Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ ТАК МАЛО ЧИТАЕТ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

В статье определяется проблема, связанная с чтением современной молодёжи, а также сравнение количества читающих в 20 веке и 21 веке. Обзор причины упадка читателей в 21 веке. Особое внимание уделено причинам, из-за которых нынешняя молодежь стала меньше читать.

Ключевые слова: современная молодёжь, чтение, библиотеки, упадок, интеллектуальное развитие.

За последнее десятилетие все больше людей стали задаваться вопросом: «Почему современная молодёжь так мало читает?!». Связано ли это с развитием компьютерных технологий или с массовой деградацией нынешнего поколения? Как влияют компьютерные игры, различные фильмы: триллеры, боевики, ненормальные заграничные мультфильмы на психику и развитие детей, или же всё это зависит от воспитания родителей? Или же это всем известная акселерация, влияние радиоактивного фона (после аварии на ЧАЭС),электромагнитное излучение(огромное количество электроприборов в каждом доме, мобильные технологии),употребление в пищу большого количества ГМО-содержащих продуктов, глутамата натрия, вызывающего привыкание? А может быть злоупотребление подростками слабо и сильноалкогольных напитков, а также курение, и не только табака. Давайте разберем данную проблему в этой статье.

Возьмём промежуток с конца девятнадцатого по начало двадцать первого века. Если рассматривать этот промежуток времени и попытаться сравнить процент читающего населения в 19 веке и 21 веке, то естественно, что в 21 веке он будет намного больше, потому что в конце 19 века была массовая безграмотность. Читать могли только люди аристократических кровей. В данной таблице приведено количество безграмотных людей по губерниям:


   Таблица 1

Грамотность сельского населения по губерниям в первой половике 1880-х годов





Губернии

Процент грамотных к населению

Процент учащихся к населению

Общий процент грамотных

Петербургская

17,2

2,5

19,7

Тверская.

14,4

2,4

16,8

Новгородская.

9,3

1,6

10,9

Вятская.

8,6

1,7

10,3

Пермская.

11,7

2,5

14,2

Смоленская.

11,5

1,9

13,4

Московская.

17,6

3,1

20,7

Рязанская.

7,2

1,6

8,8

Тамбовская.

4,6

1,2

5,8

Саратовская.

12,6

3,1

15,7

Самарская.

10,5

2,9

13,4

Орловская.

7,1

1,9

9,0

Курская

6,2

1,6

7,8

Воронежская.

6,6

1.3

7,9

Черниговская.

4,0

1,3

5,3

Харьковская.

4,8

1,4

6,2

Полтавская.

4,7

1,3

6,0

Екатеринославская

9,7

2,5

12,2

Херсонская.

6,2

-

--

Бессарабская.

2,5

0,8

3,3

Таврическая.

16,3

4,2

20,5

В среднем по 21 губернии

8,7

2,1

10,8

Согласно этим данным, в среднем грамотные и учащиеся составляли 10,8% всего населения. В основном люди стали получать образование после октябрьской революции и прихода Ленина к власти. Исходя из того, что сравнивать процент читающего населения в 21 и 19 веках бессмысленно, мы рассмотрим временной отрезок, расположенный намного ближе. В 50-60х годах 20 века можно наблюдать сильный прогресс в данной области по сравнению с концом 19 века. Поскольку различные технологии не были развиты в это время (компьютеры, телефоны), а также не было различных фильмов со сценами насилия, нецензурной лексикой или даже сценами содержащими эротику, у людей попросту не было другого развлечения, а также это был единственный способ всесторонне развиваться для молодёжи, потому что интернета также не было. Если брать людей, молодость которых проходила в эти времена и нынешнюю молодёжь, то сразу можно понять, что старшие поколения намного начитаннее (если брать в общем количестве). В семидесятые годы 80% семей читали вместе с детьми! (Сегодня только 7%). В настоящий момент по опросу нынешней молодёжи, мы узнали то, что 49% молодёжи, к которым мы подходили, признались в том, что не прочитали ни одного серьёзного произведения в своей жизни. К серьёзным  произведениям  мы  относим:  «Война  и  Мир» Л.Н.  Толстого,  «Идиот» Ф.М.  Достаевского, «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита» Булгакова и т.д. Это действительно очень странно! Ведь большинство из перечисленных книг дети проходят еще в школе, в средних и старших классах. Здесь, конечно, сильно задумываться не надо, потому что современному ребёнку интереснее, быстрее и легче посмотреть фильм либо прочитать краткое содержание в интернете, но и это не всегда получается. В основном, в свободное время или время, которое нужно уделять на прочтение какого-либо произведения, они занимаются своими делами: компьютерные игры, просмотр фильмов, в конце концов занятие спортом, но это полезное времяпрепровождение, его мы трогать не будем.

Впрочем, в разных странах ситуация с читательской активностью молодых неодинакова. В Нидерландах, например, отмечается рост интереса к чтению художественной литературы среди молодых покупателей. А во Франции чтение вовсе не сделалось любимым занятием студентов, которые в среднем читают ежедневно по 40 мин. Помимо конспектов и газет они читают одну-две книги в месяц. И оцениваются произведения ими в первую очередь с точки зрения "полезности" для учебы. Замечено, что чем толще книга, тем меньше у нее шансов быть прочитанной французскими студентами. Романы практически обречены: их читают лишь 23% опрошенных. Это объясняется тем, что такое чтение требует сосредоточенности, а подобное усилие над собой не каждому под силу. Отсюда - каждый второй студент не может назвать автора "Трех мушкетеров", а каждый третий не видит никакой связи между романами "Жерминаль" и Эмилем Золя. Читать они предпочитают современных авторов. Среди опрошенных 9% заявили, что выберут книгу, если выдастся свободный вечер; остальные предпочитают проводить вечера с друзьями, слушать музыку или смотреть телевизор. А 3% студентов признали, что "не читают ничего и детей и подростков России в течение последних десяти лет произошли существенные сдвиги, связанные с отменой единых программ по литературе и чтению и изменениями книгоиздательского репертуара. Из круга чтения детей и подростков почти исчезли книги о войне, о революции. На первом месте в начале 90-х годов у мальчиков - научная фантастика, у девочек "романы из взрослой жизни". Это, по мнению Л.П. Михайловой, вполне сопоставимо с данными исследования 1925-1926 гг., проведенного отделом детского чтения Института методов внешкольной работы, но мало напоминает круг детского чтения 70-80-х годов. На втором месте у всех опрошенных стоит приключенческая литература. В чтении девочек-подростков героиню-активистку (например, Динку В. Осеевой) сменяет образ "настоящей женщины". Вообще у этой возрастной группы девочек в круге свободного чтения не было зафиксировано ни  одной книги  детского репертуара. Читатели довольно четко делятся на любителей и противников научной фантастики. Текст научно-фантастического типа содержит описание вымышленной ситуации, происходящей в некотором гипотетическом будущем или в вымышленном мире. Исследователи полагают, что эта ситуация служит аналогом парадоксально переосмысленной действительности. Научно-фантастический текст содержит в себе и элементы текста научного. Конструирование той или иной ситуации в этом тексте связано с описанием естественно-технических и/или социально- психологических проблем, которые могут возникнуть в ближайшем будущем50. При этом, как правило, используются необычные, "странные" теории и предлагаются нетривиальные с точки зрения обыденного сознания пути их реализации. Эти особенности построения научно-фантастических текстов определяют наличие в них таких элементов, как термины, квазитермины и квазиреалии. В.П. Белянин обнаружил, что обретение все большей свободы и раскованности в поведении человека сочетается с ростом его интереса к чтению научной фантастики и, наоборот, большая сдержанность, регламентация поведения коррелируют с низким уровнем интереса к научной фантастике.

В 90-е годы мотивация чтения, разнообразие которой скрывалось за однотипными обращениями к художественной литературе в различных целях, в том числе познавательных, стала дифференцироваться. Распределение читателей на поклонников художественных и нехудожественных средств передачи того или иного интеллектуального содержания все более заметно. Получать искомую пищу для ума в более открытой форме, не "отягощенной" художественными образами, пришлось по вкусу значительной части интеллектуально ориентированных читателей так называемого рационального типа. В 70-е годы в России внимание к чтению книг породило книжный бум, который создавался за счет появления нового читателя (мигрантов из села) и выразился в том, что сразу многим не хватало одних и тех же писательских имен, изданий. В 90-е годы книжный (читательский) бум вызвал появление новой литературы.

Отсутствие очевидной связи между группами читателей, объединенных по признакам их литературных предпочтений, и уровня активности чтения с социально-демографическими их характеристиками дает законные основания В. Дубину и Л. Гудкову говорить о размывании все 90-е годы статусно-иерархической структуры читательской аудитории. А это означает, что снятие идеологических ограничений на печатную продукцию, изменения в образе жизни людей лишают художественное слово и чтение их особого статуса в нашей стране.

Конечно, самооценка затрат времени на чтение книг не всегда достаточно объективна. Точность данных обеспечивает лишь специальный хронометраж или дневник бюджета времени. Однако и те материалы, которыми мы располагаем, свидетельствуют о большей привычке женщин читать, книги, а мужчин — периодические издания.

В таком разграничении просматривается- и неидентичность мотивов чтения мужчин и женщин. Этот чрезвычайно сложный вопрос заслуживает отдельного анализа, поэтому рассмотрим его в общих чертах.

Выявляя буквально по крупицам особенности мужского и женского чтения, рассыпанные по страницам научных публикаций, и опираясь на результаты исследований НИИ книги, мы пришли к следующим выводам. Участники самых разных опросов среди причин обращения к книге называют, как правило, две - дело и развлечение. При этом деловые мотивы ближе мужчинам, женщины же чаще связывают чтение с удовольствием. Для них характерны скорее гедонистические устремления, а для мужчин - прагматические. Результаты зарубежных исследователей в целом совпадают с нашими. Логично заключить, что женщин привлекают нетленные ценности, каковыми являются лучшие образцы литературы всех времен и народов, а мужчины охотнее читают материалы на злобу дня.

В связи с этим обращает на себя внимание типология чтения, разработанная А.С. Павловой на основе соотношения интереса и деловых мотивов. Так, рационально-женскому типу присущ интерес к историческим произведениям, искусству, поэзии, русской классике, языкознанию и литературоведению, что сочетается иногда с деловыми мотивами. Рационально-мужской отличают деловые мотивы в отношении всех литературно- художественных жанров, а показатель интереса к тематике ниже средневыборочного. В силу своей многофункциональности любое произведение может удовлетворять разнообразные потребности: информационные, эстетические, рекреационные, познавательные и др. Поскольку все больше познавательной информации звучит по радио и с экранов телевизоров, то применительно к этой функции у чтения существуют серьезные конкуренты. Но нельзя не учитывать, что оперативные материалы из периодических изданий; других источников массовой информации выполняют и особую коммуникативную функцию. Они способствуют удовлетворению читательских стремлений к отождествлению себя с другими людьми, также знакомыми с этой информацией. Девушкам и женщинам нравятся поэтические произведения с высоким эмоциональным накалом, будоражащие их мысли и чувства. Юношам импонирует, в первую очередь, гражданственность, политичность поэзии. Близость содержания стихов своим переживаниям они ставят на второе место. Замечено, что девушки начинают увлекаться поэзией в среднем на два года раньше, чем юноши, и делают это серьезнее. Основной мотив их обращения к стихам - удовлетворение потребности в эмоциональном общении (90%). Ту же причину указали 68% юношей.

Состояния чтения 70-80 годов в России

В последние 15 лет проведен ряд централизованных и региональных исследований чтения, результаты которых дают богатый материал для анализа культурных процессов в стране, развития теории  и  практики книжного и библиотечного дела. Однако исследователь, желающий по печатным источникам ознакомиться с современным состоянием чтения в СССР, оказывается в сложной ситуации. В библиографическом указателе «Книга. Чтение. Библиотека» (М., 1998) учтено около 150 публикаций по этой тематике (как по специальным исследованиям чтения, так и по исследованиям образа жизни, культуры, свободного времени, где также затрагивались проблемы чтения) за 1976-1985 гг., причем приведенный там, список работ не является исчерпывающе полным. Обобщение всей этой информации, предполагающее использование в необходимых случаях вторичного анализа,- дело дальнейшей специальной работы. Она чрезвычайно осложнена использованием различных шкал и методик в разных исследованиях, проведением их в разных регионах и разных социальных слоях и т.п. Поэтому в данном статистико-социологическом обзоре предпринята попытка лишь изложить бы основные количественные итоги важнейших исследований и сделать наиболее простые, «лежащие на поверхности» обобщения. Это пока не сопоставление, а лишь свод имеющихся данных.

В обзоре характеризуется чтение взрослого населения страны. Приводятся сведения по следующим показателям:

распространенность чтения (доля читающих в населении); интенсивность чтения (Объем читаемого) чтение в бюджете свободного времени; общественные библиотеки; домашние библиотеки; содержание чтения.

Ранее не публиковавшиеся данные, полученные в исследованиях Сектора социологии чтения библиотечного дела Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ланна, приводятся без ссылок на источник.

Чтение в бюджете свободного времени

Судьбы чтения в современную эпоху во многом определяется широким распространением аудиовизуальных средств массовой коммуникации (СМК)-радио, телевидения. Не затрагивая сложных проблем функциональной специфики каждого из коммуникационных каналов, остановимся лишь на той сфере, где всё они встречаются и так или иначе взаимодействуют друг с другом,- свободном времени. Поскольку его объем подвержен лишь небольшим изменениями, то рост временных затрат на один вид досуговой деятельности ведёт к уменьшению времени, затрачиваемого на другие.

Сопоставление времени, уделяемого чтению и просмотру телепередач, говорит о том, что проблема «книга-телевизор» решается в пользу последнего. Так, в небольших городах к числу ежедневных читателей книг можно было отнести 21% опрошенных, к ежедневным телезрителям. Среди сельских читателей РСФСР, смотревших накануне опроса телепередачи в течение 2ч, оказалось 43%, среди читавших что-либо столько же времени -лишь 13%.

По данным исследований свободного времени в Ленинграде (70-е гг.), доля регулярно смотрящих телепередачи в пять раз выше доли регулярно читающих. Было выявлено, что 65,1% свободного времени городские жители проводят у телевизора.

По данным обследований ЦСУ РСФСР при резком росте временных затрат на радио и телевидение наблюдается небольшое снижение объема времени, затрачиваемого на чтение.

Чтение в российском обществе до последнего времени было неоспоримой национальной ценностью. Сегодня исследователи, характеризуя современную ситуацию, отмечают, что чтение утратило свое традиционное значение, произошло падение интереса к книге, снижение уровня культуры чтения, значительно изменились картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки, обусловливая тем самым снижение влияния книги на формирование духовности подрастающего человека, негативные симптомы в системе нравственных приоритетов населения. Констатацию этого печального факта, этих безрадостных истин уже лет десять никто не оспаривает.

Причины обозначенных явлений нельзя описать однозначно, однако можно выделить некоторые из них. Это затяжные социально-экономические реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения. Кроме того, среди факторов изменения статуса чтения в последние годы можно отметить и то, что принципиально иной стала культурная и медийная среда. Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, «рецепты» поведения в гораздо большей степени сообщают кино и телевидение, чем любые книги. К началу третьего тысячелетия у среднего российского читателя, по-видимому, иссякли поводы обращаться к книге. Книга из разряда единственного источника знания перешла в категорию одного из тысячи.

На смену временам когда чтение в России было чуть не единственным способом проведения тихого досуга, книги пользовались спросом, читатели испытывали искренний и неподдельный интерес к литературе, пришел век, в котором чтение перешло в разряд занятий, без которых легко можно обойтись. В конкурентную борьбу с литературой за свободное время граждан вступили Интернет, компьютерные игры, а еще больше телевидение, обнажая идеологическое противостояние: телевидение создает единую унифицированную картину мира, литература -многогранную и разную.

Без идеализации тех времен можно сказать, что и тогда читателями не становились все поголовно. Но при этом читатель имел специфический социокультурный статус либо он был изгоем и его травили, либо признанным консультантом по житейским вопросам и его уважали, либо и то и другое, во всяком случае, отношение к читающему проявлялось определенно и конкретно. Сегодня, когда досуговое чтение встало в ряд других способов времяпрепровождения, более современных и актуальных, перестало существовать и специфическое отношение к читающему. Пристрастие к чтению перестало быть проявлением нонконформизма, способом отличаться от других, и даже чтение ради «бегства от действительности» уступило множеству других, вполне доступных способов ухода от реальности: на вечеринку, дискотеку, в Интернет, в наркотический или алкогольный омут …

Однако проблема эта выходит за пределы возможностей библиотек. В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию населения посредством чтения необходима целенаправленная программа действий, объединяющая усилия органов государственной власти, издательств, средств массовой информации, общественных организаций, благотворительных фондов, промышленных и финансовых структур, а также всех тех, кто разделяет тревогу общественности за состояние книги и чтения. Понятно, что реализация такой программы потребует тщательнейшей проработки всех технических и финансовых вопросов, но именно здесь находится сфера, где «инвестиции» станут шагом в стабильное цивилизованное будущее.

В заключении мы можем сказать, что в ХХ веке были времена, когда книги читали все. В начале ХХ века большинство людей было неграмотным, но предвоенные годы начали появляться первые публичные библиотеки в городах и селах. С увеличением числа библиотек в послевоенное время, увеличились число книг и соответственно читателей в СССР. (1945-1990 гг.). В общем, до распада СССР, наша страна считалась самой читающей в мире. Это вызвано тем, что в нашу страну все самое современное приходило чуть позже (радио, телевидение, компьютеры и т.д.). Правда опять же, стоит и отметить, то что эти годы характеризовались как «авторитарное правление»,т.е властью одного. И естественно читатель был ограничен в своем выборе чтения. Так как идеологию правящего правительства навязывали еще и с помощью библиотек. А после распада СССР в нашей стране люди стали значительно меньше читать, особенно молодежь. Постоянно читают в нашей стране люди пенсионного возраста и учащиеся.

Немаловажно отметить и то что у людей всегда остаются востребована художественная литература, а в частности чтение романов - это больше присуще женскому полу и детективов - это больше присуще мужскому полу. Современные библиотеки оснащаются электронной техникой, имеется Интернет, доступ к литературе очень широк, что привлекает массу читателей. Библиотека всегда останется необходимой и нужной для читателей.

 

Список литературы

1.     А.Г. Рашин Население России за 100 лет (1813 - 1913)Статистические очерки. http://istmat.info/node/86

2.     Дайновская С.Е. Ещё раз о домашней библиотеке.// Кн. Обозрение.1982. №52.

3.     Книга и чтение в системе ценностей общества ХХI века.-Улан-Удэ,2007.-168с.

4.     Свободное время и духовное богатстве личности.- Минск: Наука и техника, 1983

5.     Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации.-Л: Наука, 1977

6.     Читающий мир и мир чтения.-М.: Рудомино,2003

7.     Чтение  в  России  -2008.  Тенденции  и  проблемы.-  М.:  Межрегиональный  центр  библиотечного сотрудничества, 2008.- 80с.

8.     Чтение и время: Меняющийся мир- меняющийся читатель-меняющаяся библиотека: матер.межрегио. Науч- практ. конф.- Брянск.

9.     Чтение  в  библиотеках  России;  информационное  издание/РНБ-  сост  Л.В.  Глухова.-С.П-б;изд-во РНБ.ОП,2002.-88с.

10. Шереги Ф.Э. Структур читательских предпочтений// Социол. исслед.1986. №3