Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАРУШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИНЫ НА ФОНЕ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
29 апреля 2018г.

Актуальность. Современная женщина в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с воздействием "стрессовых" неблагоприятных факторов окружающей среды и это стало нормой современного общества [3,5].

В условиях постоянного воздействия психоэмоционального напряжения в коре головного мозга начинает функционировать доминанта, то есть происходит торможение функции подкорковых структур мозга, что проявляется снижением или торможением образования гонадотропных рилизинг-гормонов [1,4,7,8 ].

Репродуктивная система занимает пассивную позицию в процессе адаптации организма к стрессу. В условиях стресса она замедляет свою деятельность, возникает централизация кровоснабжения - основные энергетические ресурсы организма поступает жизненно важным системам. В гормональном гомеостазе - вышеизложенное, выражается в поддержании адекватного ответа организма на стрессовое воздействие гипоталамно-гипофизарно-яичниковой системой в виде угнетения репродуктивной функции [2,9]. Таким образом, в современных условиях наблюдается превращение стресса из физиологического адаптативного явления в патогенетическое звено [2,7].

Для женщины нарушение менструальной функции должно стать сигналом о серьезной поломке в организме. Однако, согласно данных изучения анамнеза заболеваний - только одна треть женщин обращается к гинекологу с этой проблемой на ранних этапах заболевания, боясь "страшного диагноза", а в итоге узнав, что причиной дисфункционального состояния является обычный стресс, большинство игнорируют данный факт, довольствуясь лишь симптоматическим медикаментозным лечением. В то время, как не нивелированная эмоционально-психическая нагрузка продолжит свое патологическое действие, и функциональные изменения перейдут в структурные, переводя организм из стадии адаптивности в стадию истощения, что и может, стать причиной бесплодия, понимание патогенеза позволит избежать подобных клинических последствий [6,10]. Поэтому бытующее в повседневной жизни, как пациента, так и врача мнение о банальности стресса опровергается вышеизложенными данными различных исследований и указывает на необходимость уделять соответствующее внимание уровню стресса в процессе диагностики гинекологической патологии, а также учитывать в подходах к лечению [5,6].

Цель исследования: Оценить характер нарушений менструального цикла как результата неблагоприятного воздействия окружающей среды, формирующей стрессовое влияние.

Материалы   и   методы:   Исследование   состояло   из   трех   блоков:   общей,   психологической   и гинекологической. Для этой цели было проведено анкетирование 100 студенток Медицинской академии С.И. Георгиевского.

В общей части анкеты определялись другие, помимо стресса, неблагоприятные факторы, которые могли негативно отразиться на менструальной функции обучающихся, а именно: гиподинамия, вредные привычки, недостаточное питание, сопутствующие соматические заболевания.

В психологической части был использован тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых, позволяющий определить основные причины, проявления и приемы снятия стресса.

Гинекологический блок включал - изучение гинекологического анамнеза с оценкой состояния менструального цикла и его главных характеристик.

После обработки всех блоков были сформированы две группы по 25 человек с нарушениями менструального цикла без связи со стрессовыми влияниями и со связью со стрессовыми влияниями.

Обследование студенток проводилось в медицинском центре "Alba-Med" и включало: осмотр, УЗ- исследование органов малого таза для исключения структурной патологии, которая могла бы дать вероятность погрешности в проводимом исследовании, лабораторная диагностика – определение кортизола, пролактина, эстрадиола и прогестерона, проводилась в лечебно-диагностическом центре "Праймер" с учетом фазы менструального цикла.

Статистическую обработку данных проводили используя программное обеспечение MS Excel и Statistica 6.0.

Результаты и их обсуждение. По результатам первого блока анкетирования, где оценивались общие факторы, которые могли бы повлиять на менструальный цикл студенток, прослеживается явное несоблюдение правил здорового образа жизни у 3курсниц: "популярны" вредные привычки, неправильный режим питания и сна, чаще встречаются случаи дефицита и избытка массы тела. В совокупности с дополнительными физическими нагрузками, которые имеются у 62% 3курсниц, неправильный образ жизни истощает адаптационные резервы, что делает организм уязвимым перед стрессовым влиянием.

При изучении результатов второго блока было определено, что чаще всего стрессовые ситуации у опрошенных, возникают на учебе и основными причинами их возникновения являются большие учебные нагрузки и излишне серьезное отношение к учебе.

Стоит обратить внимание на то, что у студенток 3 курса стресс, связанный с учебой проявляется в виде вегетативных проявлений чаще, чем у студенток 2 курса - 74% и 38% соответственно. Также на 3 курсе у студенток чаще встречаются нарушения в эмоционально-поведенческой сфере в виде проявлений тревоги, раздражительности, агрессии относительно 2курсниц (42% и 28%). Основными способами снятия стресса является отдых - 76%, и общение с близкими - 62%.

Согласно данным, полученным в ходе проведенного исследования третьего блока анкетирования, установлено: раннее менархе (10-11 лет) наблюдалось у 12% опрошенных; нерегулярный менструальный цикл - 22%; альгоменорея - 58%; меноррагия - 20%; гипоменорея - 4%. Длительность менструаций менее 3х дней отмечается у 8% студенток, более 7 дней - у 5%. Короткий цикл (<21 дней) имеют 13% респонденток, длительный (>35 дней) - 9%.

Отмечается высокий показатель нарушений менструального цикла: на 2 курсе - 72%, из них 50% опрошенных отмечают связь со стрессом; тогда, как на 3 курсе с этой проблемой столкнулось - 82% студенток и из них 58% случаев стрессогенные. В большинстве случаев нарушения проявляются в виде задержки менструации - 83,3% и 92,6% (2й и 3й курсы соответственно), из которых 15,6% длятся более 15 дней; 18,4% - больше месяца, аменорея отмечалась у 11,4% опрошенных.

Согласно данным исследования, отмечается уменьшение количества студенток без нарушений менструального цикла и увеличение со стрессогенными нарушениями менструального цикла с повышением градации курса, что может объясняться учебной загруженностью. Однако не следует опускать и тот факт, что количество студенток со стрессогенными нарушениями менструального цикла изначально имеет значительные показатели на обоих курсах. Также, сравнивая эти две группы, можно сделать вывод о превалировании стрессового фактора в качестве причины нарушений менструальной функции у опрошенных.

За помощью к гинекологу обращались лишь 27,7% (2 курс) и 43,9% (3 курс), при этом в случаях стресс- индуцированных сбоев назначение группы психотропных препаратов было единично, в то время как гормональная терапия проводилась в 82% обращений к гинекологу.

При лабораторной диагностике у группы студенток, которые связывали нарушения менструального цикла с влиянием стрессовых факторов, стрессогенный механизм расстройства был подтвержден полученными результатами: уровень кортизола превышал норму у 64% - на ≤60 нмоль/л, а у 16% - на ≥60 нмоль/л. Причем соотношение студенток 2го и 3го курсов с повышенным кортизолом составило 1:2. Функция яичников у данной группы студенток характеризовалась снижением уровня эстрадиола и прогестерона у 24%. Также отмечается повышение содержания тормозящего менструальную функцию пролактина, продуцирующегося гипофизом при снижении влияния гипоталамуса: концентрация пролактина в 16% случаев оказалась повышенной, в 60% - нормальной, в 24% - пониженной. Такие разные уровни пролактина могут быть объяснены последовательными этапами стрессового состояния. Ведь как известно, эстрадиол и пролактин в стресс-реакции являются ответным компенсаторным звеном организма на начальных этапах и имеют прямую зависимость от концентрации кортизола. На ранних этапах стрессового состояния пролактин нивелирует катаболический эффект глюкокортикоидов, а эстрадиол тормозит чрезмерный выброс кортизола. Однако, по мере увеличения концентрации кортизола происходит подавление секреции пролактина и эстрадиола.

Подобная лабораторная "картина" стресс-реакции эндокринной системы в результатах гормонального обследования второй группы студенток, которые не связывали стресс с нарушениями менструального цикла была выявлена у 28% обследуемых, также у 36% отмечались случаи гиперэстрогении. У остальных 36% изменений не наблюдалось, что дает основания полагать другие причины возникновения расстройств.

Выводы. Из вышеизложенного следует, что стрессогенные нарушения менструального цикла имеют место быть у женщин, которые в ходе сбора анамнеза не исключают в своей повседневной жизни стрессовые факторы. Стресс, запуская компенсаторно-адаптационные механизмы, является идеальным пусковым фактором для подобной рассогласованности гормональной секреции. Поэтому, в современных условиях в практике гинеколога возникает необходимость учета уровня стресса у пациенток в ходе диагностики, а также назначение лечения, основанного на коррекции нарушений в психоэмоциональной сфере.

 

Список литературы

 

1 .Краюшкин, С.С. Особенности неспецифических адаптационных реакций у здоровых женщин / С.С. Краюшкин, Д.В. Брюнин //Технологии живых систем. – 2012. – Т. 9, № 4, –С. 13–16.

2 .Карева Е.Н., Олейникова О.М., Панов В.О., Шимановский Н.Л., Скворцова В.И. Эстрогены и головной мозг. Вест-ник РАМН. 2012; 2: 48-52.

3 .Лосева Н.В., Ярославцева И.В. Эмоциональные переживания в структуре личности женщин с нарушением репродуктивной функции // Психология и психотехника. – 2014. – № 4. – С. 413–420. 

4.Психологические       тесты       [Электронный      ресурс]      -       Режим       доступа:      http://www.no- stress.ru/testy/stress.html

5 .Хадарцев     А.А.,      Морозов     В.Н.,      Карасева    Ю.В.,      Хадарцева     К.А.,      Гордеева     А.Ю. Психонейроиммунологические программы адаптации, как модели дизадаптации у женщин с нарушенным репродуктивным циклом // Фундаментальные исследования. 2012. № 5 (часть 2). С. 359–365.

6 .Хадарцева К.А., Гранатович Н.Н. Механизмы адаптации и фертильность женщин. Саногенетические механизмы. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – 90 с.

7. Chen M.D., O'Byrne K.T., Chiappini S.E., Hotchkiss J., Knobil E. Hypoglycemic «stress» and gonadotropin-releasing hormone pulse generator activity in the rhesus monkey: role of the ovary // Neuroendocrinology, 1992; 56: 666-73.

8. allucci W.T., Baum A., Laue L., Rabin D.S., Chrousos G.P., Gold P.W. et al.: Sex differences in sensitivity of the hypothalamic-pituitary-adrenal axis // Health Psychol, 1993; 12: 420-428.

9. alil B., Leite C.M., Carvalho-Lima M., Anselmo-Franci J.A. Role of sex steroids in progesterone and corticosterone response to acute restraint stress in rats: sex differences. Int. J. Biol. Stress. 2013; 16 (4): 452-460.

10. han M.M., Dhandapani K.M., Zhang Q.G., Brann D.W. Estrogen regulation of spine density and excitatory synapses in rat prefrontal and somatosensory cerebral cortex. Steroids. 2013; 78 (6): 614-623.