Одним из ключевых направлений деятельности современных аптечных организаций является поиск путей обеспечения рыночной устойчивости в постоянно меняющихся условиях конкурентной среды. Для обеспечения конкурентоспособности предприятию необходимо непрерывно отслеживать происходящие изменения и оперативно адаптироваться к ним, решать задачи клиентоориентированности [1,3].
Для аптек, стремящихся к успеху на рынке, важно не только привлечь и удовлетворить нового потребителя, но и удержать уже существующего. Следовательно, нужны объективные и точные показатели уровня удовлетворенности потребителей.
В 2013 году нами был проведён сравнительный анализ удовлетворённости клиентов двух рядом расположенных аптечных организаций с использованием методики определения индекса удовлетворённости клиентов [2].
Методика состоит из нескольких этапов
1. Разработка анкеты, включающей 14 факторов, характеризующих отношение потребителей к аптеке, товару, услугам и взаимоотношениям клиентов с работниками.
2 .Анкетирование клиентов.
3 .Присвоение коэффициента каждому качественному критерию оценки удовлетворённости: совершенно удовлетворён (+1,0); удовлетворён (+0,5); затрудняюсь ответить (0,0); не удовлетворён (-0,5); совершенно не удовлетворён (-1,0).
4 .Расчёт индекса удовлетворённости по каждому фактору с использованием формулы:
Iуд = , где (1)
n1, n2, n3, n4 - соответствующее число респондентов, объединенных по одному из четырех возможных вариантов ответов по шкале удовлетворенности.
5 .Интерпретация числовых значений индекса удовлетворённости: высокий уровень удовлетворённости (от +1,0 до +0,6); средний уровень удовлетворённости (от + 0,59 до +0,2); низкий уровень удовлетворённости (менее 0,19).
6. Ранжирование индексов удовлетворённости по характеристикам: аптеки (месторасположение, режим работы, внешний вид); товара (ассортимент, уровень цен); услуг (уровень рекламы, система скидок); взаимоотношений с клиентами (профессиональная грамотность работников, культура обслуживания, быстрота обслуживания, разрешение конфликтов, понимание потребности клиента).
7. Анализ факторов и принятие мер по оптимизации обслуживания населения. Результаты нашего исследования представлены в Таблице 1.
Индексы удовлетворённости конкурирующих аптечных сетей
Таблица 1
|
/п |
Наименование фактора |
Iуд клиентов аптечной сети № 1 |
Iуд клиентов аптечной сети № 2 |
|
|
Месторасположение аптеки |
0,67 |
0,62 |
|
|
Режим работы |
0,57 |
0,64 |
|
|
Внешний вид аптеки |
0,6 |
0,5 |
|
|
Уровень рекламы |
0,43 |
0,44 |
|
|
Система скидок |
0,11 |
0,024 |
|
|
Ассортимент ЛС и ИМН |
0,59 |
0,53 |
|
|
Ассортимент БАД |
0,58 |
0,5 |
|
|
Ассортимент косметических средств и средств личной гигиены |
0,53 |
0,49 |
|
|
Уровень цен |
0,23 |
0,2 |
|
0 |
Профессиональная грамотность работников |
0,62 |
0,64 |
|
1 |
Культура обслуживания |
0,67 |
0,63 |
|
2 |
Быстрота обслуживания |
0,55 |
0,56 |
|
3 |
Разрешение конфликтов |
0,61 |
0,58 |
|
4 |
Понимание потребности клиента |
0,65 |
0,63 |
|
5 |
Средний индекс: |
0,53 |
0,53 |
В результате анализа данных исследования выяснилось, что средний индекс удовлетворённости конкурирующих аптечных организаций клиентами имеет одинаковое значение (0,53), что соответствует среднему уровню удовлетворённости (от + 0,59 до +0,2). Нами было проведено ранжирование факторов по различным блокам. Результаты ранжирования факторов по блоку «Характеристика аптеки» представлены на Рисунке 1.
Рис. 1.Ранжирование факторов по блоку «Характеристика аптеки»
В результате ранжирования видно, что аптечная сеть № 1 имеет преимущества перед свои конкурентом по месторасположению, внешнему виду, системе скидок, а аптечная сеть № 2 уделяет больше внимания рекламе и имеет более удобный режим работы. Результаты ранжирования факторов по блоку «Характеристика товара» представлены на Рисунке 2.
Рис. 2.Ранжирование факторов по блоку «Характеристика товара»
В результате ранжирования видно, что аптечная сеть № 1 имеет преимущества перед аптечной сетью №2 по всем характеристикам товара: ассортименту лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН); ассортименту биологически активных добавок (БАД); ассортименту косметических средств (КС) и средств личной гигиены (СЛГ); уровню цен. Результаты ранжирования факторов по блоку «Качество обслуживания» представлены на Рисунке 3.
Рис. 3.Ранжирование факторов по блоку «Качество обслуживания»
В результате ранжирования видно, что аптечная сеть №1 имеет преимущества по культуре обслуживания, пониманию потребности, разрешению конфликтов. Однако респонденты признают, что работники аптечной сети №2 более профессионально грамотны и скорость обслуживания у них выше.
Таким образом, в результате проведённых нами исследований получились следующие результаты: 1.Средний индекс удовлетворённости клиентов конкурирующими аптечными сетями одинаковый (0,53).
2.Основными конкурентными преимуществами аптечной сети №1 являются: месторасположение; внешний вид аптеки; система скидок; ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения; ассортимент биологически активных добавок; ассортимент косметических средств и средств личной гигиены; уровень цен; культура обслуживания; разрешение конфликтов; понимание потребности клиента.
3. Основными конкурентными преимуществами аптечной сети № 2 являются: уровень рекламы; режим работы; профессиональная грамотность; скорость обслуживания.
По результатам проведённого нами сравнительного анализа исследуемым аптечным сетям даны практические рекомендации. Аптечной сети №1: выделить дополнительные средства на рекламу; изменить режим работы на круглосуточный; повысить профессиональную грамотность работников введением современных форм обучения (коучинг; профессиональное тестирование и т.д); увеличить скорость обслуживания клиентов с предварительным анализом потока покупателей.
Аптечной сети №2: сделать косметический ремонт фасада здания; расширить ассортимент товара; пересмотреть режим ценообразования и систему скидок; провести с фармацевтическим персоналом дополнительные тренинги по культуре обслуживания; разрешению конфликтов; пониманию потребности клиента.
Список литературы
1. Филина, И.А. Многокритериальный анализ конкурентоспособности аптечного предприятия/ И.А.Филина.- Учёные записки Орловского Государственного Университета.- Орёл, 2012.- №6.- С.347- 350.
2. Филина, И.А. Анализ клиентской составляющей Сбалансированной Системы Показателей аптечного предприятия/ И.А.Филина, И.А.- Фармация.- 2013.- №2.- С.29-32.
3. Филина, И.А. Перекрёстная оценка конкурентоспособности аптечного предприятия/И.А.Филина. Научные ведомости Белгородского государственного университета. – Белгород, 2013.- №4.- С.250- 256.