Одной из основных характеристик общественного здоровья и социального благополучия страны является детская инвалидность как важнейшая медицинская, социально-экономическая и правовая проблема. По мнению ВОЗ, доля тяжелой детской инвалидности в мире составляет 1-2% детской популяции. Органы здравоохранения в своей работе широко используют показатели инвалидности, выявляют их тенденции для определения состояния здоровья населения и разработки дальнейших мероприятий по реабилитации инвалидов [1-3].
Инвалидность корреляционно зависит от заболеваемости, экологической обстановки, демографической ситуации, экономического и социального уровня развития территории, от уровня и качества лечебно- профилактической помощи в системе здравоохранения [4, 5].
Целью настоящей работы стало изучение структуры инвалидности детей различных возрастных групп Кабардино-Балкарской республики (КБР) по основным видам ограничений жизнедеятельности за период 2011- 2013 гг.
Для реализации поставленной цели нами изучены показатели детской инвалидности по данным годовой отчетности формы №19 «Сведения о детях-инвалидах» государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения КБР за период 2011-2013 гг. Проведен статистический анализ изученных показателей.
Результаты и их обсуждение. Анализ статистических данных выявил, что показатель общей инвалидности детей с возрастом увеличивается, составляя в возрасте 0-4 года 9,7-10,4‰, в 5-9 лет – 17,8-18,2‰, в 10-14 лет – 21,9-23,3‰ в течение исследуемого периода (Табл.1).
Таблица 1
Показатель общей инвалидности детей различных возрастных групп КБР за период 2011-2013 гг.(‰)
|
Годы |
|
Возраст детей-инвалидов (в годах) |
|
|
|
0-4 |
5-9 |
10-14 |
|
2011 |
10,4 |
18,2 |
21,9 |
|
2012 |
9,7 |
17,8 |
23,3 |
|
2013 |
10,4 |
17,9 |
22,8 |
Дальнейший анализ позволил выявить особенности распределения детей-инвалидов КБР различных возрастных групп по основным видам ограничений жизнедеятельности (Табл.2).
Таблица 2
Распределение детей-инвалидов КБР различных возрастных групп по основным видам ограничений жизнедеятельности в 2011-2013 гг. (%)
|
Виды ограничений жизнедеятельности в виде способности к: |
Годы |
||||||||
|
2011 |
2012 |
2013 |
|||||||
|
Возраст детей (в годах) |
|||||||||
|
0-4 |
5-9 |
10-14 |
0-4 |
5-9 |
10-14 |
0-4 |
5-9 |
10-14 |
|
|
самообслуживанию |
20,1 |
17,5 |
17,0 |
18,0 |
17,5 |
20,3 |
21,7 |
14,8 |
16,9 |
|
самостоятельному передвижению |
43,2 |
37,4 |
29,8 |
40,3 |
36,8 |
30,8 |
40,9 |
36,6 |
32,4 |
|
ориентации |
8,6 |
10,6 |
11,1 |
11,5 |
8,6 |
10,6 |
6,2 |
9,5 |
10,0 |
|
общению |
10,1 |
12,4 |
14,1 |
11,7 |
11,9 |
12,9 |
10,1 |
12,5 |
14,9 |
|
контролировать свое поведение |
6,1 |
4,3 |
6,9 |
5,4 |
7,1 |
4,6 |
7,7 |
9,0 |
6,6 |
|
обучению |
11,9 |
17,8 |
21,1 |
13,1 |
18,2 |
20,8 |
13,4 |
17,6 |
19,3 |
Среди основных видов ограничений жизнедеятельности у детей КБР во всех возрастных группах за период 2011-2013 гг. на первом месте находилась способность к самостоятельному передвижению, составляя 29,8-43,2%. Причем среди детей в возрасте 0-4 года удельный вес данного вида нарушений наибольший, в 10-14 лет – наименьший. В младшей возрастной группе у детей второе и третье ранговые места принадлежали таким ограничениям жизнедеятельности как способность к самообслуживанию и способность к обучению соответственно.
У детей с пятилетнего возраста на втором месте среди основных видов ограничений жизнедеятельности находилась способность к обучению, отодвигая способность к самообслуживанию на третье место.
В течение 2011-2013 гг. вклад первых трех рейтинговых групп ограничений жизнедеятельности у детей в различные возрастные периоды составлял более 2/3 всех нарушений, что диктует необходимость совершенствования реабилитационных мероприятий в республике у детей с данными видами расстройств.
Выводы:
• С увеличением возрастного диапазона показатель общей инвалидности детей КБР за 2011-2013 гг. стабильно растет.
• Более 2/3 всех видов ограничений жизнедеятельности у детей-инвалидов составляют способность самостоятельному передвижению, способность обучению и самообслуживанию, что свидетельствует о необходимости совершенствования направлений, способствующих восстановлению перечисленных расстройств.
Список литературы
1. Анаева Л.А., Жетишев Р.А., Крымукова М.А., Ацканова Б.Л. Динамика распространенности и нозологической структуры детской инвалидности в Кабардино-Балкарии // Фундаментальные исследования. – 2014. – №10 (Ч. 9). – С. 1680-1684.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Основные тенденции здоровья детского населения России. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 116 с.
3. Зелинская Д.И., Балева Л.С. Детская инвалидность. – М., 2001. – 136 с.
4. Стародубов В.И., Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Концепция федерального атласа «Региональные факторы и особенности состояния здоровья детского населения Российской Федерации» // Педиатрия. – 2005. – №1. – С. 10-13.
5. Яковлева Т.В. Инвалидность и смертность детского населения России: региональные особенности и законодательное обеспечение путей снижения: Автореф. дис. д-ра мед.наук – М., 2005. – 37 с.