±4,6% и 21,2±4,6% соответственно, у девочек 82,2±5,3% и 17,8±5,2% соответственно).
За 35-летний период наблюдений структура ПП характеризуется увеличением доли ХЗ и снижением МФО, как у мальчиков, так и у девочек. В 2015 г. доля ХЗ составила 27,4±3,8% (у мальчиков - 28,3±5,6%, у девочек - 26,6±5,3%), а доля МФО - 72,6±3,9%, (у мальчиков - 71,7±5,6%, у девочек - 73,4±5,3%).
При этом достоверно увеличился как уровень МФО (в 2,6 раза), так и уровень ХЗ (в 3,9 раза) (Табл.1).
Динамика показателей состояния здоровья первоклассников г. Н. Новгорода
Таблица 1
№ п/п
|
Показатели
|
1980 г.
|
2015 г.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Патологическая
пораженность, %о
|
2265,8±13
8,7
|
2018,9±55
1,4
|
2166,7±35
9
|
6415,4±13
9,0
|
5884,1±59
2,5
|
6210,5±42
0,6
|
2
|
Морфофункцио-нальные
отклонения, %о
|
1784,8±43
0,8
|
1660,4±51
1,1
|
1734,9±32
9,6
|
4600,0±61
8,6
|
4318,8±59
6,3
|
4511,3±43
1,5
|
3
|
Хронические
заболевания, %о
|
481,0±56,2
|
358,5±65,9
|
431,8±43,1
|
1815,4±47
8,1
|
1565,2±43
7,4
|
1699,3±32
5,6
|
4
|
Статистика
|
р<0,05
|
р<0,05
|
1- мальчики, 2- девочки, 3- все.
Анализ ПП по классам болезней МКБ-10 в 1980-2015 гг. показал стабильность структуры ПП за изучаемый период. В 1980 г. первое ранговое место с долей 27,62% занимали болезни органов дыхания (X класс), второе с долей 19,93% - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс), третье ранговое место (доля 12,94%) - психические расстройства и расстройства поведения (V класс), четвертое ранговое место (доля 11,54%) - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (IV класс). Перечисленные классы болезней в основном формируют структуру ПП.
В 2015 г. произошло перераспределение классов болезней, которые занимают первые 5 мест в структуре: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) с долей 28,93% и болезни органов пищеварения (XI класс) – 22,52% - занимают первое и второе ранговые места соответственно, третье ранговое место с долей 9,44% - болезни органов дыхания (X класс), четвертое - болезни кожи и подкожной клетчатки (XII класс) - 7,87%.
В структуре МФО у первоклассников в 1980 г. преобладали болезни органов дыхания (X класс) с долей 31,44%, на втором ранговом месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) с долей 23,58%, на третьем с долей 14,41% - психические расстройства и расстройства поведения (V класс). Четвёртое ранговое место (10,48%) занимали болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (IV класс). В 2015 г. структура МФО изменилась: болезни органов пищеварения (XI класс) с долей 28,67% заняли первое ранговое место, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) с долей 20,50% - второе место, на третье ранговое место с долей 11,0% переместились болезни органов дыхания (X класс), на четвертом с долей 9,0% - психические расстройства и расстройства поведения (V класс).
В структуре ХЗ у первоклассников
в 1980 г. на первом месте с долей 38,6% преобладали болезни
глаза и его придаточного аппарата (VII класс), на втором с долей 15,8% - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена
веществ (IV класс), третье место с долей 12,3% занимали болезни органов дыхания (X класс), четвёртое с долей 7,0% - психические расстройства и расстройства поведения (V класс). К 2015 г. на первое место с долей 51,3% переместились болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс), на второе место - болезни кожи и подкожной клетчатки (XII класс) с долей 17,7%. Болезни нервной системы (VI класс) с долей 7,1% заняли третье ранговое место, болезни органов пищеварения (XI класс) с долей 6,2% - четвертое.
Гендерных различий в структуре ПП, МФО и ХЗ не выявлено.
Наиболее высокий рост уровня патологической пораженности у первоклассников за период 1980-2015 гг. достоверно выявлен по следующим классам болезней: болезни кожи
и подкожной клетчатки (XII класс) – в 10,75 раза, болезни органов
пищеварения
(XI класс) – в 9,7 раза, болезни костно-мышечной системы и
соединительной ткани (XIII класс) – в 4,1 раза
(Рисунок 2).
У девочек темп роста обсуждаемого показателя достоверно выше,
чем у
мальчиков: по классу болезней органов пищеварения (XI класс) у девочек определен рост в 15 раз против 7,6 раза у мальчиков, уровень
ПП по болезням кожи и подкожной клетчатки (XII класс) у девочек вырос в 27,6 раза, а у мальчиков - в 7 раз. По классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) темп роста ПП у мальчиков выше, чем у девочек, но различия статистически не значимы. Практически
не
изменился уровень ПП по классам болезней: болезни нервной системы
(VI класс), болезни органов дыхания (X класс). Выявлено статистически не значимое снижение уровня ПП по классу болезни глаза и его придаточного аппарата (VII класс).
За 35-летний период наблюдений достоверный рост уровня МФО выявлен по следующим классам болезней, а именно: по классу болезней органов пищеварения (XI класс) – в 10,6
раза, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) – в 6,2 раза, по классу болезней глаза и его придаточного аппарата (VII класс) – в 2,4 раза, по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ (IV класс) – в 2,2 раза (Табл.2).
Таблица 2 Заболеваемость по данным углубленных медицинских осмотров первоклассников г. Н. Новгорода, %о
№ п/п
|
Классы болезней, МКБ-10
|
1980 г.
|
2015 г.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
Патологическая пораженность, %о
|
1.
|
Болезни органов дыхания
|
658,2
|
509,4
|
598,5
|
630,8
|
536,2
|
586,5
|
2
|
Болезни костно-мышечной системы и
соединительной ткани
|
379,7
|
509,4
|
2166,7
|
1800,0
|
1768,1
|
1797,0
|
3.
|
Психические расстройства и
расстройства поведения
|
341,8
|
188,7
|
280,3
|
600,0
|
318,8
|
458,6
|
4.
|
Болезни эндокринной системы,
расстройства питания и нарушения обмена веществ
|
240,5
|
264,2
|
250,0
|
400,0
|
478,3
|
443,6
|
5.
|
Болезни глаза
и его придаточного
аппарата
|
240,5
|
226,4
|
234,8
|
215,4
|
159,4
|
188,0
|
6.
|
Болезни нервной системы
|
126,6
|
169,8
|
143,9
|
169,2
|
101,4
|
135,3
|
|
Прочие
|
278,5
|
56,7
|
83,4
|
1246,2
|
1100,8
|
1203,0
|
|
Статистика
|
р<0,05
|
р<0,05
|
Морфофункциональные отклонения, %о
|
1
|
Болезни органов дыхания
|
582,3
|
490,6
|
545,5
|
569,2
|
420,3
|
496,2
|
2
|
Болезни костно-мышечной системы и
соединительной ткани
|
367,1
|
471,7
|
409,1
|
846,2
|
985,5
|
924,8
|
3
|
Психические расстройства и
расстройства поведения
|
303,8
|
169,8
|
250,0
|
492,3
|
318,8
|
406,2
|
4
|
Болезни эндокринной системы,
расстройства питания и нарушения обмена веществ
|
177,2
|
188,7
|
181,8
|
338,5
|
434,8
|
390,9
|
5
|
Болезни органов пищеварения
|
151,9
|
75,5
|
121,2
|
1246,2
|
1318,8
|
1293,2
|
6
|
Болезни глаза
и его придаточного
аппарата
|
63,3
|
75,5
|
68,2
|
184,6
|
144,9
|
165,4
|
|
Прочие
|
139,2
|
188,7
|
159,1
|
923,1
|
695,5
|
790,4
|
|
Статистика
|
р<0,05
|
р<0,05
|
Хронические заболевания, %о
|
1
|
Болезни глаза
и его придаточного
аппарата
|
177,2
|
150,9
|
166,7
|
30,8
|
14,5
|
22,6
|
2
|
Болезни эндокринной системы,
расстройства питания и нарушения обмена веществ
|
63,9
|
75,5
|
68,2
|
61,5
|
43,5
|
52,6
|
3
|
Болезни органов дыхания
|
75,9
|
18,9
|
53,0
|
61,5
|
115,9
|
90,2
|
4
|
Психические расстройства и
расстройства поведения
|
37,9
|
18,9
|
30,3
|
107,7
|
0,0
|
52,6
|
5
|
Болезни костно-мышечной системы и
соединительной ткани
|
12,7
|
37,8
|
22,7
|
953,9
|
782,6
|
872,2
|
6
|
Болезни органов пищеварения
|
25,3
|
18,9
|
22,7
|
107,7
|
101,5
|
105,3
|
|
Прочие
|
88,5
|
37,8
|
68,2
|
553,9
|
1289,8
|
503,7 |
1-мальчики, 2- девочки, 3-все.
У девочек темп роста уровней
МФО
выше, чем у мальчиков. Так, по классу болезней органов пищеварения (XI класс) у девочек рост МФО составил
17,4 раза против 8,2 раза у мальчиков, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) - у девочек в 7,6 раза против 6 раз у мальчиков. По классу болезней костно- мышечной системы
и соединительной ткани (XIII класс) у мальчиков темп роста данного
показателя
выше, чем у девочек, но различия статистически не значимы. Уровень МФО существенно не изменился по классу болезней органов дыхания (X класс) и снизился в 8 раз по классу болезней нервной системы (VI класс).
Выраженный рост уровня ХЗ выявлен по классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) – в 38,4 раза, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) – в 19,8 раза, по классу болезней органов пищеварения (XI класс) – в 4,6 раза. У девочек темп роста уровня ХЗ выше, чем у мальчиков, а именно: по классу болезней органов пищеварения (XI класс) у девочек в 5,4 раза против 4,3 раза у мальчиков, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) у девочек - в 11,2 раза, а у
мальчиков – в 8,5 раза. По классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) темп роста изучаемого показателя достоверно выше у мальчиков, чем у девочек. Существенно не изменился уровень ХЗ по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ (IV класс) и достоверно снизился в 7,4 раза по классу болезней глаза и его придаточного аппарата (VII класс).
Таким образом, за 35-летний период наблюдений произошли существенные изменения в состоянии здоровья детей, приступающих к систематическому обучению. Выросли ПП, распространенность МФО и ХЗ, изменилась структура заболеваемости. Первые ранговые места заняли МФО и ХЗ, которые традиционно связывают с влиянием процесса обучения - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс), болезни органов пищеварения (XI класс), болезни нервной системы (VI класс), психические расстройства и расстройства поведения (V класс), как у мальчиков, так и у девочек.
Заключение. Мониторинг состояния здоровья первоклассников г.Нижнего Новгорода за период с 1980 г. по 2015 г. свидетельствует об общей тенденции снижения потенциала здоровья подрастающего
поколения к моменту начала систематического обучения в ОО, которое сопровождается
изменением режима дня, режима образовательного процесса, интенсификацией умственной деятельности. В условиях высокой учебной нагрузки организм школьника испытывает максимальное напряжение со стороны органов и систем, участвующих в учебном процессе,
что приводит к прогрессированию имеющихся заболеваний и возникновению новых школьнообусловленных заболеваний. Данные настоящего исследования служат основанием для создания единой профилактической
образовательной среды в ОО, разработки и проведения профилактических и оздоровительно- реабилитационных мероприятий, в том числе и на этапах дошкольного образования детей.
Список литературы
1.
Бузинов Р.В., Аверина Е.А., Унгуряну Т.Н. Влияние условий образовательной среды на состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста на территории Архангельской области. Анализ риска и здоровью.
2015 г.. №3. С. 27-32.
2.
Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2007. 216 с.
3.
Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора Кучмы В.Р. и д.м.н. Храмцова П.И.) М.: Издатель НЦЗД. 2012. 181 с.
4.
Теппер Е.А, Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. Особенности формирования «школьной» патологии в течение десяти лет обучения. Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т.9,№1. С. 101-106.
5.
Храмцов П.И., Березина Н.О.,
Гронец И.Ю. Состояние здоровья и функциональные возможности организма старших
дошкольников в динамике учебного
года. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. №3. С. 17-23.
|