Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
15 марта 2016г.

В данной работе изложена универсальная методика подготовки к экзаменам для любого уровня образования (школьного, вузовского, послевузовского), позволяющая сэкономить силы и средства обучаемого и достигнуть максимальной эффективности в смысле отношения вложенного труда и полученного результата. Указанная методика выработана самим автором, усовершенствована за период его обучения на различных уровнях образования и прошла успешную апробацию на протяжении многолетней образовательной практики автора. Несомненно указанная методика направлена на повышение качества образования. Она реализована в форме электронного образовательного курса и размещена на разработанном автором образовательном канале «Реши ЕГЭ/ГИА–2015» на YouTube, а также выполнена в форме мобильного приложения для продукции кампании Apple.

Ключевые    слова:    качество    образования,    универсальная    методика,     образовательные   инновации, глобализация.

В работах [3 – 7] мы освещали разные аспекты проблемы повышения качества образования в современной России, что, с учетом непростой международной обстановки в настоящее время приобретает особую актуальность. В настоящей статье мы бы хотели заострить внимание читателя на такой важной составляющей качества образования, как сдача экзаменов на различных образовательных уровнях. Как показал преподавательский опыт автора,  который успел принять к настоящему времени около тысячи экзаменов, у современных студентов отсутствует система в подготовке и сдаче экзаменов, каждый из них готовится как умеет и, как следствие, сдает экзамены как получится. В итоге и качество усвоения учебного материала и качество оценок не достигают оптимальных показателей. Между тем, автор, сам, начиная с перехода на обучения экстернатом в 6 классе, сдал за период своего обучения порядка 250 экзаменов и выработал при этом свою систему успешной сдачи экзаменов. Именно своим образовательным опытом автор и хотел бы поделиться с читателями, рассчитывая на то, что его статью будут читать не только узкие специалисты, но и все заинтересованные лица. Автор не претендует на оригинальность своей методики, поскольку, безусловно, многие ее элементы использовали все, кто хотя бы раз в жизни готовился к экзаменам. Заслуга автора, по его мнению, заключается в том, что он свел в систему все известные ранее элементы подготовки и сдачи экзаменов, отсеяв второстепенные и выделив главные, тем самым оптимизировав саму методику подготовки. Кроме этого, указанная методика прошла успешную апробацию на протяжении более, чем 20-летней образовательной практики автора, который закончил в 15 лет экстерном среднюю школу, поступил в Новосибирский государственный университет, получил там два высших образования, поступил в магистратуру, а затем – в аспирантуру, сдал кандидатские экзамены и успешно защитил кандидатскую диссертацию (ученый совет проголосовал единогласно). Необходимо также отметить, что указанная методика является универсальной и применима к сдаче экзаменов на любом образовательном уровне и для любой специальности и направления. Универсальная схема сдачи экзамена приведена на рисунке 1.

Подготовка к экзамену состоит из трех основных элементов:

–   теоретическая подготовка;

–   физическая подготовка;

–   психическая подготовка.

Рассмотрим все указанные выше элементы подготовки и сдачи экзамена более подробно.

Теоретическая подготовка. Для начала, необходимо составить план подготовки (например, к ЕГЭ и ОГЭ нужно начинать готовиться за год, в том числе – путем просмотра примеров решения задач на нашем образовательном канале «Реши ЕГЭ/ГИА–2015» на YouTube [2]).


Затем необходимо составить конспект основных формул, теорем, правил. При этом соблюдать следующие рекомендации:

–   выписывать формулы, теоремы, правила на плотные листки формата А5 (половина листков для принтера), или на клетчатые тетрадные листки;

–   каждый день выучивать 5-7 формул (теорем, правил);

–   все листки просматривать в беглом режиме перед сном (это способствует лучшему запоминанию).

При подготовке важно прояснять все непонятные места (задачи, формулы, теоремы, правила) путем обращения к:

–   своим преподавателям;

–   своим успевающим одноклассникам (одногруппникам);

–   обучающим материалам Интернета;

–   репетиторам (если исчерпаны все предыдущие источники и позволяют средства).

Ни в коем случае не откладывать на «потом» прояснение непонятного – потом может не хватить на это времени.

Если предстоит сдавать математику, или другие дисциплины, предполагающие решение задач, необходимо научиться самим решить задачи, для чего:

–   просмотреть решение типовых примеров (например, на нашем канале «Реши  ЕГЭ/ГИА–2015» на

YouTube [2]);

–   решить самим по 20-30 задач к каждому примеру, чтобы получить навык решения этих задач;

–   научиться быстро и правильно проводить без калькулятора следующие действия (сложение, вычитание, умножение и деление) – на них совершаются наиболее распространенные ошибки как школьников, так и студентов.

Физическая подготовка. На период подготовки к экзаменам необходимо составить режим дня и строго придерживаться его.

Время для подготовки отводить ежедневно от 1,5–2 часов до 6–8 часов (в период интенсивной подготовки), но не менее 1,5 часов в день.

Не пропускать ни одного дня при подготовке к экзамену (то есть должна быть организована непрерывная подготовка).

Если подготовка идет непрерывно к нескольким экзаменам (например, ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию), целесообразно распределить занятия так, чтобы каждому предмету соответствовали свои дни в неделю, например: Пн., Чт. – математика, Вт., Пт. – русский, Ср., Сб. – обществознание, Вс. – повторение материала.

Категорически не рекомендуется заниматься в ночное время (это энергозатратно и  малоэффективно). Время с 22.00 до 7.00 должен занимать сон (не менее 8 часов в день).

Кроме этого, необходимо правильно и регулярно питаться, не менее 3 раз в день. В рацион обязательно должны входить: горячее питание, жидкая пища (супы, кисели, каши); продукты, способствующие мозговой деятельности (творог, шоколад, мясо (говядина, птица), капуста (особенно квашенная), яблоки).

Ежедневно не менее часа необходимо проводить на свежем воздухе (прогулки пешком, пробежки, работа на воздухе).

Умственную работу чередовать с физической (делать перерывы по 5-10 минут через каждые 45 минут

занятий и заниматься простой гимнастикой или физической работой – например, помыть посуду, сделать влажную уборку комнаты).

В день перед экзаменом (особенно во вторую его половину) рекомендуется прекратить занятия, провести его на природе, свежем воздухе. Лечь спать пораньше (не менее, чем на полчаса).

Кактегорически не рекомендуется проводить какие-либо занятия в ночь перед экзаменом (от этого обучаемому не польза, а вред).

Перед экзаменом плотно позавтракать (чтобы подкрепить силы и сгладить стрессовую ситуацию) и прибыть на место экзамена заранее на 15 минут (чтобы избежать стресса при возможном опоздании).

Психическая подготовка. С самого начала важно настроиться на честную сдачу экзамена (то есть самостоятельное решение задач и подготовку материала).

Рассчитывать только на свои силы (то есть ни на помощь преподавателей и одноклассников (одногруппников), ни на запрещенные материалы – «шпаргалки», смартфоны, микронаушники и пр.).

Не поддаваться панике, которая парализует волю и сознание.

Укреплять веру в собственные силы, путем поэтапной, системной и успешной подготовки к экзамену и наработки навыка решения задач.

Сдача экзамена. Очень важно начинать с простых заданий (вопросов), постепенно переходя к сложным. При этом на каждом этапе решения задачи проводить проверку правильности решения, и, затем, – итогового ответа. Писать решение и ответ разборчиво, чтобы затем, когда будете переписывать «на чистовую», понять самим что написали. Если в решении выявлена ошибка в слове (числе), необходимо не писать поверх слова (числа) правильное значение, а, зачеркнув слово (число), рядом написать правильное.

Стараться «держать себя в руках» – не радоваться сильно, если решение идет успешно, и не огорчаться, если не получается – и то, и другое может привести к ошибкам.

В случае усталости проводить краткие (3–5 минут) передышки – наклонив голову, подпереть ее руками (локти на парту), закрыть глаза, костяшками согнутых пальцев помассировать глазные яблоки – усиливается приток крови в мозг – улучшается его работа.

«Биться до конца» – в каждой конкретной задаче или вопросе исчерпывать все известные пути и методы решения, а не бросать ее на полпути в случае неудачи (особенно это справедливо для задач части С в ЕГЭ).

Стараться соблюдать регламент (постоянно смотреть на часы и отводить на решение задач или написание ответов на вопросы время, не превышающее допустимого времени)  – тем самым избежите паники в конце экзамена, когда не хватает времени на завершение ответа.

Не подвергаться истерике, стараться реагировать спокойно, если результаты экзамена не совпадают с ожиданиями, или если экзамен не удалось сдать – жизнь на этом не заканчивается и, если сделать из неудачи правильные выводы, то можно будет многое исправить.

Пересдача экзамена (апелляция). Если результаты экзамена Вас не устраивают, и есть возможность явиться на апелляцию или пересдать экзамен – обязательно используйте эту возможность.

Идя на пересдачу подготовьте в совершенстве прежде всего те вопросы (задачи), на которых вы потерпели неудачу на экзамене – некоторые преподаватели любят начинать пересдачу с нерешенных на экзамене вопросов (задач).

Ни в коем случае не «качайте права» – преподаватели очень не любят наглых и нахальных учеников (студентов); ведите себя вежливо и корректно, но отстаивайте свои позиции настойчиво, если правда на Вашей стороне.

Если экзамен проводился в письменной форме и Вам передали на рассмотрение Вашу работу, постарайтесь тщательно изучить ее, вспомните логику своего решения и выясните всюду ли правильно Вас поняли проверяющие преподаватели. Если, по Вашему мнению, Вы решили задачу правильно, но Вас не так поняли, попытайтесь это вежливо объяснить преподавателю, используя предыдущий совет.

Никогда не пытайтесь оказать давление на преподавателя или предлагать ему материальную выгоду – это подлежит строгому уголовному наказанию и может иметь для Вас крайне негативные последствия.

Вот, вкратце, и все основные рекомендации, выполнив которые обучаемые смогут сдать экзамен с максимальным успехом.

Указанная методика недавно была реализована на упомянутом выше образовательном канале «Реши ЕГЭ/ГИА–2015» на YouTube [2] и в виде мобильного приложения для продукции компании Apple [1]. Сама компания Apple по достоинству оценила указанное мобильное приложение, выставив ему довольно высокий рейтинг. В настоящий момент указанная разработка является уникальной и не имеет своих аналогов в России и за рубежом, законно подтверждая тот факт, что и в области новых информационных технология СГУПС является одним из лидирующих вузов нашей страны.

 

Список литературы

1.      Мобильное приложение «Реши ЕГЭ/ГИА 2015 Математика» [Электронный ресурс]. URL: https://itunes.apple.com/ru/app/id953455727.

2.      Образовательный канал «Реши ЕГЭ/ГИА–2015» на YouTube [Электронный ресурс]. URL: // https://www.youtube.com/user/solveegegia.

3.      Шматков Р. Н. Аксиологические аспекты проблем качества высшего профессионального образования в условиях рынка // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Вып. 24. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. – С. 68– 81.

4.      Шматков Р. Н. Антикризисное управление экономикой путем формирования интеллектуального капитала работников // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Новосибирск: Изд- во СГУПСа, 2012. – Вып. 27. – С. 127–131.

5.      Шматков Р. Н. Диалектика качества общего и профессионального образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2013. – Вып. 29. – С. 158–164.

6.      Шматков Р.Н. Значение методологической функции философии образования при анализе реформ отечественного высшего образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. – Вып. 25. – С. 67–75.

7.      Шматков Р.Н. Инновационные методы подготовки школьников к итоговым государственным экзаменам, направленные на повышение качества образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. – Вып. 31. – С. 226–229.