Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ ДАГЕСТАНА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

В статье рассматриваются проблемы сохранения и развития народной художественной культуры орнамента дагестанской вышивки, а так же художественные возможности орнамента в современном дизайне и архитектуре.

Ключевые слова: орнамент, вышивка, архитектура, дизайн, традиции.

 

 

THE NATIONAL PATTERN OF DAGESTAN AS THE BASIS OF MODERN ENVIRONMENTAL DESIGN

Volkodaeva I.B., Salmanova R.S.

 

In the article examines the problems of preservation and development of folk arts and culture of an ornament of Dagestan embroidery, and also art opportunities of an ornament in modern design and architecture.

Key words: ornament, embroidery, architecture, design, traditions.

В последнее время во многих странах, особенно в развивающихся странах Востока, наблюдается тенденция к возрождению национального искусства. Орнаменталистика является одним из таких способ возрождения этноса. Сегодня орнамент оказывает значительное влияние, как на архитектуру и ландшафтную архитектуру, так и на дизайн интерьера. Чрезвычайной многогранностью выражения и множеством характерных оригинальных форм отличается орнаментальное искусство Дагестана, свидетельствующее о древности традиционного уклада жизни и особенностях мировосприятия народов Страны гор [1]. Вышивка Дагестана является одним из видов народного искусства, богатого многообразием уникальных орнаментов.

Орнаменты народной вышивки Дагестана стали объектом внимания сравнительно недавно. Первыми, кто затрагивает эту тему в своих трудах стали искусствоведы Э.В. Кильчевская и Д.А. Чирков, кавказовед Е.М. Шиллинг, которым удалось сделать ценное наблюдение о том, что некоторые вышивки Дагестана являются на Кавказе предметом искусства единственным в своем роде [5]. Сегодня можно выделить несколько основных видов вышивок (Рисунок 1).


«Кайтагская» вышивка – ценное культурное наследие Дагестана (Рисунок 2). По мнению английского этнографа Роберта Ченсинера, который в 80-х – начале 90-х г. XX века проводил исследования в республике, это один из самых древних видов вышивки. Подтверждение этому архаичные орнаменты, в которых присутствуют символы, идущие из глубины веков и еще с доисламского периода: знаки вечности, солярные знаки, стилизованные изображения животных, встречаются и антропоморфные изображения.


Как установлено современными исследователями, «кайтагская» вышивка имела ритуальное значение и была связана с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью. В композиции орнамента часто отсутствует симметрия, но в этом и есть своеобразная гармония. Асимметрия придает композиции динамику, ощущение изменчивости. Видимо поэтому «кайтагская» вышивка и через много лет выглядит такой живой [2]. Вышивка выполняется натуральным шелком на хлопчатобумажной или льняной ткани. Средние размеры такого панно составляли обычно 100х50 см. Техника «кайтагской» вышивки, до недавнего времени считавшаяся практически утерянной, очень сложна в исполнении. Вышивали мастерицы односторонней гладью вприкреп, используя гладкие, стелящиеся стежки. Цветовая гамма вышивок очень богата. Для окрашивания применяются натуральные красители.

В 1993 году английский этнограф Р. Ченсинер опубликовал в Лондоне иллюстрированный каталог

«Кайтаг. Текстильное искусство из Дагестана» («Kaitag: Textile art from Daghestan»). После этого интерес к «кайтагским» вышивкам, особенно у частных коллекционеров, возрастал. По этой причине вышивка оказалась почти полностью вывезена на Запад. Сейчас коллекции «кайтагской» вышивки можно встретить в музеях Лондона, Милана и Стамбула.

Первые упоминания о «кубачиснкой» вышивке датированы ХVIII в. и принадлежат Я. Рейнегсу (J. Reineggs, «Allgemeine historisch - topographische Beschreibung des Kaukasus»). Во второй половине XVIII – начале XIX вв. в «кубачинской» вышивке использовалась техника в прикреп. Но в конце XIX в. старинная техника сменилась тамбурным швом [4].

Кубачинские покрывала «кlаз» (женский головной убор) обязательно шился из белой такни. Особую декоративность покрывалу придает «кубачинская» вышивка. Обычно использовался орнамент в виде трилистника, рыбки, птицы или стилизованной вязи. Узоры вышивали и вышивают сегодня по всему полю покрывала [3].

В отличие от «кайтагской» вышивки, традиция золотого шитья в Дагестане не имеет глубоких корней. Традиции золотой вышивки раньше всего сформировались в кумыкских и лакских центрах. Наиболее старинной техникой золотого шитья были приемы закрепления золотых нитей в прикреп, позволяющие экономить дорогостоящую канитель нити. В начале ХХ века широко распространились так же приемы глади, сочетания разных швов (в прикреп с гладью), использование блесток, бус, цветных камней, витого шнура и т.д. [3]. Такая вышивка украшала свадебные и праздничные изделия, в том числе и обувь, а так же золотая нить использовалась в изготовлении басонных изделий: шнур, тесьма, галун (Рисунок 3).



Не менее интересным, но, к сожалению, малоизученным явлением в дагестанском искусстве является вышивка, называемая «усишинской». Свое название она также получила по месту первоначального обнаружения – с. Усиша Акушинского района (даргинцы). Данные вышивки выступали в качестве платка для невесты, изображения которых защищали ее от сглаза. Перед выводом невесты из родительского дома на нее накидывали вышитый платок. По прибытии невесты в дом жениха жених снимал платок, складывал его и отдавал своей матери на хранение. А в с.Зилмук в таких платках не только выдавали замуж невест, но и хоронили пожилых женщин. Считалось, что орнамент на вышивках должен защищать женщину в ином мире. Этот обряд сохранился и по сей день.

«Усишинская» вышивка выполнялась обычно на хлопчатобумажной ткани белого цвета шелковыми нитками. Использовалась техника глади, строчный шов. Цветовая гамма достаточно разнообразна: зеленый, фиолетовый, бежевый, желтый, сиреневый, красный, бордовый (Рисунок 4). Но превалирует цвет контура, образующего рисунок, - черный или коричневый. Рисунок отличается четкостью и графичностью [3].




Мотивы орнаментов Дагестана могут применяться архитекторами и дизайнерами в декоре архитектурных сооружений и интерьеров, при проектировании архитектурных и ландшафтных комплексов. Своеобразие и устойчивость орнаментальных форм позволяет использовать орнамент как важный атрибут национальной культуры в исследованиях проблем этногенеза.

В современных условиях все более актуальной становится проблема сохранения и развития народной художественной культуры. Активно  разрабатываются и внедряются  новые подходы для  решения подобных проблем. В Республике Дагестан утверждена государственная программа «Развитие народных художественных промыслов на 2014-2016 годы», целью которой является сохранение и развитие народных  художественных промыслов как важной части национальной культуры.

 

Список литературы

1.     Дебиров П.М. История орнамента Дагестана: Возникновение и развитие основных мотивов. – М.: Наука, 2001. – 416 с.

2.     Магомедова А.И. Вышивка шелком и золотом из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой и частных коллекций. Махачкала «Лотос, 2011. – 60 с.

3.     Ф.А. Гаджалова Народная вышивка Дагестана. Махачкала, 2005. – 132 с.

4.     Ф.А. Гаджалова Особенности технических приемов традиционной вышивки у народов Дагестана // Лавровский сборник: Материалы XXXIV и XXXV Среднеазиатско-Кавказских чтений, 2010 -2011 гг.: Этнология, история, археология, культурология. Санкт – Петербург, 2007. – 137 с.

5.     Шиллинг Е.М. Кайтаги // Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана. Махачкала, 1996. – 75 с.