Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РОМАНА Е. ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР»

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

Роман «Лавр» написан человеком, для которого вера – понятие отнюдь не абстрактное. В беседе с Татьяной Никитичной Толстой в рамках передачи «Школа злословия» Евгений Водолазкин говорил о том, что долгое время был верующим, затем несколько отошел от канонического православия, но продолжает оставаться в сфере его влияния. Поэтому жанровая природа романа «Лавр» представляет несомненный интерес. С одной стороны перед нами достойное продолжение традиций русского религиозного романа, такого, каким его представлял Иван Сергеевич Шмелев, первым попытавшийся совместить, по его собственным словам, в «Путях Небесных» жанры жития и романа. С другой стороны масштабное полотно Руси XV столетия, несмотря на то, что автор особо подчеркивает тот факт, что его произведение никак не может быть названо историческим романом.

Думается, в этом нежелании говорить о «Лавре» как об историческом романе Водолазкин вполне логичен, поскольку само понятие «исторический» подразумевает вполне определенное понимание движения времени как непрерывной и объективной категории человеческого существования. История как наука строится на понимании времени как объективной категории, на научном восприятии времени в его движении, заданном скоростью космических объектов.

Для Водолазкина же время – понятие субъективное. Более того, в интервью Т.Н. Толстой, ссылаясь на академика Лихачева, Водолазкин рассуждает о том, что время выдумано человеком, чтобы иметь возможность взаимодействовать с Богом: «Мы действуем по слабости своей во времени, просто чтобы события не происходили одновременно» [Скляр], поскольку в Боге времени нет.

Вопрос о времени для автора «Лавра» прежде всего связан с вопросом о смысле, цели человеческого существования и произрастает из страха человека перед смертью. В поисках ответов Евгений Германович приходит к Богу, обнаруживая для себя, что в Боге времени нет. В единый миг в нем сосуществует все бывшее, сущее и будущее. И только человек, не способный в силу своей ограниченной природы осознать это, вынужден жить во времени. Более того, человеку необходимо время, чтобы изжить совершенный им грех. Продолжая мысль Водолазкина, покаяние возможно только во времени.

В полной мере оценить и рассуждать о религиозной составляющей романа возможно только будучи человеком верующим, воцерквленным. Нам же представляется значимым взглянуть на это произведение с точки зрения светского литературоведения. И эта точка зрения позволяет разглядеть много интересного и перспективного.

Евгений Германович Водолазкин родился в 1964 году в Киеве. Окончил филологический факультет КГУ им. Т.Г. Шевченко (1986). В том же году поступил в аспирантуру Института русской литературы АН СССР, в Отдел древнерусской литературы, возглавляемый академиком Д.С. Лихачёвым. В течение трёх лет писал диссертацию о переводе византийской Хроники Георгия Амартола и после защиты, с 1990 года работает там же.

Доктор филологических наук, защитился в 2000 году, тема диссертации: «Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-V вв.)».

Опубликованный в 2009 году роман «Соловьёв и Ларионов» вошёл в шорт-лист премии «Большая книга» (2010). Следующий роман, «Лавр», был удостоен этой премии в 2013 году, получил также премию «Ясная Поляна» и премию конвента «Портал».

На вопрос о причине обращения к писательскому творчеству ответил, что создание научного текста –   процесс рациональный, в то время как писательский труд дает возможность эмоционального постижения жизни.

Роман «Лавр» с непременным авторским уточнением «неисторический роман», представляет собой историю жизни средневекового святого и целителя. При крещении он получает имя Арсений, в детстве много времени проводит со своим дедом, знахарем Христофором, пока окончательно не переселяется к нему после смерти родителей. Живут они вдвоем, в некоторой изоляции, и поэтому смерть деда оказывается для юноши Арсения тяжелейшим ударом. Именно в этот период в его жизни появляется Устина, девушка, которую он полюбил со всей пылкостью юности. Страсть разрушила их жизни. Ревность к тем, кто может увидеть и отобрать его счастье, страх перед одиночеством стали причинами того, что Арсений таил Устину от других, жил с ней в грехе, без венчания. И когда ей пришел срок рожать понадеялся на свои знахарские способности, не позвал повивальную бабку. Устина не смогла разрешиться от бремени и умерла на руках Арсения.

Горе его было страшно и усугублялось чувством вины от того, что и Устина, и их ребенок умерли без причастия и лишены надежды на спасение.

Арсений покидает родные места, скитается, живет жизнью юродивого Устина, исцеляет людей, в конце жизни принимает постриг под именем Лавр. Все его земное существование подчинено одной цели: вымолить посмертное прощение для Устины и их ребенка.

По словам Водолазкина, время – категория человеческая, оно необходимо человеку, чтобы ощущать, как постепенно, шаг за шагом, минута за минутой, он вымаливает прощение, избывает свой грех:

«Мы живем, запертые во времени, в то время как все существует вне времени» [Школа злословия].

Игра со временем в романе побуждает увидеть в нем черты постмодернистского текста, с его смешением пластов повествования, смещением уровней восприятия реальности. Однако для Водолазкина время – инструмент, при помощи которого он решает иные задачи.

Детство и отрочество Арсения проходит в парадигме мифологического времени. Время закольцовано, жизнь движется по кругу, годовой цикл всякий раз воспроизводит цикл человеческой жизни. А умирание означает новое рождение. В круговом движении нет понимания смертности, поскольку в движении по кругу нет ни начала, ни конца.

Смерть Христофора становится для Арсения точкой разрыва, выпадения из мира блаженного незнания в иную плоскость бытия. Теперь жизнь героя движется не по кругу, а словно стрела: от момента вхождения в мир к воссоединению с Богом. Подобное векторное время и есть время религиозное.

Значительную роль в создании романа играют жития: автор использует юродские жития Андрея Юродивого, Василия Блаженного, Ксении Петербургской и т.д. Более того, сама история о Лавре представляет собой рассказ о чудотворной силе героя, который прожил жизнь в 4 «обличиях» – Арсения, Устина, Амвросия и, наконец, Лавра. Целебная сила его рук, которые дарили жизнь умирающему, кажется чем-то невероятным, но вполне органично вписывается в образ человека, призванного к служению и следующего по божественному пути. Именно в этом беззаветном служении, в умении отдать всего себя людям и есть путь святого, описываемый в житиях. Однако само житие Водолазкина – это результат использования стилизации, то есть намеренной имитации определенного жанра при помощи использования лексики, персонажей, исторических событий определенного временного периода. Стоит отметить, что данный прием характерен для современной литературы.

Цель использования стилизации заключается в том, что читатель может окунуться в другую эпоху благодаря искусственно созданной атмосфере и обстановке, присущией предыдущим столетиям. Более того, стилизация помогает автору создать конкретный образ личности героя, ссылаясь на образ его «прототипа».

Бесспорно, благодаря данному приему жизнь Лавра кажется настоящей историей, произошедшей именно по данному сценарию с этими же персонажами. По словам Водолазкина, в романе очень мало выдуманного. В своем интервью он говорит: «Там использовано несколько десятков житий, и это абсолютно реальные люди» [Токарева].

Роман Е. Водолазкина, бесспорно, стал значимой вехой в современной русской литературе, в нем тесным образом переплелись жанровые находки, традиционная для постмодернизма игра с читателем и щемящая откровенность человека, нашедшего Бога.

 

Список литературы

 

Биргер Л. Отечественный производитель святости. Газета.ru, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2013/01/21/a_4934437.shtml (дата обращения: 18.03.2018). Водолазкин Е. Лавр. Санкт-Петербург: Астрель, 2013.

Епископ Александр. Преподобный Паисий Святогорец.

URL: http://verapravoslavnaya.ru/?Paisii_Svyatogorec_Slova_1 (дата обращения: 20.03.2018).

Морозова Т. Евгений Водолазкин. Лавр.  //          «Знамя»,          2013.          URL:http://magazines.russ.ru/znamia/2013/4/m18.html (дата обращения: 18.03.2018).

Скляр Ю. Евгений Водолазкин: «Времени нет!» Интервью с писателем. Читаем Вместе, 2014. URL:http://chitaem-vmeste.ru/interviews/evgenij-vodolazkin-vremeni-net-int          (дата          обращения: 20.03.2018).

Токарева М. Евгений Водолазкин: «История человека важнее истории человечества». Новая Газета, 2013.   URL:   https://www.novayagazeta.ru/articles/2013/09/27/56548-evgeniy-vodolazkin-171-istoriya- cheloveka-vazhnee-istorii-chelovechestva-187 (дата обращения: 20.03.2018).

Школа злословия / интервью Е. Водолазкина, Т. Толстой и А. Смирновой. 29.10.2013 г. // URL:http://www.ntv.ru/video/573740/

Шмелев И. Пути небесные. Москва: Дарь, 2005.