Введение.
Модернизация системы образования, связанная с реализацией новых образовательных стандартов, ростом учебных нагрузок, интегрированием различных современных электронных средств в процесс обучения, использованием новых педагогических технологий без учета физических и психологических возможностей детского организма, приводит к ухудшению состояния здоровья детей уже на этапах подготовки к школе. Это делает актуальной оценку исходного уровня здоровья детей на этапе начала систематического обучения в общеобразовательных организациях (ОО) [1-5].
Цель исследования - изучить динамику состояния здоровья первоклассников г. Н. Новгорода по данным углубленных медицинских осмотров.
Материалы и методы.
С 1980 г. по 2015 г. бригадой специалистов ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ проводились углубленные медицинские осмотры школьников г. Нижнего Новгорода. В 1980 г. обследовано 132 первоклассника, в 1992 г.- 251чел., в 2002 г. – 179 чел., и в 2015 г. – 133 чел.
Формирование базы данных осуществлялось в СУБД FoxPro v.6.0. Статистическая обработка и анализ данных были проведены с использованием пакета прикладных программ: Statgraphics 5.1, Statistica v.6.0.
Результаты и обсуждение.
За более чем 30 летний период наблюдений произошли существенные изменения в состоянии здоровья школьников Патологическая пораженность (ПП) у первоклассников достоверно увеличилась в 2,8 раза. В 1980 г. уровень ПП у мальчиков и девочек существенно не различался, а к 2015 г. данный показатель у девочек стал достоверно выше, чем у мальчиков (Рисунок 1).
За 35-летний период наблюдений структура ПП характеризуется увеличением доли ХЗ и снижением МФО, как у мальчиков, так и у девочек. В 2015 г. доля ХЗ составила 27,4±3,8% (у мальчиков - 28,3±5,6%, у девочек - 26,6±5,3%), а доля МФО - 72,6±3,9%, (у мальчиков - 71,7±5,6%, у девочек - 73,4±5,3%).
При этом достоверно увеличился как уровень МФО (в 2,6 раза), так и уровень ХЗ (в 3,9 раза) (Табл.1).
Динамика показателей состояния здоровья первоклассников г. Н. Новгорода
Таблица 1
|
№ п/п |
Показатели |
1980 г. |
2015 г. |
||||
|
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
||
|
1 |
Патологическая пораженность, %о |
2265,8±13 8,7 |
2018,9±55 1,4 |
2166,7±35 9 |
6415,4±13 9,0 |
5884,1±59 2,5 |
6210,5±42 0,6 |
|
2 |
Морфофункцио-нальные отклонения, %о |
1784,8±43 0,8 |
1660,4±51 1,1 |
1734,9±32 9,6 |
4600,0±61 8,6 |
4318,8±59 6,3 |
4511,3±43 1,5 |
|
3 |
Хронические заболевания, %о |
481,0±56,2 |
358,5±65,9 |
431,8±43,1 |
1815,4±47 8,1 |
1565,2±43 7,4 |
1699,3±32 5,6 |
|
4 |
Статистика |
р<0,05 |
р<0,05 |
||||
1- мальчики, 2- девочки, 3- все.
Анализ ПП по классам болезней МКБ-10 в 1980-2015 гг. показал стабильность структуры ПП за изучаемый период. В 1980 г. первое ранговое место с долей 27,62% занимали болезни органов дыхания (X класс), второе с долей 19,93% - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс), третье ранговое место (доля 12,94%) - психические расстройства и расстройства поведения (V класс), четвертое ранговое место (доля 11,54%) - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (IV класс). Перечисленные классы болезней в основном формируют структуру ПП.
В 2015 г. произошло перераспределение классов болезней, которые занимают первые 5 мест в структуре: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) с долей 28,93% и болезни органов пищеварения (XI класс) – 22,52% - занимают первое и второе ранговые места соответственно, третье ранговое место с долей 9,44% - болезни органов дыхания (X класс), четвертое - болезни кожи и подкожной клетчатки (XII класс) - 7,87%.
В структуре МФО у первоклассников в 1980 г. преобладали болезни органов дыхания (X класс) с долей 31,44%, на втором ранговом месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) с долей 23,58%, на третьем с долей 14,41% - психические расстройства и расстройства поведения (V класс). Четвёртое ранговое место (10,48%) занимали болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (IV класс). В 2015 г. структура МФО изменилась: болезни органов пищеварения (XI класс) с долей 28,67% заняли первое ранговое место, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) с долей 20,50% - второе место, на третье ранговое место с долей 11,0% переместились болезни органов дыхания (X класс), на четвертом с долей 9,0% - психические расстройства и расстройства поведения (V класс).
В структуре ХЗ у первоклассников в 1980 г. на первом месте с долей 38,6% преобладали болезни глаза и его придаточного аппарата (VII класс), на втором с долей 15,8% - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (IV класс), третье место с долей 12,3% занимали болезни органов дыхания (X класс), четвёртое с долей 7,0% - психические расстройства и расстройства поведения (V класс). К 2015 г. на первое место с долей 51,3% переместились болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс), на второе место - болезни кожи и подкожной клетчатки (XII класс) с долей 17,7%. Болезни нервной системы (VI класс) с долей 7,1% заняли третье ранговое место, болезни органов пищеварения (XI класс) с долей 6,2% - четвертое.
Гендерных различий в структуре ПП, МФО и ХЗ не выявлено.
Наиболее высокий рост уровня патологической пораженности у первоклассников за период 1980-2015 гг. достоверно выявлен по следующим классам болезней: болезни кожи и подкожной клетчатки (XII класс) – в 10,75 раза, болезни органов пищеварения (XI класс) – в 9,7 раза, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) – в 4,1 раза (Рисунок 2). У девочек темп роста обсуждаемого показателя достоверно выше, чем у мальчиков: по классу болезней органов пищеварения (XI класс) у девочек определен рост в 15 раз против 7,6 раза у мальчиков, уровень ПП по болезням кожи и подкожной клетчатки (XII класс) у девочек вырос в 27,6 раза, а у мальчиков - в 7 раз. По классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) темп роста ПП у мальчиков выше, чем у девочек, но различия статистически не значимы.За 35-летний период наблюдений достоверный рост уровня МФО выявлен по следующим классам болезней, а именно: по классу болезней органов пищеварения (XI класс) – в 10,6 раза, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) – в 6,2 раза, по классу болезней глаза и его придаточного аппарата (VII класс) – в 2,4 раза, по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ (IV класс) – в 2,2 раза (Табл.2).
Таблица 2 Заболеваемость по данным углубленных медицинских осмотров первоклассников г. Н. Новгорода, %о
|
№ п/п |
Классы болезней, МКБ-10 |
1980 г. |
2015 г. |
||||
|
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
||
|
Патологическая пораженность, %о |
|||||||
|
1. |
Болезни органов дыхания |
658,2 |
509,4 |
598,5 |
630,8 |
536,2 |
586,5 |
|
2 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
379,7 |
509,4 |
2166,7 |
1800,0 |
1768,1 |
1797,0 |
|
3. |
Психические расстройства и расстройства поведения |
341,8 |
188,7 |
280,3 |
600,0 |
318,8 |
458,6 |
|
4. |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
240,5 |
264,2 |
250,0 |
400,0 |
478,3 |
443,6 |
|
5. |
Болезни глаза и его придаточного аппарата |
240,5 |
226,4 |
234,8 |
215,4 |
159,4 |
188,0 |
|
6. |
Болезни нервной системы |
126,6 |
169,8 |
143,9 |
169,2 |
101,4 |
135,3 |
|
|
Прочие |
278,5 |
56,7 |
83,4 |
1246,2 |
1100,8 |
1203,0 |
|
|
Статистика |
р<0,05 |
р<0,05 |
||||
|
Морфофункциональные отклонения, %о |
|||||||
|
1 |
Болезни органов дыхания |
582,3 |
490,6 |
545,5 |
569,2 |
420,3 |
496,2 |
|
2 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
367,1 |
471,7 |
409,1 |
846,2 |
985,5 |
924,8 |
|
3 |
Психические расстройства и расстройства поведения |
303,8 |
169,8 |
250,0 |
492,3 |
318,8 |
406,2 |
|
4 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
177,2 |
188,7 |
181,8 |
338,5 |
434,8 |
390,9 |
|
5 |
Болезни органов пищеварения |
151,9 |
75,5 |
121,2 |
1246,2 |
1318,8 |
1293,2 |
|
6 |
Болезни глаза и его придаточного аппарата |
63,3 |
75,5 |
68,2 |
184,6 |
144,9 |
165,4 |
|
|
Прочие |
139,2 |
188,7 |
159,1 |
923,1 |
695,5 |
790,4 |
|
|
Статистика |
р<0,05 |
р<0,05 |
||||
|
Хронические заболевания, %о |
|||||||
|
1 |
Болезни глаза и его придаточного аппарата |
177,2 |
150,9 |
166,7 |
30,8 |
14,5 |
22,6 |
|
2 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
63,9 |
75,5 |
68,2 |
61,5 |
43,5 |
52,6 |
|
3 |
Болезни органов дыхания |
75,9 |
18,9 |
53,0 |
61,5 |
115,9 |
90,2 |
|
4 |
Психические расстройства и расстройства поведения |
37,9 |
18,9 |
30,3 |
107,7 |
0,0 |
52,6 |
|
5 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
12,7 |
37,8 |
22,7 |
953,9 |
782,6 |
872,2 |
|
6 |
Болезни органов пищеварения |
25,3 |
18,9 |
22,7 |
107,7 |
101,5 |
105,3 |
|
|
Прочие |
88,5 |
37,8 |
68,2 |
553,9 |
1289,8 |
503,7 |
|
|
Статистика |
р<0,05 |
р<0,05 |
1-мальчики, 2- девочки, 3-все.
У девочек темп роста уровней МФО выше, чем у мальчиков. Так, по классу болезней органов пищеварения (XI класс) у девочек рост МФО составил 17,4 раза против 8,2 раза у мальчиков, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) - у девочек в 7,6 раза против 6 раз у мальчиков. По классу болезней костно- мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) у мальчиков темп роста данного показателя выше, чем у девочек, но различия статистически не значимы. Уровень МФО существенно не изменился по классу болезней органов дыхания (X класс) и снизился в 8 раз по классу болезней нервной системы (VI класс).
Выраженный рост уровня ХЗ выявлен по классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) – в 38,4 раза, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) – в 19,8 раза, по классу болезней органов пищеварения (XI класс) – в 4,6 раза. У девочек темп роста уровня ХЗ выше, чем у мальчиков, а именно: по классу болезней органов пищеварения (XI класс) у девочек в 5,4 раза против 4,3 раза у мальчиков, по классу болезней кожи и подкожной клетчатки (XII класс) у девочек - в 11,2 раза, а у мальчиков – в 8,5 раза. По классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) темп роста изучаемого показателя достоверно выше у мальчиков, чем у девочек. Существенно не изменился уровень ХЗ по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ (IV класс) и достоверно снизился в 7,4 раза по классу болезней глаза и его придаточного аппарата (VII класс).
Таким образом, за 35-летний период наблюдений произошли существенные изменения в состоянии здоровья детей, приступающих к систематическому обучению. Выросли ПП, распространенность МФО и ХЗ, изменилась структура заболеваемости. Первые ранговые места заняли МФО и ХЗ, которые традиционно связывают с влиянием процесса обучения - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс), болезни органов пищеварения (XI класс), болезни нервной системы (VI класс), психические расстройства и расстройства поведения (V класс), как у мальчиков, так и у девочек.
Заключение. Мониторинг состояния здоровья первоклассников г.Нижнего Новгорода за период с 1980 г. по 2015 г. свидетельствует об общей тенденции снижения потенциала здоровья подрастающего поколения к моменту начала систематического обучения в ОО, которое сопровождается изменением режима дня, режима образовательного процесса, интенсификацией умственной деятельности. В условиях высокой учебной нагрузки организм школьника испытывает максимальное напряжение со стороны органов и систем, участвующих в учебном процессе, что приводит к прогрессированию имеющихся заболеваний и возникновению новых школьнообусловленных заболеваний. Данные настоящего исследования служат основанием для создания единой профилактической образовательной среды в ОО, разработки и проведения профилактических и оздоровительно- реабилитационных мероприятий, в том числе и на этапах дошкольного образования детей.
Список литературы
1. Бузинов Р.В., Аверина Е.А., Унгуряну Т.Н. Влияние условий образовательной среды на состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста на территории Архангельской области. Анализ риска и здоровью. 2015 г.. №3. С. 27-32.
2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2007. 216 с.
3. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора Кучмы В.Р. и д.м.н. Храмцова П.И.) М.: Издатель НЦЗД. 2012. 181 с.
4. Теппер Е.А, Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. Особенности формирования «школьной» патологии в течение десяти лет обучения. Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т.9,№1. С. 101-106.
5. Храмцов П.И., Березина Н.О., Гронец И.Ю. Состояние здоровья и функциональные возможности организма старших дошкольников в динамике учебного года. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. №3. С. 17-23.