Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В СВЕТЕ ВРЕМЕНИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Аннотация:

Вопрос значимости театральных фестивалей рассматривается в контексте современной кризисной ситуации в области театрального искусства. Подчеркивается значение театральных фестивалей в контексте совершенствования системы образования.

Ключевые слова: Театр, искусство, эпоха, фестиваль, кризис, жанр, обновление, модернизация, образование, воспитание, публика, режиссер, актер.

Abstract:

Theatre festivals can play a significant role in resolving crisis in modern histrionics. Theatre festivals can contribute to the improvement of educational system.

Tags: theatre, art, age, festival, crisis, genre, renewal, update, education, training, public, director, actor Современный театр переживает сложный кризисный период. Наше время справедливо называют веком оценок, веком смыслов. Меняются эстетические установки эпохи, социальные и художественные запросы публики, а вследствие этого – востребованность репертуара, режиссерские и актерские установки. Кризис (от греч. Krisis – решение, суд, поворотный пункт) предполагает неустойчивость состояния, острую потребность в переменах и потому сопровождается, как правило, мощным энергетическим всплеском. Прорыв в новое художественное измерение не бывает безболезненным: в реализации новых стратегий, поиске конкурентных преимуществ, утверждении интеллектуальных и моральных лидеров закономерны взлеты и провалы, восторги и резкое неприятие.

Как мощный фактор воздействия театр не может остаться в стороне и от образовательных реформ, свидетелями и участниками которых мы является. Расширился диапазон профессиональной востребованности выпускников вузов, иной стала мотивация и сам процесс усвоения знаний в школе. «В большом дефиците оказывается не информация,…но способность ориентироваться в этой информации; в дефиците оказывается внимание и способность суждения» (3, с. 240). Как отмечают культурологи, на смену долго бытовавшему в России «литературоцентризму» пришел так называемый «зрелищецентризм» (4, с. 456). Филологи с тревогой говорят о трансформации и обеднении речи, утрате смыслов и значений языка. Вследствие резкого изменения вербального стиля эпохи и характера зрительского восприятия преображается и «дикционная эстетика актерской игры» (В. Мейерхольд).

Театр как явление зрелищного ряда поставлен перед необходимостью жесткой конкуренции с мощно утвердившей себя в наши дни развлекательной сферой. Болевой точкой является фактор «облучения деньгами» (Ж. Бодриар), сильнейшим образом влияющий не только на театральный репертуар, рекламу, но и на стиль театральных постановок. Мода, как известно, является отражением вкуса потребителя, а потребительское начало –      определяющий критерий современной жизни. Что касается современного зрителя, то он «обеднен переизбытком» (1, с. 265) и потому находится перед трудной и неизбежной проблемой выбора.

Наряду с традиционными драматическим и комедийным жанрами все сильнее утверждают себя в наши дни театр-праздник, театр-развлечение, театр-эксперимент. Некоторые новаторские спектакли находятся как бы на грани психологизма и гротеска. Горячие дискуссии вызывает и спор с классическими традициями, который в наши дни весьма обострился. В переосмыслении и модернизации классики наблюдается смелое, нередко граничащее с вызовом, смешение жанров, перестановка смысловых акцентов, игра стилистическими моделями и пр. Идут стремительные поиски обновления пространства сцены, актерских и режиссерских средств подачи материала. Зрительская аудитория, в целом весьма неоднородная, ощущает на себе воздействие не только внешнего лоска и декоративности, но и жесткого смысла современного театрального действа.

Театральные фестивали благодаря своей многогранности дают возможность, как его участникам, так и зрителям проникнуть в саму атмосферу происходящих перемен, утвердить свое право влиять на процесс преобразований. Театральные фестивали позволяют большому числу людей приобщиться к разнородным явлениям современного театрального искусства и сделать благодаря этому свой выбор.

В процессе ознакомления с многочисленными театральными фестивалями, проходящими в нашем городе, мы обратились с рядом вопросов, как к ведущим, так и начинающим деятелям театра – режиссерам, актерам, преподавателям театральных вузов, постановщикам, менеджерам и др. На сегодняшний день нам удалось осуществить лишь часть задуманного, но на основании уже полученных ответов попытаемся сделать некоторые предварительные наблюдения и выводы:

1.   Театральный фестиваль - мощный стимул воздействия на публику, ценный фактор обмена опытом для профессионалов и непрофессионалов.

2. Театральный фестиваль – важный воспитательный и образовательный фактор.

3.     Важной задачей, стоящей перед организаторами фестивалей является система отбора репертуара. Необходима выработка более четких критериев в данном отношении.

4.   Заметна активизация восприятия театра публикой, особенно в молодежной аудитории. Так называемое медиа-поколение более раскованно внутренне и при дефиците познаний демонстрирует развитую способность оценочного суждения.

5.      Большие коммерческие фестивали зачастую бывают «абсолютно коммерческими» и потому предсказуемыми и малоинтересными.

6.   Цензура во все времена не прибегала к объяснению своих мотивов. Сегодня, когда на смену цензуре политической пришла цензура финансовая, ситуация сделалась еще более жесткой, порой непреодолимой.

7.      Фестивали можно «убить» как безденежьем, так         и избыточным финансированием  отдельных «заказных» программ, что нередко и происходит.

8.    В состоянии забвения находится современная детская драматургия.

9 Необходим новый непредвзятый взгляд на содержание драматургии советского периода, которая хранит богатый пласт психологического осмысления человеческих взаимоотношений.

10. Нужны тематические фестивали, в том числе посвященные классикам (Островскому, Горькому, Чехову), а также драматургам ХХ-XXI столетий (Арбузову, Вампилову и др.)

12.      Обогащению школьного образования могут способствовать Детские фестивали, которые мало спонсируются. В последние годы практически исчезло, увы, и детское киноискусство.

13.   Детскими театральными фестивалями должны активно заниматься совместно с театрами школа и вуз. Эти не самые дорогие в финансовом плане мероприятия бесценны в плане образовательном.

14.   Чрезвычайный интерес для педагогов может представить знакомство с работами подростков и юношей,

выступающих в роли драматургов, режиссеров, Их жизненная и творческая позиция вырисовывается в этих постановках с оригинальной и неожиданной стороны.

15.   В современных театрах преобладает не просветительская, а развлекательная тенденция – то ли как дань моде, то ли вследствие равнодушия, то ли как целенаправленное разрушение театра.

16.     Зрительского опыта восприятия современного европейского искусства недостаточно. Практически отсутствует опыт восприятия отечественной аудиторией современного авангарда, приобщение к которому является задачей не только фестивалей, но и образовательных программ в целом.

17.    Восприятие любого искусства прошлого и современности, в том числе и театрального – это опыт, знание, умение и способность восприятия, которые нужно развивать у зрителей на лучших образцах. Фестивали предназначены способствовать этому.

Подводя итоги, можно сказать следующее: императив времени диктует новую драматургию жизни, которая, в свою очередь, предполагает новую драматургию театральной сцены. Все названное требует решительного обновления  театрального дела. Театральное искусство в  целом и театральный фестиваль как активнейшая форма его выражения призваны помочь людям сориентироваться в изменившейся системе художественных, образовательных, жизненных ценностей. Можно полагать, что современный театр вступил в «эпоху ожиданий» которая должна перерасти в «эпоху действия»(2, с. 9).

 

 

Список литературы

1.     Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. – 507 с.

2.     Гаевский В. Книга ожиданий: Заметки об актерах и режиссерах. М.: РГГУ, 2014. – 442 с.

3.     Гаккель Л. Откуда мы? Куда идем? СПб.: Изд. Политехнич. Ун-та, 2013. – 250 с.

4.     Хренов В. Публика в истории культуры. М.: Аграф, 2007 – 512 с.