14 апреля 2018г.
Аннотация. В данной статье исследуется взаимодействии предметов математики и экономики, рассматривается применение математического моделирования, а также значимость математического аппарата, рассматривающего экономические проблемы.
Математика и экономика – это самостоятельные отрасли знаний, каждая из которых обладает своим объектом и предметом исследования. По мнению знаменитого американского учёного Н. Винера роль математики состоит в том, чтобы отыскать незримый порядок в хаосе, который нас охватывает. Исходя из этой задачи математики, предметом ее изучения является исследование количественных форм изображения абстрактных связей, которые способны иметь место в окаймляющем нас мире. Исходя из этого, математика как наука создает многофункциональные аналитические методы исследования связей и приобретения на этой основе новейших сведений об окружающем нас мире. Это делает математический аппарат универсальным инструментом решения многих головоломок, с которыми сталкиваются ученые, трудящиеся в различных областях знаний: экономике, лингвистике, химии, физике, психологии и др., - казалось бы, очень далеких от математики. Именно поэтому математику называют царицей наук.
В нынешнее время наивысших успехов достигают те области знаний, которые наиболее обширно пользуются математическим аппаратом в своих исследованиях. Что же позволяет при применении математики на практике достигать значительных результатов в изучении явлений природы и общества? Ведь математика владеет такими терминами, которые, на первый взгляд, не имеют никакого прямого отношения к действительной жизни: матрицы, интегралы, уравнения и т.д.
Использование математических методов и моделей актуально как на уровне деятельности фирмы в условиях рынка, так и в макроэкономике - на уровне планирования и анализа аспектов экономической деятельности региона и страны. Сегодня, в условиях глобализации мировой экономики и становления общества нового типа - информационного общества - математические модели становятся мощным инструментом прогнозов эволюции цивилизации на нашей планете, что позволяет определять оптимальные магистрали развития экономики.
Линейная модель - модель, отображающая состояние или функционирование системы таким образом, что все взаимозависимости в ней принимаются линейными. Соответственно она может формулироваться в виде одного линейного уравнения или системы линейных уравнений. Рассмотрим задачу.
Задача себестоимости. Пусть С – себестоимость товара количеством х, расходы которые зависят от выпуска продукции (расходы первой группы) обозначим k, а постоянные расходы (расходы второй группы) – b. Функция себестоимости выглядит следующим образом: C=kx+b.
Например, перевозка лесоматериала по железной дороге со станции Ставрополь до станции Григорополисская (расстояние 150 км) стоит 44 руб. , а до станции Прохладный (расстояние 505 км) - 105 руб. Определить стоимость перевозки такого же объема материала до станции Кисловодск (472 км) и Пятигорск (434 км).
Стоимость перевозки до станции Прохладный больше, чем до станции Григорополисская на (105-44) руб., а расстояние больше на (505-150)км. Пусть перевозка такого же груза на х км стоит у руб. Это дороже, чем до станции Григорополисская, на (у-44) руб. и дальше на (х-150) км. Следовательно у = 0,172х +18,2 .
Найдем стоимость перевозки до станции Пятигорск:
у = 0,172 × 434 +18,2 = 92,55. у = 0,172 × 472 +18,2 = 99,38 .
Стоимость перевозки до Кисловодска: Ответ: 92,55 руб; 99,38 руб.
Таким образом, математика неразрывно связана с другими науками. Она является аппаратом, с помощью которого можно исследовать, анализировать и решать задачи. Строить математические модели мы можем при решении различных задач физики, химии, экономики и т. д.
Список литературы
1. Тутов Л.А., Рогожникова В.Н. ЭКОНОМИКА И МАТЕМАТИКА: ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / Л.А. Тутов, В.Н. Рогожникова // Философия хозяйства. 2015. № 6. С. 89-101.
2. Ковчег А.С., Косых В.В., Алексенко Н.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИКИ И МАТЕМАТИКИ / А.С. Ковчег, В.В. Косых, Н.В. Алексеенко // В сборнике: ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2015. С. 270-274.
3. Юркшене Е. М. О роли экономической направленности математического образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 239-241. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2216/ (дата обращения: 05.02.2018).