15 марта 2016г.
Семио́ тика, или семиоло́ гия (греч. σημειωτική, От др. греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. [1. С. 6].
Праздник является неотъемлемой частью жизнедеятельности любого общества, и самым эффективным способом общения, выступая как социально-художественное, культурное явление, предназначенное передавать от поколения к поколению определенные эстетические и социальные ценности с помощью набора знаков. Основываясь на значимом событии, взятом из мифологии, истории или реальной жизни, праздник предназначен удовлетворять жизненно важные потребности человека.
Ещѐ в XVII в. Дж. Локк определил семиотику, использовав этот термин в значении учения о знаках. Это учение предназначено «рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим» [2 .С. 8].
ПРАЗДНИК – выступая как самостоятельная – художественно-эстетическая система, состоящая из подсистем, создает особый иллюзорный, художественно-реальный мир. Благодаря синтезу изобразительно- выразительных средств всех видов искусств и существующей реальности (природы), используемых в нем, в соответствии с историческими, политическими и духовными потребностями самых различных социальных слоев общества. Потребность в данном случае выступает целью, системообразующим фактором и сверхзадачей праздника.
То, что в основе праздника лежит потребность, не вызывает сомнения. Достаточно обратиться к истории. Первые ритуалы, обряды и праздники появились благодаря потребности принести благодарность богам. Вспомним Древнеегипетские мистерии, Древнегреческие и Древнеримские праздники.
Праздник, как и всякий зрелищный вид искусства, весьма сложная и многофункциональная система, предназначенная для удовлетворения потребностей, посредством определенных действий и языка. В качестве этого языка выступают – визуальные – иконические (изобразительно-выразительные), звуковые, а иногда и тактильные средства (системы), передающие определенную информацию зрителям.
Автором системы знаков является Ч. Пирс, который создал базовую для семиотики классификацию знаков:
1) знаки-иконы (icon), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию (другими словами, что изображено на знаке, то и означает – витрины магазина, дорожные знаки);
2) знаки-индексы (index), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во
времени и/или пространстве (фотография, живопись, стоп кадр); (Курсив В. К.)
3) знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Национальные языки — примеры таких конвенций [4. С. 37].
Впоследствии Чарльз Уильям Моррис, развивая идеи Ч. Пирса, систематизировал семиотику и ввѐл разделение еѐ на синтактику (внутренние свойства систем знаков), семантику (отношение знаков к обозначаемому) и прагматику (проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует). В 1938 году он опубликовал небольшую книгу «Основы теории знаков», которая является кратким очерком новой науки. Наиболее полную попытку изложения основных проблем семиотики можно найти в его книге «Знаки, язык и поведение», изданной в Нью-Йорке в 1946 году.
Основной и ведущей знаковой системой праздника является текст. Но о значении и трактовке текстовых знаковых систем имеется обширная литература, поэтому повторяться нет смысла. Рассмотрим семиотические знаковые системы праздника, которые недостаточно разработаны.
Первая визуальная семиотическая система праздника – ОКРУЖАЮЩАЯ (СЦЕНОГРАФИЧЕСКАЯ) СРЕДА (естественная или искусственная). Под естественной, реально существующей окружающей средой праздника, могут выступать: здания (в 1970 году в Казани, с использованием здания Казанского университета прошел светозвуковой праздник, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Здание было и главной площадкой и реально существующей средой, декорацией и действующим лицом); улица, характерная для шествий, демонстраций, крестных ходов и карнавалов, когда все, что находится на улице, и здания, и люди, служат декоративно-художественным оформлением для идущих, а те в свою очередь, служат оформлением для смотрящих. Площадь присуща для театрализованных митингов, концертов, конкурсов и т.п.. Архитектурный ансамбль – старая крепость, например, Кузнецкая крепость в г. Новокузнецке, мемориалы на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге или на Малаховом кургане в Волгограде и т.д. Стадион предназначен, прежде всего, для спортивных праздников, где одна из трибун играет роль «живого экрана». На нем также, могут проходить театрализованные концерты и представления с большим количеством участников. Городской сад или парк отдыха - для такого праздника характерно то, что действо может разбиваться на несколько площадок и каждая из них может использовать любые виды и жанры массового праздника. Но следует помнить главное - все площадки работают на общую тему, раскрывая ее тематическое многообразие и сверхзадачу праздника. Место реального исторического события. Например, праздник, посвященный Дню Победы, проходящий в стенах Брестской крепости. Следует напомнить, что в каждом населенном пункте нашей страны есть место, которое является для живущих или историческим, или священным – Вечный огонь, братская могила, здание или место, с которым связаны поворотные события в жизни населенного пункта.
Для обрядовых праздников реальная среда прохождения праздничного действа диктуется религиозным источником и может проходить там, где необходимо.
Таким образом, окружающая среда, предметы и детали, существующие в ней, выступают своего рода знаками, выполняющими те или иные функции.
Реальное место событий и знаки, его наполняющие, помогает зрителям «включить» собственное воображение и воспринимать происходящее как факт, который они наблюдают «якобы в реальности».
Кроме реально существующей окружающей среды, для праздника может создаваться искусственная среда, выстраиваются необходимые декорации и сценические площадки. Данные строения всем ходом праздника убеждают зрителя в своей реальности и правдоподобии, из искусственных они «превращаются» в реальные. А если таковой праздник сделать традиционным, то у последующих поколений не будет никаких сомнений в подлинности данного места.
В этом случае в качестве семиотических систем праздника выступает реальность, которая через художественное переосмысление постановщика, превращается в визуальную знаковую систему, обладающую информацией, которая дополняет лингвистическую и звуковую информации, выраженные через семиотические системы.
Вторая – визуально-тактильная семиотическая система – ВЕЩЕСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ И АТРИБУТИВНАЯ.
Данная система включает в себя костюмы и предметы быта, выступающие как знаки, необходимые для развития праздничного (реального) действия. Основным знаком в данной системе выступает маска, которая диктует костюм и «позволяет» зрителю «переключиться» из реальности в иллюзорность – инобытие. При этом само наличие маски выступает как семиотический акт, при помощи которого происходит передача информации того или иного содержания от отправителя-маски к получателю-зрителю. Таким образом, мы получаем необходимую последовательность – маска – костюм – реквизит – информация – ответная реакция.
В качестве тактильной семиотической системы выступают атрибуты (реквизит) из натурального материала – трон – дерево, корона – золото – знаки власти. Кандалы, цепи (железо) – знаки неволи. Глядя на эти атрибуты, зритель психологически испытывает тактильные ощущения, представляет их поверхность, словно он сам «общается» с этими предметами-знаками.
Третья звуковая семиотическая система праздника – МУЗЫКАЛЬНО-ШУМОВАЯ ИЛИ ФОНОВАЯ.
В данную систему входят подсистемы, состоящие из «живой» музыки (оркестры, музыкальные группы, солисты исполнители), фонограммы, звуков, реально существующих в природе (пение птиц, звуки работающей техники и т. д. и т. п.), реальная речь актеров и зрителей и другие искусственные звуки, необходимые в празднике.
Названные семиотические системы сразу задают настроение, тон и направленность праздника. С течением времени, в любом обществе складывается узнаваемая звуковая семиотическая система. Например – низкий звук сирены – тревога. Звуки военного горна в определенном наборе и последовательности могут означать; «тревогу», «все спокойно», «приглашение на обед», «построение» и т. п. Или другой пример, у музыкантов существует своеобразный звуко-знаковый язык, с помощью которого они могут передать практически любую информацию. Достоинством этого языка является то, что его может понять даже не музыкант, ориентируясь на тембр, высоту, продолжительность и громкость звучания музыкальной фразы.
Четвертая семиотическая система характерна только для праздника – АКТИВИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЯ. Особенностью массового праздника является то, что в нем очень тонкая грань между исполнителями – актерами и зрителями. Исключением является только зрелище, где градация актеры – зрители очень прочная и не предполагает активизации зрителя и его участия в общем действии. Зритель может только реагировать на происходящее, не вмешиваясь в процесс действия.
Система активизации зрителя обязательна в массовом празднике, этим он отличается от других видов зрелищных искусств. Активизация зрителя возможна и в театре, но это явление достаточно редкое и до сих пор не вошло в систему.
Существуют праздники, которые построены только на активном участии зрителя, а актеры выступают в роли «проводников» по сценическому действию. К таким праздникам относятся обрядовые праздники, карнавалы, шествия и митинги.
Рассмотрим существующие приемы активизации с применением знаков. Единственное, что здесь необходимо соблюдать только одно правило – знак, с помощью которого вы активизируете или побуждаете зрителя к действию, должен быть понятен всем.
1. «Провокация». В массах «растворяются» специально подготовленная группа актеров, которые своими действиями побуждают зрителя к действиям.
Данный прием характерен для карнавалов, где главную роль играют маски, детали костюма и карнавальная атрибутика. Надев маску, зритель становится актером. Или на праздниках, посвященных профессиям – ткачи, стеклодувы, кузнецы и т.п. Мастера, продемонстрировав свое умение, приглашают зрителя попробовать свои силы в этом ремесле.
2. Ситуативный. Ходом сценического действия создается такая ситуация, в которой зритель не может остаться равнодушным к нему. Возложение цветов к Вечному огню или памятнику «Ведущими» праздник, заставляют зрителя повторять действия.
Другой пример: в празднике «Первых палаток» в г. Норильске, рассказывалось о высадке десанта строителей, о том, как трудно было установить палатки, потому что под слоем мха была скала. Зрителям задавался вопрос: «А мы, живущие сегодня, сможем поставить палатки там, где они появились в 1935 году?». Естественно, от желающих поставить палатки не было отбоя. В данном случае, палатка выступала как знак- символ города.
Данный прием хорош тем, что он – знаковый язык, создает ситуацию, в которой зрителю ничего не диктуется, его подводят к моменту, когда он сам проявляет собственную инициативу, и в этот момент он из зрителя превращается в участника – актера или того первого строителя, который так же, как и он ставил палатку.
3. Условный. Со зрителями заключается так называемое «условия условности». Их вводят в предлагаемые обстоятельств будущего действия и зрители, под руководством ведущего совершают его. Такой прием характерен для детских, школьных праздников и для праздников профессий.
4. Обрядовый. Он характерен для всех обрядовых праздников; социальных (посвящение в рабочие, профессию, свадьба, принятие в клубы по интересам и. т. п.) и религиозных (венчание, крещение, Масленица, Троица и т. п.). И здесь мы видим обилие знаков, которые в очередности появления составляют систему, характерную для каждого из названных праздников.
5. Интригующий (головоломка – лабиринт). Зрителям преподносится набор знаков (предметов) с пояснением значения каждого и предлагается использовать их в действии по назначению для достижения определенной цели. Данный прием характерен для детских праздников.
Знаки, используемые для активизации зрителя в празднике, являются более эффективными, чем слово. К примеру, на празднике «Город мастеров», достаточно повесить указатели с изображением орудий труда профессии: ножницы, нитка, игла – портные, наковальня, молот – кузнецы, ткацкий станок – ткачи и т. д. и т. п. И больше не нужно ничего объяснять. Зритель сам определит, куда ему идти и что делать.
Все, что используется в празднике, есть знак. За время праздника эти знаки приобретают черты, свойства и особенности, которыми в реальной жизни не обладали. Видоизменяясь сами, они видоизменяют и существующую реальность, превращая ее в другую иллюзорную, праздничную реальность, воспринимаемую всеми как истинная реальность.
Список литературы
1. Лотман Ю.М. Люди и знаки. / В кн. Лотман Ю.М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010. — С. 6.
2. Лотман Ю.М. Люди и знаки. / В кн. Лотман Ю.М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010. — С. 8.
3. Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Т. 2 (Логичес
кие основания теории знаков). СПб., 2000. – С 37