Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЯЖЕНЬЕ В ЗИМНЕЙ СВЯТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ СИБИРЯКОВ (ПО ЭКСПЕДИЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ РАЙОНОВ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
18 мая 2016г.


1 Все фольклорно-этнографические материалы, используемые автором, относятся к цифре 8 Библиографического списка.




Зимние святки – самый древний из всех годовых праздников отмечаемый в народе наиболее торжественно, ярко, разгульно, который и сейчас не утратил своей актуальности и мифологической архаичности на территории Тюменской области, особенно в Аромашевском, Викуловском, Голышмановском районах, компактное заселение которых активно велось переселенцами с Украины и Белоруссии с конца XVIII до середины XX века. В простонародье переселенцев называли «расейцы», «русаки», «хохлы», «лапотники», «самоходы», старожилы же себя величали «местные», «чалдоны», «кержаки», «старожилы». «К числу новопоселенцев … относятся компактные группы выходцев из западнорусских (Брянской) и южнорусских (Орловской, Воронежской, Тульской, Курской) губерний. Основная часть белорусских переселенцев прибыла из восточных губерний Белоруссии – Гомельской, Могилевской, Витебской, незначительная часть - из Минской. Встречаются и предки белорусов Черниговской губернии Украины. Основу старожильческого населения Тюменской области составляют выходцы из севернорусских и, частично среднерусских губерний – Вологодской, Пермской, Вятской»[3, с. 5].

Результаты фольклорно-этнографических исследований по районам Тюменской области подтверждают повсеместное сохранение и бытование зимнего святочного ряженья, являющегося одним из уникальных явлений в традиционном фольклоре, элементы которого, в разных формах, присутствуют в каждом обрядовом действии и праздничном гулянии. Реконструкция обрядовой и праздничной культуры невозможна без выявления в ней традиции ряженья. Феномен ряженья неоднократно рассматривался в различных этнографических и литературных источниках. Играм ряженых посвящено множество статей в книгах о народном театре и календарной обрядности. Однако, среди ученых, занимающихся исследованием традиционной культуры, нет единого мнения по вопросу происхождения ряженья и маскирования. Согласно старой «натурмифологической» концепции, в основе ритуального маскирования, особенно в применении масок изображающих животных, лежало древнее мифологическое мировоззрение и астрально-мифологический символизм. «Древнейшим воззрением на грозовые тучи, как на стада различных животных и звериные шкуры, - писал А.Н. Афанасьев, - объясняется обряд ряженья» [10, с. 185]. В.И. Чичеров выделял в маскировании зимней святочной обрядности, особенно с применением различных масок животных – эротические игры, восходящие к культу плодородия [9, с. 137]. В.Я. Пропп в своих работах основным содержанием ряженья считает аграрно-магическую направленность, выделяя использование ряжеными маски козы, быка, лошади – носителей «плодовитости» [9, с. 133] и относит ряженье к «…типично святочным увеселениям. Ряжение представляет собой бесхитростное увеселение, состоящее в том, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемым и дурачить, веселить или пугать окружающих своим комическим видом» [9, с.130]. А.К. Байбурин все персонажи ряженья связывает со сферой чужого [1, с. 36]. Автор наиболее фундаментального исследования по обрядовому ряженью Л. Ивлева относит ряженье к обрядовой и зрелищно-игровой культуре и рассматривает ряженье в этих двух ракурсах. «Обрядовая и зрелищно-игровая принадлежность ряженья могут не противоречить друг другу, сосуществуя в органичной целостности. Но зрелищно-игровая составляющая ряженья может и полностью оторваться от обрядовой. В таком случае речь пойдёт о ряженье как развлечении, игре, зрелище» [5, с. 7].

Ряженье – один из уникальных элементов традиционной культуры, связанный с обрядовым изменением внешнего облика человека, трансформацией его в выбранный персонаж через внешнее преображение и наделяющий особой формой поведения, носящей мировоззренческий и ритуальный характер. Ряженый – собирательный персонаж, в котором воплощено мифологическое содержание и обрядовое игровое действие, направленное на контакт с потусторонним миром. Ряженый всегда старался подчеркнуть устрашающие черты своей внешности и стремился к эффекту неузнаваемости.

Обычай рядиться восходит к эпохе первобытнообщинного строя. Наскальные древнейшие изображения людей в звериных масках,  с рогами, в шкурах животных, ученые относят ко времени позднего палеолита. Приемы охотничьей маскировки – древнейший  вид ряженья, который в дальнейшем повлиял  на обряды и ритуалы, связанные с магическим ряженьем, порой неотделимого от тотемизма. Уподобляясь животному или мифологическому образу, человек перевоплощался в сверхъестественное существо, в нечто противоположное, противоестественное собственной природе: русские – в инородцев, мужчины – в женщин, молодежь - в стариков, крестьяне – в барина или попа, живые – в покойников, люди – в животных, в нечистую силу или вообще в неподдающийся описанию вымышленный персонаж и т.д. Человек был уверен, что этим он может повлиять на естественный ход природных явлений, расположить к себе окружающие его сверхъестественные силы природы, общаться с миром умерших предков. Период зимних святок считался периодом активизации нечистой силы в человеческом мире, ряженые ассоциировались с «страшками» - в народном представлении – это посредники между живым и мертвым миром, обладатели нечеловеческой силы и колдовской магии [6, с. 100]. Само ряженье считалось смертным грехом, смыть который можно было, искупавшись в освещенной крещенской проруби.

Окрутники, кудесники, страшки, шуликоны, нарятчики, черти, волкодлаки, пугалашки, окрута, хухольники, святошники, халявы, костромы, чудики – это только часть собирательных имен, которые используют в народе для обозначения ряженых. При этом отчетливо выделяются названия, отражающие потустороннюю природу ряженых (пугалашки, черти, волкодлаки и т.д.). В названиях ряженых, по мнению Л. Ивлевой, «ключ, который за чертой просто видимого открывает мифологические горизонты, обнажает суть обычая рядиться» [4, с. 192].

По материалам фольклорно-этнографических экспедиций, можно выделить несколько названий ряженых бытующих в районах Тюменской области:

1)     Указывающих на основу ряженья - изменение внешнего облика ряженого: «наряжухи», «нарядчики»; «Нарядчики ходили…» (Голышмановский район, д. Ражево); «Нарядуться наряжухи и ходють по домам» (Викуловский район, д. Малышево).

2)     Отражающие материал ряженья (тряпки, маски) и связанные с отрицательными чертами ряженых – страшные, пугающие: «тряпошники», «маскирушники», «страшки»: «Тряпошники они были, наденут разные тряпки…» (с. Голышманово); «…по страшному нарядится…. к нам пришли они, нарядчики,…нам страшно…» (Голышмановский район, с. Медведево); «Маскирушники масок понадевывают, поди разбери кто есть… и страшные и разны други маски… каки? Да там, вот коза была, лошадь, а то и непонятные…» (Викуловский район, д. Базариха).

3)     Указывающие на календарную приуроченность ряженья, так, «святошники» относятся к святочному периоду «… святошники ходили, … Христа славили…, и ряженые славили…» (Викуловский район, д. Ермаки). В названии «колядники» отражена связь ряженых с обрядом колядования: «Колядники ходили, пели: «Сею - вею посеваю, с Новым годом поздравляю» (Викуловский район, д. Одино».

4)     Значительная  часть  терминов  соотносит  ряженых  с  демонической  природой:   «шуликуны», «шуликины», «покойники», «ягушники»: «Одевались шуликунами» (Викуловский район, д. Старая Боровая); «Шуликины ходили по домам, посевали» (Викуловский район, д. Каргалы); «…покойники прямо ходили, простынями обвяжутся …» (с. Голышманово); «Нечисть, ягушники ходят…, ну как Баба-Яга» (с.Аромашево).

Выделяется несколько основных способов ряженья с использованием различных средств:

·       Переодевание;

·       Маскирование;

·       Изменение манеры поведения;

·       Изменение речевой интонации.

Переодевание - наиболее распространенная форма ряженья с использованием вывернутого тулупа и применением различных шкур животных, обвешанных колокольчиками, лаптями и различными предметами быта; подкладыванием горба; надеванием различного тряпья. «Шубу переворачивали, в цыган рядились, всякие тряпки на себя цепляли» (Голышмановский район, д. Скаредная; «Наряжаются пастухом и пастушкой. Пастух с кнутом, горб ему всяко делали» (Голышмановский район, д. Средние Чирки); «Нарядчики ходили. Шубу переворачивали и сермяги надевали, и опояской подпирязывались, кто полотенцами и всяко … и пляшут, и палочками и бороды поделают всяко» (Голышмановский район, д. Ражево); «В Рождество колядники ходили колядовать. Одевались шуликунами, в медведей, в старух, в цыган, Ягой-каргой. Ходили по домам, пугали» (Викуловский район, д. Старая Боровая); «… кто во что обряжались, лишь бы смешно было, и чтобы не узнали» (Голышмановский район, с. Медведево). Использование вывернутого тулупа мехом наружу имело множество магических значений в основе своей символизировавших обновление жизни, преодоление смерти, холода и голода. С помощью вывернутого тулупа участник добивался большего сходства с изображением животного, особенно это подчеркивалось наличием маски изображающего животного. «Шубу мехом наружу вывернут, маску оденуть и скачуть… рогами тыкають во всех…» (Викуловский район, д Базариха). В то же время, вывернутый наружу тулуп, должен был способствовать всходам зерна, всходы должны быть такими же густыми, как и мех тулупа, что несомненно указывает на обрядовую принадлежность и связь вывернутого тулупа с плодородием земледельческой и скотоводческой обрядности. «Раньше, в этой деревне, нынешний Новый год то не праздновали, а праздновали по старому стилю 14 января. Снаряжались, шубы вывернут, … а чтобы урожай был, с 14 января до 19 января бегают снарядчики, а потом святой водой окрестилися. Бросали при этом пшеницу. С Нового года до Крещения бегали шуликиными. Первого славельщика садили на подушку. Для таво чтобы гуси велись. Эту подушку клали на стул» (с. Голышманово). «Вот придут ряженые, а ты шубу то вывернешь и на мешки с пшеном ее надо, потим самого бойкого туда садишь, а он кукарекает, кудахчит…. Это что бы куры неслись».

Одним из интереснейших элементом ряженья в святочно-новогодней обрядности является обрядовая перемена пола. Обычно молодые парни переодевались в женские одежды и наоборот: «Нарядчики пришли хозяев проведывать… мужик женщиной срядился ... в тряпки разные, шубу на выворот» (с. Голышманово). «Парни девками рядились, груди себе навешают, а девки таво пуще – морковку подвешивали…» (с. Голышманово). По мнению исследователя традиционного фольклора С. Токарева, практика травестизма была связана с магией плодородия.

Самым распространенным, ярким и значимым персонажем обрядового ряженья является образ цыгана и цыганки. По мнению Л. Ивлевой, «в образе цыгана сконцентрировалось многое из того, что интересует ряженье, - семантика этнически чужого, локально чужого, мифологически чужеродного (ведьмовского) …. Не случайно «цыган» как персонаж (к тому же парный – «цыган» и «цыганка») становится квинтэссенцией ряженья, и оно в целом получает название «цыганить». По словарю В. Даля: «цыган (цыганка) – обманщик, плут, барышник; цыганить – клянчить попрошайничать» [2, с. 575]. Ряженые в цыган ходят по дворам с мешком и получают от хозяев дары, они не брезгуют и тем, что плохо лежит. Но цыганить - это не просто побираться, это еще и ворожить, обладать тайным знанием: каждая цыганка гадает всем желающим членам семьи: «… она брешет, а ты слушаешь…» (с. Голышманово).

Маскирование - чернение лица сажей, изготовление антропоморфных и других масок. «Хто нарядится в мужика, а хто шубу, лохматым вывернут, маску каку-нибудь сделають, и не узнаешь кто придёт. В коня наряжались, кто какую маску сошьют: конскую, или коровья тоже, здесь все на лицо. В дворы заходят вечером, соберётся человека 3-4, они толпой и ходили. Подаёшь, что есть. Придут и уже знаешь, что надо каво- то дать, у каво что есть, то и давали. Пирожочки даёшь им винишка  подаёшь, угостишь, обязательно надо ряженым подавать хоть хлеба, или картошки, всё равно. Они (ряженые) на Новый год хозяйку хвалят и песни поют». (Голышмановский район, д. Боровлянка).

Изменение манеры поведения выражалось в особенностях традиционной хореографии (необузданная пляска, ходьба на ходулях, обкручивание соломой ног, чтобы они казались кривыми и др.). Поведение ряженых выходило за рамки общепринятых норм, но царившая на Святках вседозволенность для ряженых, позволяла им не только смешить, но и пугать хозяев дома и их членов семьи. По народным представлениям взмахи руками и ногами, верчения, подпрыгивания и подобные движения, обладают продуцирующей силой и оказывают магические действия, направленные на повышение урожайности и приплода скота. «Хто пришёл к им, сею-вею, посеваю кричали. А тогда уж спасу не было- крики, пляска и пшеницей кидают» (Голышмановский район, д. Ражево); "Новый год ходили ряженные. Кто по страшному нарядится. Кто наденет ремни всякие. Я помню, молоденькие ещё были, к нам пришли они, нарядчики да у их такие, палочки там в руках, рваное надели они, сами, это, горда пляшут, сильно пляшут, а мы ревём, напугалися. Ну вот эти, под вид цыганив эти нарядчики. Вином их поили. Нарядчики топают, повеселят людей, овес бросали для урожая. Взрослые наряжались». (Голышмановский район, с. Медведево).

Речевая и интонационная трансформация выражалась в противоестественном голосе, чрезмерно крикливых репликах, «пришепетывании», которому способствовали изготовленные из картошки или репы длинные зубы, и др. «Зубы из репы, картошки делали» (Голышмановский район, д. Скаредная) «… ходили ряженные, шубу выворачивали, цыган с цыганкаю, песни пели, гадали, зубы из картанки делали» (Голышманоский район, п.Ламенка).

Анализ основных компонентов зимнего святочного ряженья, его особенностей и функционального развития, позволяет сделать вывод, что ряженье играло магическую роль в обрядах сибиряков и было связано как с культом предков, так и с культом плодородия земли, плодовитости скота и семейным благополучием. Весь хаос, а вместе с ним и смысл ряженья был призван уничтожить засыхающий, старый мир для перерождения в новое  начало. Таков  был изначальный смысл ряженья  как  магического и обрядового  действа, призванного обеспечить плодородие. «Пища и потомство, - писал знаменитый английский этнограф Дж. Фрэзер, - вот чем люди стремились обеспечить себя, совершая магические обряды, призванные регулировать времена года и управлять ими» [7, с. 13].

Современная культура направлена на увеличение зрелищности в исполняемых обрядовых действиях – танцы, музыка, различные спортивные состязания, не имеющие никаких отношений к народным традициям. Прежние магические акты утрачивают свое значение, превратившись в развлекательные действия. Это ведет к функциональному изменению, трансформации и утрате смысла древних обрядов, которые сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

 

Список литературы

1.     Байбурин, К.А. Ритуал: старое и новое: сб. ст. памяти С.А. Токарева / сост. В.Я. Петрухин. – М.: Наука, 1994.

2.     Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. – СПб.: Диамант, 1998. – 4 т.

3.     Демина, Л.В. Свадебный обряд славян Тюменской области / Л.В. Демина. -Тюмень: Издательско- полиграфический центр «Экспресс», 2005. – 242 с.

4.     Ивлева, Л. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора / Л. Ивлева. – СПб.: Буланин, 1998. – 194 с.

5.     Ивлева, Л. Ряженье в русской традиционной культуре / Л. Ивлева. – СПб.: Институт истории искусства, 1994. – 232 с.

6.     Лосева, Р.В. Эротические игры ряженых в святочной традиции сибиряков юга Тюменской области / Р.В. Лосева // Аутэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучэння, успрымання – Минск, 2013. – VII. – С. 99-103.

7.     Обрядовая поэзия / сост., предисл., примеч., подгот. текстов В.И. Жекулиной, А.Н. Розова. – М.: Современник, 1989. – 736 с.

8.     Полевые материалы фольклорно-этнографических экспедиций 1987-2002 гг.; 2005 г., 2006 г., 2011-2015гг. - руководитель Демина Л.В., Лосева Р.В. [Аудиозапись. Рукопись.]. Личный архив автора.

9.     Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники: опыт историко-этнографического исследования / В.Я. Пропп. –М.: Лабиринт, 2000. – 192 с.

10. Токарев, С.А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: исторические корни и развитие обычаев / С.А. Токарев. – М.: Наука, 1983. – 224 с.