25 февраля 2017г.
В статье рассмотрены основные тенденции планировочной структуры, решения интерьеров и восприятие предметно-пространнственной среды ресторанных комплексов. А так же проведен анализ зонирования, планировок и колористического решения интерьеров.
Ключевые слова : ресторан, интерьер, зонирование, дизайн, восприятие, планировочное решение.
Nigmatulina T.E
Kursk, Kursk State University.
The article describes the main trends of the planning structure, interior solutions and the perception of the subject-spatial environment of the restaurant complex. As well as the analysis of zoning, planning and color palette of the interiors.
Keywords: restaurant, interior, zoning, design, perception, design solution.
В современном мире с его быстрым ритмом, постоянной нехваткой времени немаловажную роль в жизни людей играют места общественного питания: кафе, рестораны и другие. Они становятся также местом для отдыха, празднования событий, дружеских и деловых встреч. На то, какое именно заведение выберут посетители, значительное влияние оказывает его интерьерное решение – несомненный залог его популярности и исключительности.
Ведь продуманный дизайн интерьера ресторана – ключевая составляющая успеха заведения. Необходимо учитывать тот факт, что посетители приходят в ресторан не просто, чтобы насладиться вкусом еды, но и чтобы отдохнуть, ощутить эстетический комфорт, поэтому таким важным фактором становится создание соответствующей благоприятной атмосферы. Интерьер заведения должен быть стильным, уютным, оригинальным, художественно привлекательным, располагающим к приятному времяпрепровождению.
И в данном аспекте интерьер как элемент визуального образа, несомненно, влияет на имидж ресторана. Оригинальные решения интерьера и экстерьера ресторана запоминаются надолго, становятся визитной карточкой; в такие места хочется снова вернуться. Также важно, чтобы внутреннее оформление перекликалось с экстерьером, отображало философию заведения, подчеркивало его уровень./2/
Создание неповторимого, оригинального интерьера, при этом уютного и подходящего для интересного времяпрепровождения, создающего психо-эмоциональный комфорт у посетителей и обеспечивающего при этом удобство и целостность функционального процесса.
Согласно ГОСТ Р 50762–2007 «Классификация предприятий общественного питания» , ресторан – это тип предприятия общественного питания, в котором налажено внутреннее производство довольно обширного набора сложной кулинарной продукции и при этом в этом заведении также непременно присутствует высокий уровень обслуживания клиентов.
Рассмотрим зарубежные аналоги, так как западный процесс формирования объектов общепита вариабельный и динамичный и быстрее отвечает на социальные запросы посетителей.
Для примера, необходимо рассмотреть зарубежные аналоги оформления ресторанов, так как западный процесс формирования объектов общепита вариабельный и динамичный и быстрее отвечает на социальные запросы посетителей.
Ресторан гостиницы Marriott. Рим, Италия .
Основная концепция проекта основана на оригинальном решении мебельной группы ресторана – преобразовании и трансформации составляющих ее элементов в пространстве и времени. Такими трансформируемыми элементами стали жалюзи, имеющие два вида покрытий снаружи и внутри: внешнюю поверхность представляют деревянные рейки, создающие атмосферу «получастного» пространства, в то время как внутреннюю–шторы, придающие ощущение личного пространства, уюта.
В целом, использование натуральных материалов, таких как дерево и текстиль подчеркивает идею открытого для гостей и посетителей пространства, комфортного для пребывания, но в то же время привлекают внимание посетителя оригинальностью простой на первый взгляд трансформации поднятия- опускания штор, дающей возможность управлять пространством, его открытостью или, напротив, закрытостью.
Еще одним трансформируемым элементом в данном интерьере ресторана является стол, высота горизонтальной поверхности которого регулируется за счет телескопической системы: высокий вариант для приема пищи (завтрак, обед, ужин), а низкий – для коктейльных встреч.
Оригинальный дизайн всего пространства ресторана состоит из двух основных зон – статичной и динамичной (мобильной). Статичная система представлена зоной шведского стола, используемого вечером в качестве бара, кухней, санузлами, зоной ожидания. Данные помещения сгруппированы в единый блок во входной части. Мобильная зона представлена группой трансформируемых телескопических столов, примыкающих к платформе-подиуму, которая используется для выставок, конференций, показов.
Таким образом, пространство данного ресторана все время меняется – от единого большого объема до нескольких разобщенных частных уютных зон в зависимости от сценария. При этом пластичные линии плана, округлые очертания формы мебели объединяют пространство в единое целое за счет перетекания линий, форм, объемов друг в друга.
Следующий пример ресторана, который идет в ногу со временем –
Holyfields отарт-студииIppolito Fleitz Group,Франкфурт,Германия.
При всей своей простоте и скромности он предлагает максимум удобства и доступные цены. Гостям предоставляется широкий выбор удивительной мебели: в зависимости от настроения посетители могут выбрать деревянные столы с четырьмя стульями, белые ниши, рассчитанные на шесть персон, классический ресторанный вариант из мягких диванов и стола, а также барную стойку из белёного дуба, разделённую опорными колоннами на группы.
Чтобы посетители не проводили время в очереди или не сидели в ожидании официантов, в фойе предусмотрены десять терминалов с сенсорными экранами, на которых меню оформлено в формате изображений и видео. После того, как клиент что-то заказал, ему выдаётся карточка, и он может занять любое место по своему усмотрению. Как только блюда будут готовы, придёт уведомление с помощью сигнализатора, встроенного в сидение. Для удобства получения заказа стойка поделена на три зоны, подкреплённые тремя видами подсветки, — Питер, Пол и Мэри. Выданная терминалом карта содержит информацию о том, куда нужно идти.
Цветовое решение ресторана это морёный дуб тёмного цвета, что поразительно контрастирует с белым кафелем. Здесь представлены модульные системы с креслами и пуфами из кожи различных тёплых тонов, дополненные столиками с текстильными абажурами. Благодаря новой концепциидизайнаресторана, это заведение пользуется популярностью у городской клиентуры и удовлетворяет потребность в том, чтобы быстро и вкусно покушать.
По нашему мнению такой ресторан будет востребован многими посетителями так как он предоставляет новые технические решения для качественного обслуживания клиентов. А помещение, с его приятным декором, позволит проводить здесь, как тихий завтрак за чашкой чая, так и шумные праздники в компании друзей.
Проанализировав зарубежные рестораны, можно выделить основные тенденции планировочной структуры, зонирования и колористического решения. Все это может быть заложено в основу оформления российского общепита.
Подводя итог, следует обозначить основные, базовые принципы необходимые для решения интерьеров предметно пространственной среды ресторанных комплексов:
1. Образ потенциального посетителя будущего ресторана, нужно учитывать все его притязания, требования к определенному уровню комфорта.
2. Стиль, традиции и название должны полностью соответствовать месту, где находится ресторан.
Допустим, если кухня ресторана будет экзотической, то дизайн интерьера ресторана можно разработать в восточном стиле.
3. Использование панорамного остекления. Это необходимо, чтобы впустить в интерьер весь дневной свет и окружающий пейзаж – как урбанистический, так и загородный.
4. Прогресс не стоит на месте, современное оборудование происходит значительное сокращение технической зоны.
5. Продуманность и совместимость всех элементов дизайна: отделки, освещения, мебели, дверей, окон, элементов декорирования. В этом и заключается главная задача проекта дизайна ресторана – гармоничность всех элементов, которая создает атмосферу комфорта и уюта в сочетании с уникальностью стиля ресторана.
Список литературы
1. ГОСТ Р 50762–2007. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. М., 2008.
2. Никуленкова Т. Т., Лавриненко Ю. И., Ястина Г. М. Проектирование предприятий общественного питания : учеб. пособие . М., 2000.
3. Шабанов Н.К. Формирование художественных умений у студентов дизайнеров, архитекторов по средствам освоения форм предметов в академической системе рисования//Декоративное искусство и предметно - пространственная среда. Вестник МГХПА.2014,№4. С.295-300.
Интернет источники
4. ArchDaily 2008–2014. URL: http://www.archdaily.com