Новые условия хозяйствования в нашей стране требуют от участников рыночных отношений высокой деловой активности, использования конкурентоспособных стратегий, лояльности к инновационным введениям [1].
Организация, ориентированная на стратегию, должна понимать всю важность вовлечения сотрудников в процесс реализации перспективных планов стратегического координирования их действий. В 2013 году нами проведено исследование среди аптечных работников Центрального Федерального округа с целью изучения лояльности аптечных работников к инновационным введениям фармацевтического менеджмента. Наше исследование включало несколько этапов:
1 этап. Формирование блоков вопросов по отношению фармацевтических специалистов к следующим инновационным введениям:
- формирование стратегического мышления (создание стратегических карт; внедрение процессного подхода; определение конкурентоспособности предприятия);
- развитие в аптечной организации процессного подхода (детализация процессов до субпроцессов и подпроцессов; разработка технологических карт; измерение длительности бизнес-процессов);
-внедрение клиентоориентированного подхода (определение рентабельности клиентов; определение времени ожидания обслуживания клиентом; определение индекса удовлетворённости клиента);
- формирование мотивации сотрудников (определение индекса уровня качества; дифференцированный подход к начислению заработной платы; определение индекса удовлетворённости сотрудников).
2 этап. Анкетирование аптечных работников. В нашем исследовании в анкетировании принимало участие 214 фармацевтических специалистов.
3 этап. Ранжирование ответов респондентов по блокам вопросов. 4 этап. Анализ полученных данных.
Результаты проведённого нами анкетирования представлены в таблице 1.
Результаты анкетирования аптечных работников, %
Таблица 1
|
№ п/п |
Наименование показателя |
Да |
Нет |
Не знаю |
|
1 |
Формирование стратегических карт для каждого структурного подразделения аптеки, содержащих видение, стратегию, перспективы, планируемые показатели |
70,1 |
15,4 |
14,5 |
|
2 |
Внедрение процессного подхода в аптеки, позволяющего выделение центра ответственности за каждый процесс, руководителей, исполнителей, что наделяет специалистов большими полномочиями, стимулирует принятие самостоятельных решений |
73,4 |
12,6 |
14,0 |
|
3 |
Детализация каждого процесса до субпроцессов и подпроцессов, что рационализирует деятельность предприятия, ликвидирует дублирование различных функций фармацевтическими специалистами |
60,3 |
17,3 |
22,4 |
|
4 |
Разработка технологических карт для каждого процесса, содержащих функции работников, методы, методики и технологии, регламентирующие документы, необходимые в работе специалистов |
72,4 |
12,6 |
15,0 |
|
5 |
Регулярное определение конкурентоспособности аптечной организации |
80,8 |
11,7 |
7,5 |
|
6 |
Определение длительности бизнес-процесса, способствующее оптимизации трудовой деятельности |
62,1 |
13,6 |
24,3 |
|
7 |
Регулярное определение рентабельности клиентов |
71,0 |
15,4 |
13,6 |
|
8 |
Регулярное определение времени ожидания обслуживания клиентом |
54,2 |
28,5 |
17,3 |
|
9 |
Регулярное определение индекса удовлетворённости клиента |
80,4 |
9,8 |
9,8 |
|
10 |
Регулярное определение индекса уровня качества |
75,2 |
12,6 |
12,2 |
|
11 |
Расчёт зарплаты дифференцированно в зависимости от товарооборота, полученного работником, количества покупателей, количества позиций, принятого на отдел и размещённого по местам хранения и т.д. |
77,1 |
17,8 |
5,1 |
|
12 |
Регулярное определение индекса удовлетворённости сотрудников своим предприятием, заработной платой, действиями руководителей и т.д. |
78,5 |
10,75 |
10,75 |
Нами проведено ранжирование по блокам вопросов. Ранжирование вопросов по формированию стратегического мышления представлено на Рисунке 1.
Рис.1. Ранжирование вопросов о стратегическом мышлении
В результате данного ранжирования выяснилось, что в основном фармацевтические специалисты одобряют создание стратегических карт (70,1%); внедрение в аптеку процессного подхода (73,4%); но регулярное определение конкурентоспособности организации привлекает респондентов более всего (80,8 %). Ранжирование вопросов по развитию в организации процессного подхода представлено на Рисунке 2.
Рис.2. Ранжирование вопросов по развитию процессного подхода
В результате данного ранжирования выяснилось, что в основном респонденты хотели бы, чтобы в результате внедрения процессного подхода прошла детализация каждого процесса до субпроцессов и подпроцессов (60,3%); определялась длительность бизнес-процессов (62,1%), но особенно респондентов интересует разработка технологических карт (72,4%). Результаты ранжирования вопросов, развивающих клиентоориентированный подход, представлены на Рисунке 3.
Рис.3. Ранжирование вопросов по клиентоориентированному подходу
В результате данного ранжирования выяснилось, что работники положительно относятся к определению рентабельности клиентов (71,0%); времени ожидания обслуживания клиентом (54,2%), но более всего респондентов интересует определение индекса удовлетворённости клиента (80,4%). Результаты ранжирования вопросов по формированию мотивации работников представлены на Рисунке 4.
Рис.4. Ранжирование вопросов по формированию мотивации работников
В результате данного ранжирования выяснилось, что фармацевтические специалисты хотели бы, чтобы в их организации регулярно определялся индекс уровня качества (75,2 %); заработная плата начислялась дифференцированно в зависимости от товарооборота, полученного работником, количества покупателей, количества позиций, принятого на отдел и размещённого по местам хранения и т.д.(77,1%), но особенно респондентов интересует регулярное определение индекса удовлетворённости сотрудников (78,5%).
Таким образом, в результате нашего исследования выяснилось, что аптечные работники в основном лояльны к инновационным введениям фармацевтического менеджмента. Внедрение стратегического и процессного мышления в организацию позволяет создать эффективную корпоративную культуру, собственную проектную профессиональную команду; клиентская составляющая переводит общую цель и стратегию предприятия в плоскость конкретных задач, ориентированных на целевые сегменты потребительского рынка; формирование мотивации способствует заинтересованности работников в конечных результатах, приверженности организации, стремлению внести свой вклад в достижение общего успеха [2,3].
Список литературы
1. Филина, И.А. Многокритериальный анализ конкурентоспособности аптечного предприятия/ И.А.Филина.- Учёные записки Орловского Государственного Университета.- Орёл, 2012.- №6.- С.347- 350.
2. Филина, И.А. Сбалансированная система показателей как инструмент управления бизнес-процессами аптечного предприятия/И.А.Филина. Научные ведомости Белгородского государственного университета. – Белгород, 2012.- №10.- С.31-38.
3. Филина И.А. Анализ клиентской составляющей Сбалансированной Системы Показателей аптечного предприятия.- Фармация, 2013.- № 2.- С.29-32.