25 февраля 2017г.
Существует тесная взаимосвязь формообразования архитектуры и костюма. На каждом этапе развития культуры общество формировало свою архитектурную среду, предметный мир и костюм. В Древнем Египте, по канонам красоты, считались красивыми египтяне с широкими прямыми плечами, узкими бёдрами и большой головой. Египтяне неслучайно старались придать фигуре форму треугольника.
«Треугольник – воплощение завершённости, он является самой лаконичной и жесткой геометрической фигурой». В Египте треугольник был положен в основу объёмно-пространственной системы под названием «пирамида» (рис.1). Костюм, основанный на геометрической четкости форм, диктовал манеру его поведения – сдержанность, ясность и определённость позы.
В Греции, силуэт человека в задрапированном хитоне напоминал дорическую колонну, а вертикальные складки хитона ассоциировались с каннелюрами колонн. В фигуре человека, одетого в длинный хитон, читались соотношения пропорций «золотого сечения», в котором 1:2; 2:3; 3:5; 5:8 и так далее. Это же соотношение имеет место и в архитектуре. Например, в храме Зевса в Олимпии отношение верхней части храма (фронтона и антаблемента) к нижней, выражается
соотношением (3:5), (рис.2).
Для Готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с
резными деталями (вимперги, тимпаны,
архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые
окна.
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готический период влияние архитектуры на костюм особенно заметно. Это четко и
наглядно прослеживается как
в общем вытянутом силуэте костюма, так и во всех его заостренных и удлинённых элементах. Фигура человека в тесных и узких одеждах с конусообразным колпаком или шляпой с высокой конусообразной тульей, в узкой, длинной обуви казалась сильно вытянутой по вертикали. Такой силуэт был повторением силуэтных форм готических храмов, а пышный декор костюма гармонично перекликался с таким же декором архитектурных сооружений (рис.3).
Стиль «модерн» вобрал в себя черты искусства различных эпох и стилей. В образцах архитектуры прошлого, в природе, он черпал идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа. Одним из основных выразительных средств в искусстве «модерна» был орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший
себе композиционную
структуру
произведения. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства «модерна». В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл (рис.4).
Костюм ХХ в. решается
в оболочковой системе. Каркасные конструкции в своем ярком проявлении исчезли, но в различные периоды моды костюм создается в формах, отличных от естественных форм фигуры. Свидетельство тому – существование наряду с пластичным типом костюма геометризованного (20-е, 40-е, 60-е г.г.). И тот и другой тип являются оболочковыми системами, т.е. изделия формируются за счет кроя и пластических свойств материалов. Общее упрощение костюма, его индустриальное производство, следствие - создание костюма четких форм. Появились новые материалы устойчивых структур (тафта, шерсть с лавсаном), стали использовать в костюме материалы, к которым долгое время не обращались (кожа, спилок, замша).
Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками страны. Яркий образец конструктивизма в архитектуре - Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы, как модерна, так и конструктивизма (рис.5).
Вторая половина 20-го века ознаменовалась появлением в искусстве новой стилевой идеи, которая получила название «функционализм». Как всегда,
новое есть
отрицание предыдущего старого.
Со
временем эстетическая мысль архитекторов, художников и законодателей моды сдвинулась в область прагматического
использования архитектурного
пространства,
интерьера,
костюма. Девизом стиля «функционализм» стало выражение - «форму определяет функция». Другими словами, был сделан главный упор на утилитарную полезность и практическую удобность - здания, интерьера, костюма, предмета мебели, вещи или какого-то иного аксессуара.
Основные принципы минимализма - пространственная свобода, максимальная открытость, прозрачность, функциональность, предельная универсализация; пропорциональная и цветовая уравновешенность; чёрно-белая графика с пятнами локального цвета. Эти принципы были навеяны художниками геометрического абстракционизма Т.В.Дусбургом и П.Мондрианом. Творческие идеи последнего были широко заимствованы и архитекторами и дизайнерами (рис.6)
Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека спровоцировало возникновение стиля «хай-тек». Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии) - стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах
постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
Конструкциям стиля присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи, связывающие торговые предприятия и развлекательные учреждения, характер интерьера которых определяют элементы инженерного оборудования (рис.7).
Мода XX и начала XXI веков, испробовав на себе множество различных веяний и течений, стремительно развивающегося общества, вновь обратилась к архитектуре как источнику творческого вдохновения.
Костюм можно рассматривать как объемную форму, внутреннее пространство которой обеспечивает комфорт для жизнедеятельности человека. Сходство общих принципов формообразования костюма с архитектурой выражается
в образно - ассоциативном проявлении внешней формы. Часто используются определения «монументальный», «монолитный» костюм для подчеркивания большого объема формы, лаконичности ее решения, что достигается использованием тяжелых тканей спокойных цветов и простотой конструкции. Характер тектоники костюма проявляется в тесной связи с тектоникой решения архитектуры и других объектов материальной среды.
Вместе с тем костюм имеет свои тектонические системы: каркасную, оболочковую и промежуточную, сочетающую свойства той и другой систем. При проектировании новых форм костюма необходимо владеть
теоретическими понятиями, такими как: объемно - пространственная структура, гармония, единство композиции, конструкция.
В результате исследования объектов архитектуры и форм исторического костюма раскрыта взаимосвязь архитектуры и костюма;
проанализированы теоретические основы влияния художественных стилей архитектуры на проектирование костюма.
Список литературы
1.
«Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII - XX веков». Энциклопедия.Искусство. Глав. ред. М.Д.Аксёнова. - Т. 7. Ч. 2. - М.. Аванта+, 2001г.
2.
«История костюма:
Эпоха.
Стиль. Мода:
от
древнего Египта
до
Модерна»,
А.Ю. Андреева. - М., Паритет Издательство, 2005г.
3.
«Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики». Т.О. Бердник. - Ростов-на- Дону, «Феникс», 2005.
4.
«Всеобщая история мировой культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы», Герман Вейс. - М., Эксмо, 2007г.
5.
«Стиль в костюме ХХ века». Учебное пособие для
ВУЗов.- М.,МГТУ
им. А. Н. Косыгина, Козлова Т.В., Ильичева Е.В. 2003г.
6.
«Костюм. Теория художественного проектирования», учебник для вузов, Т.В. Козлова. - М., МГТУ им.
А.Н. Косыгина, 2005г.