23 февраля 2018г.
В статье рассматриваются вопросы имиджа как элемента коммуникативных технологий. Определяется место и роль имиджа опорного вуза в системе высшего образования. Анализируются имиджевые модели реализации стратегической коммуникации подразделений по связям с общественностью опорного вуза.
Современный этап развития общества обусловлен глобализационными процессами, характеризируется становлением информационного общества и предусматривает использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни. Благодаря развитию информационных технологий формируется единое духовное пространство, в котором присутствуют ценности разных народов, этносов, социальных групп, происходит процесс трансформации социокультурного пространства. В системе высшего образования информационные технологии ускоряют образовательные процессы.
В условиях развития информационного рынка средства массовой коммуникации становятся основной средой, в которой происходят большинство важных общественно-политических событий, продуцируется широкий спектр сообщений и формируется единое информационно-образовательное пространство. В соответствии с этим, опорные вузы используют СМИ, а также связанные с ними новейшие компьютерные и информационные технологии, с целью формирования своего имиджа. Продуцируя определенный имидж опорных вузов, средства массовой информации формируют стойкие общественные симпатии и с их помощью влияют на формирование образовательного пространства региона. Отсутствие или недостаточность данных о деятельности опорных вузов приводит к непониманию тех социально- образовательных событий и явлений источниками которых является вуз, вызывает формирование отрицательных стереотипов как для граждан отдельного региона, так и для общероссийской общественности.
Одной из важнейших задач подразделений связей с общественностью выступает формирование имиджа опорного вуза как центра компетенций ведущего непрерывную подготовку специалистов всех уровней в области инженерного, педагогического, медицинского, естественнонаучного и гуманитарного образования. Восприятие имиджа опорного вуза имеет ряд особенностей, и соответствии с которыми можно утверждать, что имидж - это определенный синтетический образ, который вмещает бессознательные, иррационально эмоциональные установки, образы, концептуально-рациональные размышления и выраженный в наглядно-чувственной форме.
В основу современного понимания имиджа опорного вуза положенное, как убеждает анализ, новое видение образовательного, социального и культурного контекста его функционирования. Образовательный контекст понимается как гармоничное развитие личности: от воспитания до получения востребованной профессии. При этом, социальный аспект включает совокупность отношений отдельного человека с другими субъектами экономических, социальных, идеологических, политических отношений, сформированных в процессе их деятельности, а культурный - совокупность способов и результатов деятельности человека, что касается как материальной так и духовной сфер. Это обстоятельство отразилось на направлении и механизмах формирования позитивного имиджа опорного вуза.
Формирование позитивного как внутрирегионального, так и межрегионального имиджа опорного вуза в обязательном порядке должно предусматривать организацию системной информационной кампании с цепью повышения авторитета вуза в сфере образования политики, экономики и культуры.
Эффективность имиджа опорного вуза как элемента реализации его стратегической коммуникации возможна лишь при четком осознании миссии - генеральной цели стратегической коммуникации, призванной детализировать статус опорного вуза, обеспечить необходимые ориентиры, а также направленная на удовлетворение потребностей потребителей брэнда вуза – абитуриентов, студентов, работодателей, органов государственного управления. Формулировка миссии опорного вуза предусматривает: провозглашение ценностей и убеждений; определение интересов, которые стратегическая коммуникация стремится удовлетворить; изучение конкретных сегментов образовательного рынка, на котором опорный вуз позиционирует себя; разработка механизмов и ключевых технологий выхода на образовательный рынок (как внешний так и внутренний); определение стратегических принципов развития и финансирования. Как правило, в грамотно сформулированной миссии четко прослеживается привлекательный образ - символ опорного вуза, являющийся важнейшим элементом брэнда региона.
Формирование имиджа опорного вуза как элемента реализации стратегической коммуникации предусматривает комплекс необходимых стратегических действий, последовательность их реализации и ожидаемые результаты, в соответствии с чем должны определяться следующие действенные направления: развитие сильных позиций опорного вуза, составляющие основу его развития; учет слабых позиций опорного вуза, которые осложняют его развитие, их нейтрализация, перевод в состояние сильных позиций; предупреждение и преодоление угроз - неблагоприятных или опасных условий для развития опорного вуза; использование существующих возможностей и создания новых, открывающих благоприятные возможности для развития опорного вуза.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что достижение эффективности в процессе формирования позитивного имиджа как элемента реализации стратегической коммуникации должно обеспечиваться путем разработки концепций, доктрин и стратегий на основе общепринятых в мире методик и технологий ведения Pr-кампаний. В свою очередь, это предусматривает четкое очерчивание и определение специфики наиболее важных для опорного вуза целевых аудиторий (абитуриенты, студенты, работодатели, органы государственного управления), на которые должно осуществляться имиджевое влияние. В то же время, отсутствие надлежащего опыта и специалистов в подразделениях опорного вуза определяет потребность в возможном привлечении отечественных Pr-компаний для выполнения ими поставленных задач.
Поскольку формирование имиджа опорного вуза представляет собой сознательный, целеустремленный процесс, имеющий в своей основе объективные детерминанты, то в основе успешного имиджмейкинга должен лежать системный анализ факторов, влияющих на позитивное восприятие имиджа, а также позволяющих внести конструктивные предложения относительно построения имиджа опорного вуза. К ним мы относим:
- выработку общего комплексного подхода к осуществлению специализированными подразделениями вуза информационно-пропагандистской деятельности, связанной с формированием позитивного имиджа органов опорного вуза, с учетом необходимости поддержки в сознании общественности важности понимания программ, реализуемых опорным вузом;
- проведение последовательной, системной информационно- разъяснительной работы среди общественности по поводу деятельности опорного вуза;
- пропаганда и распространение информации о достижениях опорного вуза;
- проведение комплексной информационно-пропагандистской политики с целью обеспечения позитивного делового имиджа опорного вуза;
- обеспечение активного сотрудничества с международными и региональными организациями.
Список литературы
1. Амеличкин А.В., Митин Д.В. Государственная культурная политика как фактор инновационного развития страны// Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. Курск, 2017. С. 11-14.
2. Изотов В.П., Изотова И.В., Изотов В.В. Креативный потенциал стандарта по рекламе и связям с общественностью // XX международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений сборник материалов. Ассоциация Коммуникативных Агентств России. 2016. С. 307-310.
3. Кулькова В.Ю. Концептуальное обоснование построения межсекторного социального партнерства //Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. № 2. С. 28-33.
4. Михайлина А.В. К вопросу о влиянии организационной культуры вуза на эффективность его деятельности // Образование и общество. 2017. Т. 1. № 102. С. 16-19.
5. Петрище В.И. Современные принципы стратегического планирования конкурентоспособности образовательных организаций (высшей школы) //Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт: материалы международной научно-практической конференции (Орел, 26-27 марта 2015 года)) / гл. ред. Н.А.Паршиков; науч. ред. и сост. И.А.Ивашова – Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2015. –С.9-14
6. Рейнбах Е.Ю. Сущность и формы реализации региональной культурной политики // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №5. С. 361-364.