Состояние здоровья детей и подростков складывается из многих параметров, важное место среди них занимает оценка физического развития [1]. Наиболее часто оцениваются длина и масса тела. Измерение длины тела (роста) дает представление о размерах организма, а в сочетании с массой тела и другими признаками указывает на пропорции тела. Определение массы тела является важным диагностическим и прогностическим фактором, позволяющим судить о состоянии здоровья и степени риска развития и течения различных заболеваний [5].
Показатели физического развития детей и подростков оцениваются различными статистическими методами (сигмальный, центильный, LMS оценки) и сравниваются со стандартными или справочными показателями. Большое внимание в практической деятельности врачей-педиатров уделяется использованию региональных показателей [5]. На территории нашей страны живут разные этнические группы населения, имеются сильно отличающиеся друг от друга климатические, социально-экономические условия. Различия в антропометрических параметрах между школьниками, живущими в городе и селе в одной и той же местности, и между их ровесниками разной национальности, живущими в одном и том же городе, статистически значимы [6].
Цель исследования – оценка антропометрических показателей физического развития (длина тела, масса тела) у школьников Воронежской области.
Материалы и методы.
Оценка физического развития проведена у 1241 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет, проживающих в городе Воронеже и районах Воронежской области. Исследования проводились на базе Центра здоровья Воронежской областной детской клинической больницы №1 в 2011-2014 годах. Измерения проводились по унифицированной методике специально обученным медицинским персоналом [4]. Использовался аппаратно-программный комплекс, включающий ростомер РЭП-1 и весы напольные медицинские электронные ВМЭН-150. Оценка полученных данных проводилась с использованием Программного обеспечения Antropo2009 для проведения антропометрических измерений [3]. В качестве справочных центильных таблиц показателей физического развития в Antropo2009 включены данные И.М. Воронцова, А.В. Мазурина, 2009 [2]. Все полученные данные распределялись по 7 центильным коридорам: к I коридору отнесены значения измеряемых показателей ниже 3 центиля справочных таблиц, ко II коридору, находящиеся в диапазоне от 3 до 10 центиля справочных таблиц, к III – от 10 до 25 центиля, к IV – от 25 до 75 центиля справочных таблиц, к V – от 75 до 90 центиля, к VI – от 90 до 97 центиля, к VII – значения, превышающие показатели 97 центиля справочных таблиц.
Для выделения возрастных групп школьников использовалась возрастная периодизация, предложенная Гундобиным Н.П.: к младшему школьному возрасту относились дети в возрасте от 7 до 10 лет, к среднему – от 11 до 14 лет, к подростковому – от 15 до 18 лет [4]. Характеристика исследуемых групп детей представлена в Табл.1. Дети младшего школьного возраста составляли 45,4% (563 ребенка) от всех школьников, дети среднего школьного возраста – 44,8% (556 человек), подростки в возрасте от 15 до 18 лет – 9,8% (122 человека). Среди всех детей девочки составляли 49,5%, мальчики – 50,5%. Число детей в разных возрастных группах среди мальчиков и девочек практически не отличалось. Дети, проживающие в городе Воронеже и других городских поселениях Воронежской области, составили 183 человека (14,7%), проживающие в сельских поселениях – 1058 детей (85,3%).
Таблица 1
Возрастные группы школьников Воронежской области
|
Возрастные периоды |
|
Число детей |
|
|
|
девочки |
мальчики |
всего |
|
Младший школьный возраст |
291 |
272 |
563 |
|
Средний школьный возраст |
255 |
301 |
556 |
|
Подростки |
69 |
53 |
122 |
|
Всего |
615 |
626 |
1241 |
Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.1. Сравнение показателей в изучаемых группах детей проводилось по критерию 2.
Результаты и их обсуждение.
Сравнительная оценка полученных данных длины тела детей Воронежской области со справочными показателями представлена в Табл.2. Для каждой исследуемой возрастной и половой группы получено распределение выявленных значений длины тела в процентном отношении.
Средние значения длины тела (центильный коридор от 25 до 75 центиля) наблюдались у 271 девочки (44,1%), что несколько меньше 50% значений, соответствующих справочным показателям. Более выраженные отличия от справочных показателей получены у девочек младшего и среднего школьного возраста. Только у 7,2% девочек в возрасте от 7 до 10 лет отмечались значения длины тела меньше средних центильных значений (25-75 центили). Тогда как при составлении справочных таблиц к таким значениям были отнесены до 25% полученных измерений длины тела. 28,6% девочек младшего школьного возраста имели значения длины тела больше 90 центиля по сравнению с 10% детей в популяции, по которой проводился расчет справочных показателей.
Таблица 2
Сравнительная оценка длины тела детей Воронежской области
|
Возрастные периоды |
Распределение полученных значений длины тела по центильным коридорам (%) |
||||||
|
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
|
Справочные значения |
3 |
7 |
15 |
50 |
15 |
7 |
3 |
|
Девочки |
0 |
2,6* |
8,6* |
44,1 |
18,7 |
13,8* |
12,2* |
|
младший школьный возраст |
0 |
0* |
7,2* |
44,3 |
19,9 |
14,2* |
14,4* |
|
средний школьный возраст |
0 |
5,1 |
9,0 |
39,6 |
20,4 |
15,3* |
10,6* |
|
подростки |
0 |
4,3 |
13,0 |
59,4 |
7,3 |
7,3 |
8,7 |
|
Мальчики |
1,0 |
2,9* |
4,5* |
47,8 |
17,8 |
11,9* |
14,1* |
|
младший школьный возраст |
0,8 |
3,2* |
3,2* |
46,2 |
21,1 |
10,5 |
15,0* |
|
средний школьный возраст |
1,4 |
2,2* |
4,3* |
51,4 |
19,4 |
11,6 |
9,7* |
|
подростки |
0 |
3,8* |
5,7* |
43,4 |
15,1 |
9,4 |
22,6* |
*- различия со справочными показателями статистически достоверны (р0,005)
Среди девочек среднего школьного возраста также отмечались подобные изменения: уменьшалось число детей, имеющих значения длины тела меньше средних величин (14,1% вместо 25%) и увеличивалось число детей со значениями, превышающими средние показатели (25,9% вместо 10% в коридорах свыше 90 центиля). У девочек в подростковом возрасте (15-18 лет) различия полученных значений длины тела со справочными показателями выражены меньше. Наблюдалось уменьшение числа детей, имеющих значения длины тела меньше средних и увеличение детей со средним показателями роста. Значения длины тела меньше средних величин справочных центильных показателей имели 17,3% девочек-подростков (вместо 25%), средние значения – 59,4%, выше средних – 23,3% девочек (по сравнению с 25%).
Мальчики всех возрастных групп имели отличия полученных значений длины тела от справочных показателей (Табл.1). В центильном коридоре средних значений (от 25 до 75 центиля) различия длины тела мальчиков значимо не отличались от значений справочных показателей. Но наблюдался выраженный сдвиг полученных значений длины тела в сторону более высокого роста. Только 8,4% мальчиков (вместо 25%) имели показатели длины тела меньше средних значений. В то время как рост больше средних значений справочных показателей отмечался у 43,8% детей вместо 25%. Наиболее выраженные отличия получены у мальчиков младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте различия между полученными значениями длины тела и справочными показателями уменьшаются.
Рис.1. Длина тела школьников Воронежской области в сравнении со стандартными показателями
На Рисунке 1 представлены отличия полученных значений длины тела детей со справочными показателями в зависимости от возрастной группы без учета половых различий. Можно видеть отчетливое смещение величин длины тела в сторону более высокий центильных коридоров справочных показателей, то есть, в сторону более высокого роста. Данные отличия наблюдались во всех исследуемых возрастных группах.
Проведен сравнительный анализ массы тела детей Воронежской области со справочными показателями. Для различных возрастных и половых групп детей получено распределение значений массы тела в зависимости от центильных коридоров справочных показателей (Табл.3).
Таблица 3
Сравнительная оценка массы тела детей Воронежской области
|
Возрастные периоды |
Распределение полученных значений массы тела по центильным коридорам (%) |
||||||
|
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
|
Справочные значения |
3 |
7 |
15 |
50 |
15 |
7 |
3 |
|
Девочки |
0 |
7,6 |
13,7 |
39,0 |
16,3 |
13,8* |
9,6* |
|
младший школьный возраст |
0 |
6,8 |
11,3 |
40,9 |
16,2 |
12,4 |
12,4* |
|
средний школьный возраст |
0 |
6,6 |
15,7 |
36,9 |
17,2 |
16,1* |
7,5* |
|
подростки |
0 |
14,5 |
15,9 |
39,2 |
13,0 |
11,6 |
5,8 |
|
Мальчики |
0,1 |
3,7 |
7,2* |
49,4 |
15,5 |
12,3* |
11,8* |
|
младший школьный возраст |
0 |
4,8 |
10,3 |
47,0 |
14,8 |
11,4 |
11,7* |
|
средний школьный возраст |
0,4 |
3,2 |
4,2* |
51,9 |
14,5 |
13,8* |
12,0* |
|
подростки |
0 |
0 |
5,7 |
49,1 |
24,5 |
9,4 |
11,3 |
*- различия со справочными показателями статистически достоверны (р0,005)
Из полученных данных видно, что 47 – 51,9% мальчиков разного возраста имели значения массы тела, соответствующие средним значениям справочных показателей (25-75 центили), среди девочек отмечалось меньшее число детей, значения массы тела которых находились в диапазоне 25-75 центиля справочных показателей (36,9 – 40,9%). Получены статистически значимые отличия массы тела детей в VI и VII центильных коридорах (свыше 90 центиля), что указывает на увеличение числа детей, имеющих массу тела выше справочных показателей. Наиболее выраженные отличия у мальчиков и у девочек получены в среднем школьном возрасте: 25,8% мальчиков и 23,6% девочек (вместо 10%) имели значения массы тела выше 90 центиля справочных показателей.
На Рисунке 2 показаны различия полученных значений массы тела детей и справочных показателей в разных возрастных группах без учета половых различий. Отмечается увеличение числа детей с более высокими значениями массы тела во всех возрастных группах.
Рис.2. Масса тела школьников Воронежской области в сравнении со стандартными показателями
Полученные данные указывают на отличия антропометрических данных школьников Воронежской области от показателей физического развития детей, указанных в справочной литературе. Это может быть связано как с региональными особенностями физического развития детей и подростков, так и с изменением антропометрических данных детей в различные временные периоды. Время действия любых справочных материалов ограничено, так как при изменении условий жизни, питания, состояния окружающей среды, качества оказания медицинской помощи динамично меняются и показатели развития [7, 8]. Проведенные исследования подтверждают необходимость динамического исследования показателей физического развития детей и подростков в отдельных регионах.
Список литературы
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководства для врачей). – М.: Династия, 2004. – 168 с.
2. Воронцов И.М., Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней. - 3-е изд. доп. и перераб. - СПб: ООО "Издательство Фолиант", 2009. - 1008 с.
3. Программное обеспечение Antropo2009 для проведения антропометрических измерений в составе аппаратно-программного комплекса Здоровье-Экcпресс. Руководство пользователя. - Медицинские компьютерные системы, 2009. – 39 с.
4. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова. – Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2007. – 608 с.
5. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 c.
6. Ямпольская Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков // Педиатрия. – 2005. – № 6. – С. 73-78.
7. Ogden C.L., Carrol M.D., Kit B.K. et al. Prevalence of obesity in the United States, 2009 – 2010. NCHS data brief, 2012; no. 82
8. Luepker R.V., Jakobs D.R., Prineas R.J., Sinaiko A.R. (1999) Secular trends of blood pressure and body size in a multi-ethnic adolescent population: 1986 to 1996. J. Pediatr. 1999; 134: 668 – 674.