19 марта 2016г.
Образование - совместное творчество преподавателя и студента! Это не просто красивые слова. Этот тезис отражает выработанное в науке представление об идеальном состоянии образования.
Преподаватель влияет на мотивацию студента через свои профессиональные качества, отношение к своей профессии и преподаваемой дисциплине, внешний вид и особенности речи, через организацию развивающего педагогического взаимодействия и условий для адекватного восприятия информации.
Студент привносит в образовательный процесс собственные ценности и установки, навыки самостоятельной работы, готовность воспринимать и способность к анализу и обобщению материала. Проверяет усвоенные знания на практике.
Сложный творческий процесс дизайн проектирования обусловлен взаимодействием трех компонентов преподавания: преподавателя, студента и преобразуемой под их воздействием проектной модели объекта. На начальном этапе обучения педагог и студент в процессе дизайн проектирования находятся в отношениях «ведущего» и «ведомого», что соответствует малой творческой подготовке студентов. Педагог активно воздействует на проектируемую модель объекта и тем самым на студента, однако общение несовершенно – обратные связи слабые (Схема 1). Недостатки такой структуры обучения наиболее сильно проявляются на старших курсах и нуждаются в их преодолении.
В настоящее
время в цепи педагог – проектная модель – студент
необходим переход к системе взаимодействия – партнерства, к ориентации на совместную творческую деятельность, основанную на усилении обратных связей.
Целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого через проект осуществляется в акте коммуникаций. Педагог
и студент оказываются деятельными участниками этой взаимодействующей системы – обмен информации через проектное
решение предполагает налаживание взаимных контактов (Схема 2).
Механизм обратных связей между учеником
и педагогом обеспечивает выполнение необходимых операций – целесообразное поведение студента
при минимуме «помех» – погрешностей в понимании студентом советов педагога. Взаимопонимание между партнерами основывается на использовании профессиональных средств, языков, закодированных сообщений, понятных обеим сторонам коммуникационного процесса обучения. Педагог-дизайнер, направляя студенту
информацию, учитывает
потребности и интересы
студента исходя
из эстетических, психологических и ценностных установок. На информацию педагога
студент отвечает
собственной информационной реакцией, что подтверждает наличие состоявшегося между ними акта общения.
Вместе с тем рекомендации педагога
несут в себе элемент убеждающего воздействия, которое направлено на обучение проектной процедуре, решению
возникающих в процессе
проектирования проблем, выработке мыслительных навыков.
Система сотрудничества и партнерства направлена на овладение профессией и стимулирует самостоятельную поисковую, творческую и познавательную деятельность студента, который несет ответственность за принятие решения. От активности воздействия педагога и студента
на объект деятельности зависит результативность
проектирования. На всех уровнях подготовки для студентов должна быть создана обстановка доброжелательной
поддержки и пристального внимания
педагога к их профессиональному становлению.
Коммуникативный процесс интегрирует познание, общение и деятельность. Однако в условиях дизайн проектирования происходит не только продуктивный обмен информацией, но и преобразование, творческая интерпретация информации, направленная на эстетическое формообразование проектной модели, зрительно воспринимаются функциональный смысл создаваемого объекта, его «структурная тема», художественный образ и через них – идейное
содержание произведения. За педагогом остается
профессиональная критическая оценка создаваемой проектной модели.
Совместное активное сотрудничество между учащимся и обучающим образует многосторонний
взаимообогащающий процесс.
Учебное дизайн проектирование организуется педагогом-дизайнером в направлении творческого
самосовершенствования студентов и поиска ими новых знаний.
Преподавание дизайн проектирования заключается в консультации и руководстве творческой работой студентов, в осмыслении и переработке программного материала, передаче
студенту информации различными способами.
Главные из них – речевые сообщения, ссылка на аналог, наброски
на полях чертежей, схемы или непосредственное исправление эскиза студента. Деятельность педагога в процессе учебного проектирования заключается
в снижения содержащихся в проектных эскизах студентов случайностей, неопределенности и неупорядоченности.
Специфика обучения дизайнера состоит
в преобладании самостоятельной поисковой деятельности учащегося, что обеспечивает развитие
способностей и овладение творческим методом
проектного моделирования. В творческой деятельности объединяется преобразовательная и познавательная активность студента, формируются его ценностные ориентации. В процессе
дизайнерского проектирования собственные поиски студента корректируются дизайнером-педагогом, что повышает продуктивность творческой деятельности. Советы
педагога, направленные на развитие проектного замысла, раскрывают перед студентом пути творческой разработки программы. Полученную информацию студент преобразует в проектное
решение.
Сообщение педагога может относиться ко всей группе учащихся,
тогда студент применительно к своему решению должен преобразовать информацию и сделать
из нее соответствующий вывод. Педагог разбирает учебное задание,
ситуацию и вырабатывает вместе со студентами целевую установку. Организуя работу в группе, педагог ставит перед
студентами общие задачи
в соответствии с этапами творческого процесса, раскрывает содержание и противоречивый характер проектирования, побуждает студентов к творческой деятельности. Педагог использует различные
методы на разных этапах обучения, демонстрирует свое профессиональное мастерство, предвидит
пути возможного развития проектного замысла, проверяет, контролирует работу студента и оценивает
его проектные предложения.
Задача преподавателя- подключать мотивационную сферу, если хотите этически
просвещать и программировать поведение личности специалиста на истинно
творческую деятельность в той или иной жизненной ситуации. И решается эта задача
как раз на этапе экспериментирования, когда рассматриваются разные варианты и выбираются наиболее интересные, когда проявляется "совокупность всех необходимых свойств педагога, установок
и обстоятельств, обеспечивающих сознательный выбор действий
и правильное их осуществление"(1.С. 77).
Список литературы
1. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты
построения. М.:ВЛАДОС,2006,
239 с.