Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЧАРЛИ ПАРКЕРА В ДЖАЗОВОМ ИСКУССТВЕ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2018г.

Чарли Паркер – один из главных музыкантов джазового искусства в мировой культуре, чей гений был признан современниками при жизни. Он стал великой легендой, оказывающие влияние на многих музыкантов прошлых лет и современности. В джазовой мифологии Чарли Паркер превратился в олицетворение романтического представителя о гениальности в символ великого музыканта и композитора. Почти каждый музыкант джаза обращался и обращается в той или иной степени к музыкальному языку Чарли Паркера. Современная джазовая музыка всем обязана Чарли Паркеру и музыкантам его круга, таким как Джон Колтрейн, Дюк Эллингтон, Дизи Гилеспи, Джулиани Эддерли.

Чарли Кристофер Паркер родился 29 августа 1920 года в самом сердце Америки в городе Канзас Сити, штат Канзас. Отец Паркера Чарльз Паркер был музыкальным человеком, подрабатывая в нескольких направлений: играл на фортепиано, пел и танцевал. Мать Чарли звали Эдди Паркер, была по профессии уборщицей. Спустя семь лет после рождения Чарли переезжает в штат Миссури, в город с аналогичным название Канзас Сити. Здесь он и провел свое юношество и обучение в общеобразовательной школе.

В начале 30-х готов XX столетия отец Паркера бросает семью, что сильно сказалось на душевном равновесии на молодого парня. Чтобы отвлечься от семейных проблем, молодой Паркер решает записаться в школьный музыкальный ансамбль, в это время мать покупает для сына альт–саксофон.

В 14 лет после окончания общеобразовательной школы Паркер зачисляется в Высшую школу Линькольна. Обучение в высшей школе Чарли давалось с трудом, так как все его мысли начала поглощать музыка. Паркер сбегал из дома в ночные клубы послушать музыкантов, пока его мать была на работе, и однажды там он услышал саксофониста Лестара Янга, который стал для парня кумиром. Спустя год, когда Паркеру исполняется 15 лет, он бросает школу и присоединяется к музыкантам в клубах.

В это время он начинает играть на саксофоне в ночных клубах, не имея музыкального образования. В 1938 году Чарли Паркер присоединяется к джазовому оркестру Джея МакШенна. В 1939 году он отправляется в турне в Нью-Йорк. В этом городе впервые Паркер услышал пианиста Арта Тейтума, который произвел неизгладимое впечатление. Инструментальная техника Тейтума, как шило из мешка, торчит из музыки Паркера.

С оркестром Джея МакШенна Паркер проработал почти три года. В этом коллективе он стал зрелым музыкантом. Пьесы «Honeysuckle Rose» и «Lady Be Good» с его блестящим соло являются первыми записями партий Паркера в бэнде, и к нему приходит известность. В это время он и заработал прозвище «Bird» (Пташка). Такое прозвище Паркер получил благодаря тому, что он будто порхал во время исполнения своих соло–импровизаций. Хотя, не всегда Чарли называли Пташкой. До того, как он стал знаменит и смог найти свой стиль и свою музыку, Чарли называли «Yardbird» – дворовая пташка, так как в юности во время соло Паркер часто ошибался.

В ноябре 1941 года в Далласе, штат Техас, оркестр Джея МакШенна при участии Паркера записал такие хиты как «Confessin' the Blues», «Hootie’s Blues», «Jumpin The Blues», «Sepian Bounce» и «Swingmatism». Также оркестром была сыграна собственная пьеса Паркера «What Price Love», которая позже вошла в одну из его значительных работ «Yardbird Suite». По этим записям можно судить, что Чарли

Паркер уже прекрасно владеет инструментом. Он уже использует замысловатую музыкальную фразировку, быстрые триоли, сложные гармонии, демонстрирует концептуально новый подход к импровизации, обыгрывая не мелодию, а аккорды, которые её сопровождают. Оркестранты ценили Паркера как альт– саксофониста, но ту музыку, которую они исполняли, его по–прежнему не удовлетворяло. Паркер продолжал искать свой путь, его не устраивал стереотипы в гармонии, которой все пользовались, постоянно думая, что должно существовать что – то другое, более интересное и необычное. Паркер слышал это новое в голове, но не как не мог это изобразить: «должно же быть что-то иное. Я слышал это, но не мог сыграть». А однажды смог! В одном из многочисленных интервью 1950 – ого года Чарли Паркер вспоминал: «Одним вечером я долго импровизировал на тему пианиста Рэй Ноубля «Cherokee» и вдруг заметил, что, выстраивая мелодию на акцентировку верхних аккордовых тонов сопровождающих аккордов – нон и ундецим, придумывая на этой основе новые гармонии, мне вдруг удалось сыграть то, что постоянно было во мне. Я словно родился заново. В этот момент мне в голову пришла внезапная идея о том, как можно сделать соло разнообразнее. Открытие это стало одной из наиболее значимых инновацией в мире джаза: мелодию можно направлять в любую тональность, если использовать все 12 звуков хроматической гаммы» [3, с. 79]. Это разрушило некоторые принципы построения соло, принятые в джазе до тех пор. Впоследствии это и послужило основой появления стиля би–боп. После этого события в его жизни, в 1942 года, он решает покинуть оркестр и окончательно закрепляется в Нью–Йорке.

Начиная с 1940 года в другом Нью–Йорском клубе, «Минтонс Плейхауз», собирались поклонники альтернативной музыки. В клубном составе постоянно работали трубач Джо Гай, пианист Телониус Монк, контрабасист Ник Фентон, барабанщик Кенни Кларк. Вечерами и ночами регулярно проводились джем–сейшны, где частыми гостями были трубач Диззи Гиллеспи, пианист Бад Пауэлл, гитарист Чарли Крисчиэн и многие другие музыканты. Вместе с Паркером они станут родителями новой джазовой эры. Как–то одним осенним вечером Телониус Монк и Кенни Кларк отправились в клуб

«Аптаун Хауз» послушать альт-саксофониста Чарли Паркера, слухи о котором докатились до «Минтонс». Удержаться от цитирования впечатлений Кларка просто невозможно: «Bird играл нечто неслыханное. Он играл фразы, которые, как мне казалось, придумал я сам для ударных инструментов. Он играл в два раза быстрее Лестера Янга и в таких гармониях, которые Лестеру и не снились. Паркер шёл по нашей же дороге, но намного опережая нас» [3, с. 91].

Вскоре 20–летний Паркер знакомится с трубачом Диззи Гиллеспи, затем и со всеми остальными в клубе «Минтос Плейхауз», прибежище молодых новаторов джазовой музыки, где они создавали и колдовали новое звучание музыки. Какого же было удивление Паркера, когда он понял, что все эти ребята работают в том же направление, что и я, создают новое направление в джазе, получившее в дальнейшим название «Бибоп». Американский писатель Джек Кераук писал: «Звуки саксофона не были больше понятными музыкальными фразами, под которыми можно было просто танцевать, теперь раздавались одни только вопли – от «А–аа–у» вниз к «Бипп», вверх к «И–иии», снова вниз, к неизвестно откуда взявшимся нотам, а потом к трубному голосу, которому со всех сторон вторило эхо» [2, с. 117].

Музыкантов создавшие стиль «Бибоп» часто называли боперами, одним из них и был Чарли Паркер. Боперы стали широко применять нетипичные ранее для джазовой музыки интервалы, резкие, необычные нервные музыкальные фразы, темпы заметно ускорялись по сравнению со свинговой музыкой, менялись ритмические акценты. Резко выросло значение сольной импровизации, музыканты стали обыгрывать каждую смену гармонии, и основным составом боперов стали малые ансамбли – комбо, чаще темы стали исполняться духовой секции в унисон. Импровизируя на обычные 12–тактовые блюзы и гармонические сетки стандартов ААВА, музыканты сочиняли свои мелодии, которые впоследствии и стали новыми джазовыми стандартами. Но при этом, новые мелодии насыщались хроматизмами, тональными

отклонениями, новыми акцентами. К тому же эти мелодии переставали быть песенными и становились инструментальными. Эта была совершенно новая музыка для того времени, эволюция в джазе. Как отмечают М.Л. Зайцева и Р.Р. Будагян, «появление джазовых школ и первых теоретических исследований джаза в 40-50-е годы XX века способствовало выведению джаза из обширного контекста развлекательной и прикладной музыки, он стал осмысливаться как “серьезная” музыка, акцентированная на новациях и оригинальности» [1, с. 75].

В 1945 году с Чарли Паркером играли молодые музыканты трубач Майлз Дэвис, барабанщик Макс Роуч. Игра вместе с Паркером оказалась очень серьезной школой для этих впоследствии музыкантов мирового уровня. Из воспоминаний Майлза Дэвиса: «Я познакомился с Чарли Паркером в Сент – Луисе. Мы тогда все стремились играть как Диззи и Паркер. Узнав, что они приехали вместе с оркестром, мы с приятелем прибежали к ним, захватив трубу. Диззи подошёл ко мне и предложил сыграть вместе с ними. В тот вечер, я не смог прочесть ни одной ноты, потому что всё моё внимание было поглощено игрой Гиллеспи и Пташки. А потом заболел третий трубач. Я уже знал весь их репертуар, потому что был влюблён в их музыку – помнил даже партию третий трубы наизусть. После этого я понял, что мне надо ехать в Нью– Йорк» [1, с. 110]. В сентябре 1945 года в Нью – Йорке поступил в музыкальную школу Джульарди.

В ноябре 1945 года Майлз Дэвис вошёл в квинтет Чарли Паркера, который записал авторские пьесы Паркера «Now’s The Time» и «Billie’s Bounce». Не обладая виртуозной техникой, Майлз Дэвис постепенно вырабатывал собственное звучание — длинные ноты без вибрато, частое использование сурдины, короткие фразы и многозначительные паузы. По мнению критика Андре Одэра: «Дэвис придал музыке Паркера интимный характер» [2, с. 116].

Первая запись новой джазовой музыки под название «би–боп» состоялась 26 ноября 1945 года на нью–йорской фирме грамзаписи «Savoy Records». На запись, ставшей исторической, собрались ведущие музыканты нового течения «би–боп»: Чарли Паркер на альт–саксофоне, Диззи Гиллеспи на трубе и фортепиано, Макс Роач на ударных, Майлз Дэйвис на трубе. Поджидали писаниста Тэллониуса Монка, но он не явился. Гилесспи записывался под псевдонимом, так, как у него был контракт с фирмой «Musicraft». Друзья–музыканты толпами приходили и уходили, так же как и знатоки, и фанаты джаза.

В этот день были записаны авторские композиции Паркера такие как: «KoKo» – являлась измененной и ускоренной версией джазового стандарта «Cherokee». Метроном достигал отметки 300. Не смотря на 2 минуты и 5 секунд записи, Чарли Паркер умудрился сыграть 64 такта сложнейших перемен в соло, «Now's the Time» – к музыкантам присоединился контрабасист Кёрли Рассэл. Это пьеса стала популярнейшей сразу после записи и остаётся до сих пор, « Billie's Bounce» – это блюз был посвящён Билли, а также была записана тема «Thriving On A Riff» (позднее она стала называться «Anthropology»), которая стала первой на альбоме «Bird», выпущенной этой фирмой грамзаписи. В 1948 году по итогам опроса джазовых критиков Чарли Паркер был объявлен лучшим джазовым музыкантом. Тогда в Нью–Йорке открылся клуб его имени «Birdland».

 

Список литературы

 

1.     Зайцева, М.Л, Будагян Р.Р. Джаз и современное скрипичное искусство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 71-75.

2.     Цалер И.В. Великие джазовые музыканты. 100 историй о музыке, покорившей мир. М.: ЗАО Центрполиграф, 2011. 479 с.

3.     Rosenthal D. Hard Bop: Jazz and Black Music 1955-1965. Oxford University Press. 1993. 195 p.