Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ АНВАРА ШАРИПОВА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

В специальном литературоведческом смысле, закрепленном отечественной гуманитарной традицией, литературная критика – род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельности, направленной на понимание и оценку по преимуществу современных словесно-художественных произведений‖ [2, 7]. В.Е. Хализев призвание и задачу критики видит в идейной и эстетической оценке литературных произведений и в обосновании суждений самого  критика, а также в рассмотрении литературного процесса современности и формирования художественно-теоретической программы. О том же говорится и в учебнике 2002 г. ―История русской литературной критики‖ под ред. В.В. Прозорова: ―Литературная критика стремится понять и объяснить художественное произведение, его невыразимые смыслы или предпосылки порождения этих смыслов, она подготавливает читателя к встрече с поэзией, целеустремленно или исподволь настраивает его на ожидание этой встречи, вступает в диалог с автором-творцом текста, с другими критиками – оппонентами или союзниками‖ [2, 7-8].

Итак, литературная критика – это особый литературный жанр, который позволяет рассматривать художественные произведения с идейной и эстетической точки зрения, давать обзор литературному процессу современности, формировать новые эстетические программы. Литературный критик является посредником между автором и читателем, предлагая свой взгляд на разбираемое им литературное явление. Критик- профессионал характеризуется глубиной литературной и общекультурной памяти, собственно эстетическим подходом к феномену словесно-художественного текста, способами реакций на этический, социально- нравственный диктат современности, на читательский спрос [3].

Первостепенная роль в становлении и развитии литературно-критического сознания принадлежит художественному вкусу критика. ―Вы читаете поэму, смотрите картину, слушаете сонату – чувствуете удовольствие или неудовольствие – вот вкус; разбираете причину того и другого – вот критика‖, – писал В.А. Жуковский [1].

Литературный критик чаще всего первопроходец. Одним из первых, не имея еще за собой традиций интерпретации новорожденного текста, он стремится определить его ценностные параметры. Критик может обращаться и к текстам давним по своему происхождению, но продолжающим властно влиять на умонастроение новых читательских поколений [2, 11]. Так, перед нами стоит задача исследовать одну из ипостасей ученого и поэта-писателя А. Шарипова – его богатое и многогранное литературно-критическое наследие в контексте литературного процесса конца XIX-начала ХХ вв., обращение к которому представляет несомненный интерес в свете активно обсуждаемых в современном литературоведении задач и проблем.

А. Шарипов является умелым и требовательным литературным критиком, написавшим множество содержательных литературно-критических статей и рецензий о творчестве татарских ученых и поэтов-писателей. А. Шарипов как литературный критик умело обращается к читателю, формирует его литературный вкус, оказывает нравственное воздействие, влияет на его общественную позицию, заинтересовывает читателя творчеством того или иного поэта-писателя, пробудив в нем желание к чтению и сопереживанию эмоциям автора. Об этом свидетельствуют критические статьи и рецензии, посвященные творчеству Ш. Марджани, М. Бакирова, Х. Миннегулова, Й. Нигматуллиной, Х. Туфана, А.Махмудова, Р. Исламова, М. Сафина, Г. Кашапова, Г. Кулахметова, Н.Думави, Ф.Мазитова, Я.Игяная, Ф. Шаеха, Сирина, Р.Мустафина, Р. Байтемирова, Л.Валиевой и др. В ―Татарской энциклопедии‖ можно встретить статьи, посвященные О.Хайяму, Хафизу, Г. Утыз Имяни, Г. Тагирджанову, А. Югнаки, Р. Кашифу.

Если с одной стороны, А.Шарипов, являясь ученым, оценивает состояние современной поэзии, выражая свой взгляд по отношению к творчеству предшественников и современников – ученых и поэтов-писателей, то с другой стороны, как наставник дает свое благословение и молодым талантам. Он уделяет большое внимание талантливым поэтам и писателям, в особенности, молодым мастерам пера, живущим в г. Набережные Челны и близ ее окружения – так, являясь первопроходцем, он помогает им войти в арену татарской литературы. У него есть десятки таких статей и очерков, посвященных творчеству К. Сибгатуллина, Ф. Шаеха, Г.Кашапова, М.Сафина, Я. Игяная, А. Ситдиковой и др.

Известно, что А. Шарипов составляет стихотворные сборники некоторых поэтов и писателей, редактирует их, пишет вводное  слово и отзывы об их  творчестве,  способствует выпуску этих сборников. Это стихотворные сборники Ф. Шаеха ―Егет сүзе‖ (―Слово парня‖), Ф. Мазитова ―Сагышлар да алтын була икән... (―Оказывается и тоска бывает золотой...‖), Л.Валиевой ―Диңгездә йолдыз коена‖ (―В море звезда купается‖). Помимо этого, А. Шариповым написано вводное слово книгам Н. Хурматовой ―Йөрәкләрдә калдың, Төркия‖ (―Осталась в сердцах, Турция‖), М.Исмагилова ―Мөнәҗәтләр һәм вәгазьләр‖ (―Мунаджат и проповеди‖), И.Малика ―Коръәндә хайваннар кыйссалары‖ (―Повествование о животных в Коране‖), М.Сафина ―Челны мои былинные‖, А. Ситдиковой ―Нур Баянның шигъри дөньясы‖ (―Стихотворный мир Нур Баяна‖) и др.

Литературную критику А. Шарипова следует классифицировать и рассматривать в 3 направлениях:

1.     Критические статьи, отражающие личность и деятельность ученых и поэтов-писателей;

2.     Рецензии (вводное слово, отзыв, заключительная статья книге), посвященные изданным трудам и произведениям;

3.     Внешние отзывы докторским и кандидатским диссертациям, в том числе и авторефератам диссертаций. Необходимо подчеркнуть, что в области литературной критики А. Шарипова превалирует жанр – рецензия.

В своих трудах он выступает как опытный рецензент, выражающий свое отношение к прочитанному, пытаясь разобраться в своих новых впечатлениях, вызванных тем или иным произведением, на основе познаний теории литературы и подробного анализа произведения.

Рассмотрим термин ―рецензия‖ в современном литературоведении. Рецензия – критическое сочинение, в котором содержатся разбор и оценка произведения. Среди функций рецензии есть функция информирования о конкретных произведениях печати; она и позволяет считать рецензию способом библиографической характеристики. Двойственный характер рецензии наиболее четко попытался показать литературный критик Л.А. Аннинский, утверждающий, что рецензия выполняет ―информаторские обязанности‖ и в то же время является продуктом ―личного творчества‖ [4].

Рецензент занимается, в первую очередь, новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность еѐ актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассматривать в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии [5].

Рецензии А. Шарипова полностью соотвествуют вышеуказанным требованиям, с помощью которых он стремиться сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным ученым и поэтам- писателям, активно воздействуя на ход литературного процесса. Критик тщательно обосновывает свои взгляды, касающиеся того или иного труда или произведения глубоким и аргументированным анализом.

Рассмотрим рецензии и критические статьи А. Шарипова. Обратим внимание на рецензию-вводное слово А. Шарипова ―Хәерле юл сиңа, Фидаил!‖ (―Счастливый путь тебе, Фидаил!‖), посвященной вышедшему сборнику Ф. Мазитова ―Сагышлар да алтын була икән...‖ (―Оказывается и тоска бывает золотой‖). А. Шарипов выступает в качестве наставника молодого поэта: Фидаил в свое время был его студентом и ученый, в свою очередь, смог разглядеть в нем дар поэта. С тех пор А. Шарипов всячески поддерживал его, чтобы молодой поэт продолжал писать и не бросал заниматься этим делом. В своей статье А. Шарипов описывает творчество поэта и раскрывает тематический диапазон его произведений. Вот что говорит он о Ф.Мазитове: ―Фидаил – очень талантливый поэт. Свои стихотворения он пишет легко, не натужно как некоторые. Именно о таких личностях в нашем народе говорится ―родился поэтом‖ [9, 6]. Также А. Шарипов указывает на следующую мысль: ―...В стихотворении романтической направленности ―Бәйләмәгез, каерып, канатларым‖ (―Не связывайте, отдирая, мои крылья‖), отражающем кредо автора, чувствуется созвучие с поэзией Х. Такташа‖ [9, 16].

В вводном слове А. Шарипова ―Таңга омтыла шигырь юллары…‖ (―Стихотворные строки устремляются к рассвету...‖), посвященной вышедшей книге Ф. Шаеха ―Егет сүзе‖ (―Слово парня‖), повествуется о личности поэта, о его биографии и тяжелой судьбе. Подчеркивается, что несмотря на то, что Ф. Шаех ослеп, он нашел в себе силы принять такое положение дел и посвятить свою жизнь поэзии. Эта книга является третьим сборником стихотворений Ф. Шаеха, выпущенной после смерти поэта,  в которую вошли  произведения последних  лет деятельности поэта, еще нигде неизданные до этого. Также в статье А. Шариповым описываются темы, которые поднимались поэтом и подчеркивается присутствующий национальный дух в произведениях. А. Шарипов говорит следующее о творчестве Ф. Шаеха: ―Каждое произведение поэта обладает уникальной особенностью, наполнено ясным светом, безграничной любовью к жизни и надеждой на будущее. Его стихотворения пропитаны большим жизненным опытом и глубокими мыслями‖ [8].

В арсенале статей в области литературной критики отдельное место занимают критические статьи и рецензии, посвященные Cирину (Сирину Ханифовичу Батыршину). А. Шарипов приложил много сил для того, чтобы вернуть творческое наследие этого поэта татарскому народу. Исследовав творческое наследие Сирина и проанализировав его стихотворения, А. Шарипов написал и опубликовал несколько статей, посвященных творчеству автора. Со слов автора, из-за того, что талантливый поэт Сирин был репрессирован в 1930 году, в истории татарской литературы до сих пор не мог занять достойную нишу. ―...войдя в татарскую литературу своим неповторимым талантом, молодый поэт в течение быстрого времени обретает популярность. Его имя начинает звучать в одинаковой степени с именем Х. Такташа‖ [7, 86]. Как говорит А. Шарипов, Сирин был из тех поэтов, который смог создать свой индивидуальный стихотворный стиль в татарском литературоведении под названием ―стиль Сирина‖, который по своей форме был новым и необыкновенным. Если с одной стороны, он отличался своей поэтичностью, глубокой эмоцией, лиризмом и революционной романтикой, то, с другой стороны, был удивительным из-за использования простого, быстрого, красивого языка и музыкального звучания‖ [7, 89].

Однако, по причине того, что в 1935 году Сирин был арестован, его произведения становятся запрещенными и творчество предается забвению. Даже после полной реабилитации, случившейся в 1956 году, Сирин не смог вернуть свое наследие: его стихотворения оставались неизвестными широкому кругу читателей даже не смотря на то, что в 1961 году был издан сборник его стихотворений‖. Но благодаря усилиям А. Шарипова, открывается завеса безизвестности поэта, способствующая тому, что читатель снова может найти информацию о личности, жизненном и творческом пути Сирина.

Статья А. Шарипова  ―Шагыйрь сулышы‖ (―Дыхание поэта‖), посвященная описанию жизненного и творческого пути поэта Нур Баяна, освещает важные моменты из жизни поэта, отражая особенности творчества и оригинальность его стихотворений-поэм. А. Шарипов повествует о ценности вышедшей книги А. Ситдиковой ―Нур Баяннын шигъри дөньясы‖ (―Стихотворный мир Нур Баяна‖), которая является первым трудом автора, повествующим об особенностях поэзии поэта. Со слов А. Шарипова, во-первых, читатель в этой книге сможет найти новые, обширные и ценные сведения о жизни и личности Нур Баяна, а во-вторых, познакомиться с особенностями его поэтического мира. Также А. Шариповым отмечается, что в этой книге впервые для татарского литературоведения анализируются образы и символы в поэзии Нур Баяна.

Рецензия А. Шарипова ―Үлемсез хәзинәбезгә лаек хезмәт‖ (―Труд, достойный быть бессмертной сокровищницей‖) посвящена выпущенной книге известного татаркого ученого М.Бакирова ―Татарский фольклор‖. А. Шарипов повествует о том, что М.Бакиров нашел путь донесения идейно-эстетического богатства произведений народного творчества студентам на научном и в то же время понятном языке. Критик предельно ясно описывает книгу, еѐ разделы, говорит о важности и глубине труда. Также восхищается глубоким аналитическим мышлением и широкой эрудированностью М.Бакирова. Со слов А. Шарипова, данный труд отличается от многих учебников-трудов по фольклору множеством своих выигрышных сторон и является успешной находкой для татарской фольклористики.

Среди рецензий А. Шарипова особое место занимает статья ―Гаять кыйммәтле хезмәт‖ (―Очень ценный труд‖), посвященная обширной научной деятельности Й. Нигматуллиной и еѐ вышедшему труду ―Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур‖. Он пишет: ―Й.Г. Нигматуллина – известный и выдающийся ученый не только в области татарской литературы, но и в области международного литературоведения. Она является автором множества ценных и значимых трудов. Каждый из еѐ трудов создал резонанс не только в татарском литературоведении, но и в области всесоюзного литературоведения, был воспринят общественностью как большое событие‖ [6].

О вновь вышедшей книге Й. Нигматуллиной ученый говорит следующее: ―…Эта книга является образцом изучения многолетней истории, особенностей развития и изменения татарских и русских литератур с точки зрения методологических и теоретических аспектов. Помимо этого, она является незаменимым учебником- пособием для молодых ученых, аспирантов и преподавателей литературы, желающих глубже изучить татарскую и русскую литературу и является образцом, демонстрирующим каким образом нужно писать научные труды‖ [6].

В рецензии, посвященной впервые вышедшей книге бывшей своей ученицы и молодой поэтессы Л.Валиевой ―Диңгездә йолдыз коена‖ (―В море купается звезда)‖, А. Шарипов останавливается на определенных стихотворениях Л.Валиевой, анализирует их и в целом дает оценку еѐ творчеству. Также он является автором вводного слова еѐ книге. Автор пишет следующее в своей рецензии: ―...С первых строк чтения стихотворений Л.Валиевой, я начал восхищаться их удивительной чистотой, тонкостью и невероятной лиричностью. В этих стихотворениях можно встретить и чувства счастья-радости, переполняющие любящего, и желание объять всю Вселенную, взлетев на крыльях мечты, и чувства грусти-тоски от потери любимого человека или безответной любви, душевные метания и многое другое‖ [10].

Несмотря на то, что А. Шарипов проживает в г. Набережные Челны, он активно участвует и в научно- образовательной жизни Республики Татарстан и Российской Федерации6. Он известен тем, что пишет внешние отзывы докторским и кандидатским диссертациям, в том числе и авторефератам диссертаций, каждый отзыв из которых достоин считаться отдельным научным трудом. Таким образом, на сегодняшний день А. Шариповым написано 31 внешних отзывов (4 докторские, 27 кандидатских) на диссертации и 50 внешних отзывов (18 докторских, 32 кандидатских) на авторефераты диссертаций..

А. Шарипов показал себя опытным, тонким и незаурядным литературным критиком, выступающим с критическими статьями как о известных деятелях науки и литературы, так и открывающим завесу творчества неизвестных поэтов-писателей. Он продемонстрировал себя чутким критиком, способным углубиться в суть литературных текстов, анализировать, отбирать и отслеживать главное. Теоретическая и профессиональная подготовка критика находится на высоком уровне и, в свою очередь, характеризует глубину понимания предмета и умения анализировать тексты объективно.

  

6 В мае 2005 г. он избран членом  совета (шифр –  КМ  212.316.01)  по  защите диссертаций в Тобольской государственной социально- педагогической академии им. Д.И. Менделеева по направлению ―Языки (татарский язык) и литература (татарская литература) Российской Федерации‖, а с 2008 г. избран членом совета (шифр – Д 212.078.03) по защите докторских и кандидатских диссертаций в Казанский Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет по тем же направлениям и участвует в деятельности этих научных советов.

Список литературы

1.     Жуковский В.А. О критике. Письмо к издателям ―Вестника Европы‖ // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985. – С. 218.

2.     История русской литературной критики: Учебник для вузов /В.В. Прозоров, О.О. Милованова, Е.Г. Елина и др. / Под ред. В.В. Прозорова. – Москва: ―Высшая школа‖, 2002. – 463 с.

3.     Критика  литературная  [Электронный  ресурс]  //  Литературный  словарь  терминов  [сайт].  URL: http://www.litdic.ru/kritika-literaturnaya/. (дата обращения: 24.03.2015).

4.     Литературная критика как средство продвижения художественной литературы [Электронный ресурс] // Официальный          портал          органов          власти          Чувашской          Республики          [сайт].          URL: http://gov.cap.ru/home/674/struktura%20saita/pedagogicheskaya%20kopilka/inovacion/medinayachten/prodvi/1% 20%282%29.doc. (дата обращения: 24.03.2015).

5.     Пишем рецензию [Электронный ресурс] // Публичная библиотека Новоуральского городского округа [сайт]. URL: http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-rezenziju.htm. (дата обращения: 24.03.2015).

 6.     Шарипов А. Гаять кыйммәтле хезмәт (Профессор Й.Г.Нигъмәтуллинаның ―Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур‖ хезмәте турында) // Ватаным Татарстан, 1999. – 27 август. – Б. 5.

7.     Шәрипов Ә.М. Сириннең тормыш юлы һәм иҗаты // Актуальные проблемы преподавания татарской литературы в высших и средних профессиональных учебных заведениях (С. Материалов Республиканской научно-практической конф., посвященной 120-летию со дня рождения Габдуллы Тукая. Наб. Челны, 6-7 апреля, 2006 г.). – Казань: Казанский гос. унив.-т, 2006. – С. 86-95.

8.     Шәрипов Ә.М. Таңга омтыла шигырь юллары… (Ф.Шәех иҗаты турында) // Фазыл Шәех. Егет сүзе. Шигырьләр. Казан: Татар.кит.нәшр., 2003. – Б.5.

9.     Шәрипов Ә. Хәерле юл сиңа, Фидаил! (Счастливый путь тебе, Фидаил!) / Фидаил. Сагышлар да алтын була икән... Шигырьләр, поэмалар. Яр Чаллы, 2006. – Б. 6.

10. Шәрипов Ә.М. Язгы җилгә җанны эләм апрель җиткәч... (Л.Вәлиеваның ―Диңгездә йолдыз коена‖ исемле шигъри җыентыгы турында) // Мәдәни җомга, 2014. – 7 февраль. – Б. 16