Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛЕКСИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАННИХ РАССКАЗОВ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Необъяснимой загадкой до сих пор остается самобытное и увлекательное творчество братьев Стругацких. Однако не все восхищались стилем Стругацких. Так, один из критиков Ю. Буркин резко высказывается о художественной манере писателей: «Писатель «Братья Стругацкие» не имеет собственного характерного языкового стиля. Его тексты по-газетному обезличены, ни фразеологических, ни семантических, ни синтаксических особенностей, следовательно, художественными не являются» [1]. С этим трудно согласиться, ведь язык многих произведений, особенно ранних, изобилует как раз всем тем, что отрицал Ю. Буркин, правда, этот язык чрезвычайно специфичен.

Целью данной статья является анализ лексического уровня рассказов братьев Стругацких [3], который состоит в выявлении и описании лексических средств, а также особенностей их функционирования в языке раннего творчества братьев.

Отбор языковых элементов определялся прежде всего жанровой спецификой текстов Стругацких. Сами авторы рассматривали жанр научной фантастики, в русле которого они и работали, как возможность рассмотреть реальный или предполагаемый мир со всех сторон и отмечали, что фантастика - сфера литературы, которая рассматривает общелитературные проблемы, такие как «человек и мир, человек и общество», подчиняется общелитературным требованиям, но «характеризующаяся специфическим литературным приемом – введением элемента необычайного». [2; 281]. Именно этим «элементом необычайного» и объясняется появление в произведениях Стругацких большого количество индивидуально- авторских новообразований. На подобное обстоятельство указывают многие лингвисты, среди которых, например, Тельпов Р. Е., который в диссертационном исследовании «Особенности языка и стиля братьев Стругацких» [4, с. 45 - 68] проанализировал довольно серьезный список авторских неологизмов.

Стоит отметить, что неологизмы авторы использовали с самого начала своего творческого пути. Уже в ранних рассказах и повестях мы  встречаем такие лексические элементы: кремнийорганический, муравьеподобной, противокашалотные, космолетчик, космогатор, возлесветовой, механозародыши, птерокар. Данные неологизмы, образованные по типу сложения, не столько оживляют повествование, сколько привносят семантические оттенки.

Жанр научной фантастики определяет и использование терминологической лексики: спектролит, батиметр, квантованная частица, нейтрино, генератор акупунктуре, нематоды, дигестальная система. Указанный тип лексики оказывается функционально оправданным, поскольку цель автора – погрузить читателя в мир будущего, насыщенный научно-техническими изобретениями.

Вместе с тем ранние произведения несмотря на обилие терминологии и авторских новообразований лиричны, проникновенны. Стругацкие с особым чувством создают воображаемый мир, где с тщательностью и любовью описывают каждого персонажа. Удивительны по поэтичности картины природы.

Так, в рассказе «Пришельцы» писатели используют олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнительные обороты при  описании природы: «Небо было усеяно  острыми ледяными звездами, от горных вершин остались только мрачные, глубокие тени. Потом на склоне горы напротив появилось яркое пятно света, поползло вниз, погасло и снова возникло, но уже гораздо правее…»; «По долине пополз слоистый белый туман, над хребтом  загорелось созвездие Скорпиона, похожее  на трехпалую лапу, пахнуло холодным ночным ветром…»; «Холм выброшенной земли осел и расплющился, словно по нему прошел асфальтовый каток».Природа в рассказах – живой объект, ее «поведение» во многом предопределяет события, происходящие с героями. Метафора становится излюбленным средством выразительности и при обращении к миру человека. В рассказах «Глубокий поиск», «Забытый эксперимент»представлены развернутые метафоры: «Званцев не сомневался, что где-то на дне впадины скрываются дети, внуки и правнуки чудовища — будущие, а может быть, и уже действующие пираты на новых трассах миграций китов…»; «Они по-прежнему неспособны беречь себя, напротив — они с каждым годом все смелее идут в огонь, и требуются огромные усилия, чтобы сдержать этот океан энтузиазма в рамках мудрой экономии…». Метафорические цепочки в указанных структурах актуализирует целый ассоциативный ряд образно-оценочных компонентов лексических средств. Примечательно, что именно контекст, сформированный развернутой метафорой, является ключевым при выявлении семантического центра высказывания.

Наряду с литературными элементами художественной речи в текстах ранних рассказов как важная составляющая идиостиля Стругацких широко представлены слова и выражения разговорного языка: «Коля, клевавший носом, тоже поднял голову…»; «Помню, я заорал во все горло, то ли желая напугать «паука», то ли чтобы подбодрить себя, выскочил из палатки, отбежал на несколько шагов и остановился, задыхаясь...».Нередко авторы прибегают к просторечиям, достигая эффекта «простого» общения с читателем, а также с целью создать иронический подтекст: «И тогда стал слышен звук, от которого мой желудок стремительно поднялся к горлу…»; «Видно, у него начинался жар, от него несло теплом, как от русской печки…». Стоит отметить немаловажную языковую особенность: часто структуры, включающие просторечия, резко контрастируют в способе подачи содержания с соседними, включающими только элементы литературного языка: «Видно, у него начинался жар, от него несло теплом, как от русской печки. Никогда не забуду этой поездки. Кругом кромешная тьма, лучи фар с трудом раздвигают туман. Машина движется медленно и воет тоскливо и угрожающе…». В первом предложении с помощью просторечной лексики описано состояние героя, в последующих предложениях представлено выразительное, поэтичное описание природы. Можно говорить о гибкости, динамичности языка Стругацких.

Таким образом, проанализировав раннее творчество братьев Стругацких, мы пришли к выводу, что основными лексическими элементами, которые диктует мир научной фантастики, мастерски изображаемый писателями, элементами, которые составляют основу идиостиля Стругацких, являются авторские неологизмы, терминологическая лексика, средства выразительности (развернутые метафоры, сравнительные обороты, олицетворения, эпитеты), разговорно-просторечная лексика.

Список литературы

 

1.        Буркин Ю. Стругацкие: неосознанное [Электронный ресурс]. М.: 1997. Режим доступа:http://www.rusf.ru/abs/rec/rec11.htm,   свободный.

2.        Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Сказка о Тройке//Понедельник начинается в субботу: Фантастические произведения. -М.: Эксмо, 2007. - С. 261- 475.

3.        Стругацкие А. Н.,Стругацкий Б.Н. Извне. М.: АСТ, 2016. 224 с.

4.        Тельпов Р. Особенности языка и стиля прозы братьев Стругацких: дис. канд. филол. наук. М.,2008. 244 с.