Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Образование - совместное творчество преподавателя и студента! Это не просто красивые слова. Этот тезис отражает выработанное в науке представление об идеальном состоянии образования.

Преподаватель влияет на мотивацию студента через свои профессиональные качества, отношение к своей профессии и преподаваемой дисциплине, внешний вид и особенности речи, через организацию развивающего педагогического взаимодействия и условий для адекватного восприятия информации.

Студент привносит в образовательный процесс собственные ценности и  установки, навыки самостоятельной работы, готовность воспринимать и способность к анализу и обобщению материала. Проверяет усвоенные знания на практике.

Сложный творческий процесс дизайн проектирования обусловлен взаимодействием трех компонентов преподавания: преподавателя, студента и преобразуемой под их воздействием проектной модели объекта. На начальном этапе обучения педагог и студент в процессе дизайн проектирования находятся в отношениях «ведущего» и «ведомого», что соответствует малой творческой подготовке студентов. Педагог активно воздействует на проектируемую модель объекта и тем самым на студента, однако общение несовершенно – обратные связи  слабые (Схема 1). Недостатки такой структуры обучения наиболее сильно проявляются на старших курсах и нуждаются в их преодолении.


В настоящее время в цепи педагог – проектная модель – студент необходим переход к системе взаимодействия – партнерства, к ориентации на совместную творческую деятельность, основанную на усилении обратных связей. Целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого через проект осуществляется в акте коммуникаций. Педагог и студент оказываются деятельными участниками этой взаимодействующей системы – обмен информации через проектное решение предполагает налаживание взаимных контактов (Схема 2).


Механизм обратных связей между учеником и педагогом обеспечивает выполнение необходимых операций – целесообразное поведение студента при минимуме «помех» – погрешностей в понимании студентом советов педагога. Взаимопонимание между партнерами основывается на использовании профессиональных средств, языков, закодированных сообщений, понятных обеим сторонам коммуникационного процесса обучения. Педагог-дизайнер, направляя студенту информацию, учитывает потребности и интересы студента исходя из эстетических, психологических и ценностных установок. На информацию педагога студент отвечает собственной информационной реакцией, что подтверждает наличие состоявшегося между ними акта общения. Вместе с тем рекомендации педагога несут в себе элемент убеждающего воздействия, которое направлено на обучение проектной процедуре, решению возникающих в процессе проектирования проблем, выработке мыслительных навыков.

Система сотрудничества и партнерства направлена на овладение профессией и стимулирует самостоятельную поисковую, творческую и познавательную деятельность студента, который несет ответственность за принятие решения. От активности воздействия педагога и студента на объект деятельности зависит результативность проектирования. На всех уровнях подготовки для студентов должна быть создана обстановка доброжелательной поддержки и пристального внимания педагога к их профессиональному становлению.

Коммуникативный процесс интегрирует познание, общение и деятельность. Однако в условиях дизайн проектирования происходит не только продуктивный обмен информацией, но и преобразование, творческая интерпретация информации, направленная на эстетическое формообразование проектной модели, зрительно воспринимаются функциональный смысл создаваемого объекта, его «структурная тема», художественный образ и через них – идейное содержание произведения. За педагогом остается профессиональная критическая оценка создаваемой проектной модели. Совместное активное сотрудничество между учащимся и обучающим образует многосторонний взаимообогащающий процесс.

Учебное дизайн проектирование организуется педагогом-дизайнером в направлении творческого самосовершенствования студентов и поиска ими новых знаний.

Преподавание дизайн проектирования заключается в консультации и руководстве творческой работой студентов, в осмыслении и переработке программного материала, передаче студенту информации различными способами. Главные из них – речевые сообщения, ссылка на аналог, наброски на полях чертежей, схемы или непосредственное исправление эскиза студента. Деятельность педагога в процессе учебного проектирования заключается в снижения содержащихся в проектных эскизах студентов случайностей, неопределенности и неупорядоченности.

Специфика обучения дизайнера состоит в преобладании самостоятельной поисковой деятельности учащегося, что обеспечивает развитие способностей и овладение творческим методом проектного моделирования. В творческой деятельности объединяется преобразовательная и познавательная активность студента, формируются его ценностные ориентации. В процессе дизайнерского проектирования собственные поиски студента корректируются дизайнером-педагогом, что повышает продуктивность творческой деятельности. Советы педагога, направленные на развитие проектного замысла, раскрывают перед студентом пути творческой разработки программы. Полученную информацию студент преобразует в проектное решение.

Сообщение педагога может относиться ко всей группе учащихся, тогда студент применительно к своему решению должен  преобразовать информацию и сделать из нее соответствующий вывод. Педагог разбирает учебное задание, ситуацию и вырабатывает вместе со студентами целевую установку. Организуя работу в группе, педагог ставит перед студентами общие задачи в соответствии с этапами творческого процесса, раскрывает содержание и противоречивый характер проектирования, побуждает студентов к творческой деятельности. Педагог использует различные методы на разных этапах обучения, демонстрирует свое профессиональное мастерство, предвидит пути возможного развития проектного замысла, проверяет, контролирует работу студента и оценивает его проектные предложения.

Задача преподавателя- подключать мотивационную сферу, если хотите этически просвещать и программировать поведение личности специалиста на истинно творческую деятельность в той или иной жизненной ситуации. И решается эта задача как раз на этапе экспериментирования, когда рассматриваются разные варианты и выбираются наиболее интересные, когда проявляется "совокупность всех необходимых свойств педагога, установок и обстоятельств, обеспечивающих сознательный выбор действий и правильное их осуществление"(1.С. 77).

 

Список литературы

1. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.:ВЛАДОС,2006, 239 с.