Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА. ПРЕДКИ А. ВАМПИЛОВА ПО ОТЦОВСКОЙ ЛИНИИ

Авторы:
Город:
Улан-Удэ
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Российский писатель Александр Валентинович Вампилов занял особое место в жизни каждого, кто знаком с его творчеством, признанным синтезом новой драмы с опытом мировой драматургии. И как любое феноменальное явление художественный мир А. Вампилова требует особого подхода к его постижению. В данном случае мы попытаемся изучить истоки творчества драматурга, выделить наиболее яркие данные из жизни и деятельности прародителей Александра Вампилова как основу его нравственных и творческих способностей.

В постижении неповторимого внутреннего мира, психологического уклада драматурга Александра Вампилова исследователи его биографии и творчества все чаще обращаются к изучению родословной драматурга. В творческом сознании писателя Александра Вампилова гармонично сочетаются особенности менталитета двух народов - бурятского и русского. Представлены эти народы фамилиями Вампиловы, Медведевы, Копыловы.

Наименее полным, подчас противоречивым было описание отцовской, бурятской ветви генеалогического древа А. Вампилова. Скудные в литературоведении сведения об отце – Валентине Никитовиче Вампилове – с середины 90-х годов существенно пополнены, благодаря, прежде всего, достижениям Иркутского областного Фонда А. Вампилова, Кутуликского музея им. А. Вампилова. Появились работы, в которых авторы исследуют роль бурятской культуры в формировании личности драматурга. «Александр Вампилов по отцу – бурят. Восхищаясь талантом Вампилова, мы обычно не отдаем себе отчета в том, какая могучая и неведомая нам этнокультурная традиция стоит за его плечами, какую мощную психофизику предков он унаследовал», - пишет Е.М. Гушанская в своей статье «Предки Александра Вампилова в Петербурге» (1, 320). «Сам Вампилов, будучи поразительно одаренным человеком … о своей психофизической природе не задумывался, в расчет не принимал», - отмечает Гушанская. Ее статья является одним из немногих научных изысканий, имеющих целью рассмотреть, как на генном уровне проявилась творческая искра, присущая роду Вампиловых, проследить природные корни таланта одного из самых видных драматургов ХХ столетия.

В данном исследовании мы использовали данные, представленные нам сестрами А. Вампилова по отцу, Серженной Валентиновной и Ириной Валентиновной Вампиловыми, которые собрали уникальные материалы о предках драматурга в беседах со старейшинами рода Вампиловых.

Вампиловы являются уроженцами села Аларь, которое находится в Иркутской области. Их род пошел от бурятского племени хонгодоров (от «хон» - лебедь), поселившегося в Приангарье в конце XVI- го - начале XVII веков. Одним из первых в Аларь прибыли представители таких этнических групп этого племени, как роды бадархан, болдой, наймангут, буруутхан. Вампиловы являются хонгодарами из рода буруутхан, сначала обосновавшимися в деревне Кимильтей (за станцией Зима Иркутской области), затем – перебравшимися в улус Аларь (2).

Родословная А. Вампилова по отцовской линии прослеживается до начального предка клана Вампиловых – Вампила Базоева, сына Базака. Фамилия Вампилов – производное от тибетского имени Вампил, означающего, по одним источникам, - «распространяющий могущество духа», по другим – «состояние возвышенного чувства, одухотворенности». О Вампиле известно немногое: крестьянин, который был посвящен в духовное звание и стал казначеем, а впоследствии - настоятелем Аларского дацана, ширетэ-ламой. Само слово «ширетэ-лама» (высокообразованный) свидетельствует о том, что прапрадед А. Вампилова был человеком неординарным для своего времени. Еще до посвящения в духовное звание Вампил родил двух сыновей: Пуухэ и Вандана. Его младший сын – Вандан, по свидетельству его младших родственников, был «веселый, ловкий парень, который везде старался быть первым. При разделе имущества он остался с отцом и впоследствии получил наследство» (3, 7). Вандан Вампилов «получил духовное образование в Цианитской школе (религиозно-философская школа) и впоследствии занял должность ламы (духовного лица) в том же Аларском дацане; но в 1847 году он оставил монашескую жизнь и сделался простым мирянином» (1, 323). Вандан (после крещения – Владимир) женился на Шархуунай (после крещения Наталья Балюевна), женщине красивой и сильной, родившей ему 11 детей. Среди них – Будихала (Никиту), деда Александра Вампилова.

Вандан (Владимир) был «гульбой» (головой) Аларской думы, успешно выполнял свои обязанности: составлял статистические сведения о количестве скота, посевов, урожая хлеба, следил за состоянием лечебного дела, просвещения. Вандан Вампилов вывел новый сорт пшеницы с повышенной урожайностью, был активным членом комиссии по Всероссийской переписи населения 1892 года. Был знатоком культуры Востока – Монголии, Тибета, Индии, владел языками этих стран.

Все одиннадцать детей Вандана Вампилова: Елоосэ (Игнатий), Сагаадар (Семен), Егор, Сабо (Савелий), Опо (Иосиф), Будихал (Никита), Роман, Найдан (Николай), Баяртон (Борис), Дулгар (Варвара) и Анна – окончили Аларское двухклассное училище. Почти все они, за исключением трех сыновей, занимавшихся крестьянским трудом, получили в царское время техническое или гуманитарное, медицинское образование. Правительство Царской России наградило Вандана Вампилова, члена Аларской думы, примерного семьянина, золотой медалью и возвело в сан дворянина.

Будихал (Никита) Владимирович Вампилов (1875-1910 гг.) – дед Александра Валентиновича, был трудоголиком, мастером на все руки: слесарем, краснодеревшиком, плотником, сапожником, шорником и оружейником. Отличался среди сверстников своим остроумием, юмором, стремлением к справедливости. Он был недурен собой: высокого роста, стройный, большеглазый, с шевелюрой черных непокорных кудрей. Именно его характер и кудрявые волосы передались по наследству Александру Вампилову. Получивший религиозное воспитание, Никита Вампилов, так же, как отец и дед, стал ламой аларского дацана. Был женат на Пелагее Манзыровне Степановой, замечательной женщине, воспитавшей четырех сыновей. Никита Вампилов умер рано, в возрасте 36 лет, от последствий удара лошади в грудь.

Александр Вампилов знал об отце только по рассказам матери и родных. О многом, касающемся его отца, его жизни, работы, характера, было поведано, конечно же, матерью Анастасией Прокопьевной, но, пожалуй, более конкретными, точными были сведения, которые сын получал от дяди Володи - Владимира Никитича Вампилова. Многие свои каникулы проводил Саша у него и у тети Сони, жены Владимира Никитича. Именно в доме Владимира Никитича студент Александр Вампилов более обстоятельно, чем дома, в Кутулике, пополнил свои знания по русской и зарубежной литературе (дядя имел богатейшую библиотеку), по публицистике (у него была подписка на многие газеты и журналы). Чтение произведений Островского, Гоголя, Сухово-Кобылина, О’Генри, О’Нила, Теннесси и др. писателей утвердило Александра Вампилова в правильном решении вопроса о главном направлении в его творчестве.

Старший сын Вампиловых Никиты (Будихала) Владимировича и Пелагеи Манзыровны - Валентин Никитович Вампилов (отец А. Вампилова) - родился 4 ноября 1898 г. в селе Аларь Иркутской области.

После окончания двухклассной школы он поступил в Иркутскую учительскую семинарию, которую окончил с золотой медалью. Затем Валентин Никитич поступил на юридический факультет Иркутского университета. Октябрьскую революцию студент Вампилов принял восторженно, посвятил революционным событиям стихи, которые он читал на улицах Иркутска, стоя на бочке.

Но в связи с тем, что он женился, затем стал отцом четырех детей, ему пришлось прервать учебу и вернуться в Аларь. Валентин Никитич был женат на Мохосоевой Марии Ефимовне, девушке трудолюбивой, доброй, красивой, известной в округе под именем «красивая Маня». Но она, как всякая бурятская девушка в то царское время, умела только читать по слогам, расписываться. И этот факт сыграл роковую роль в ее судьбе: когда Валентин Никитич встретил свою вторую жену, Мария Ефимовна (по рассказу матери Валентина Никитича – Пелагеи Манзыровны) сама отпустила его к Анастасии Прокопьевне Копыловой, рассудив, что у них, учителей, много общих интересов, и мужу ее  будет лучше с  Анастасией Прокопьевной. Это был акт великого милосердия, доказательство истинной, самоотверженной любви.

Вампилов Валентин Никитич был видным представителем бурятской интеллигенции, известным своей просветительской деятельностью, учителем в самом высоком понимании, которого выделяли его богатый интеллигент, истинное благородство человека, скромного, демократичного, с хорошо развитым чувством собственного достоинства.

Валентин Никитич страстно любил литературу, театр. Он знал русскую классику в таком объеме, что его брат Цыбен Никитич испытал полный восторг, когда в Москве, куда Валентин Никитич приехал на курсы преподавателей словесности, подходя к каждому памятнику, читал стихи Пушкина наизусть. Наизусть он знал всего «Евгения Онегина». И не случайно  самого  младшего  сына Валентин Никитич назвал именем  своего любимого поэта – Александр. Прошло 70 лет с тех пор, как учитель словесности Кутуликской школы произнес юбилейный монолог в честь 100-летия А.С.Пушкина, но спустя 70 лет об этом событии говорили, вспоминали с восторгом и благодарностью наши земляки.

Свою любовь, осознание значимости литературы Валентин Никитич выражал действенно, конкретно. Так, его юбилейное слово о великом поэте было подкреплено постановкой сценок из трагедии «Борис Годунов» на сцене Дома культуры поселка Кутулик. Сохранился раритетный снимок с этого спектакля, на котором представлены исполнители главных ролей в костюмах, заимствованных в иркутских театрах. Валентин Никитич уже  имел опыт  в  режиссуре:  еще в юные  годы,  когда  он  работал учителем в Аларской  школе, он ставил

«Злоумышленника» по рассказу Чехова, сценки из пьесы «Бедность не порок» А. Островского.

Валентин Никитич был полиглотом, как его дед, дядя в прошлых веках. Кроме бурятского и русского, он знал латинский, греческий, французский и немецкий  языки. Был репетитором  по  немецкому языку у сына иркутского губернатора. Немецким языком Валентин Никитич овладел благодаря общению с немецкими пленными, нашедшими приют в отчем доме Вампиловых. Они же, немцы, научили некоторых аларцев, в том числе и братьев Вампиловых, делать кирпичи, буженину, сыр, колбасу.

Бесценными свидетельницами, самоотверженными собирательницами информации о предках А. Вампилова стали Ирина Валентиновна (1925-2003 гг.) и Сержена Валентиновна (1929-2015гг.). Вампиловы, сестры А. Вампилова по отцу. С.В. Вампилова так рассказывает об аресте отца: «Помню, как папа, несколько месяцев скрывавшийся от властей в глухих деревушках Аларского района, в одну из январских ночей 1938 г. появился в нашем доме. И во время беседы с мамой за чашкой чая он произнес монолог, запомнившийся мне на всю жизнь: «Скрывался, скрывался и вдруг подумал: а что я сделал против советской власти? Ничего. Совесть моя чиста, и я решил вернуться домой». Посидели они с мамой, поговорили по душам, и он пошел к другой семье, к тете Тасе, к детям на школьную квартиру. Утром же, 17 января 1938 года, он был арестован Аларским райотделом НКВД по Иркутской области».

9 марта 1938 года в органах ГПУ Валентин Никитович был расстрелян. Вампилов Валентин Николаевич, беспочвенно, клеветнически обвиненный в контрреволюционной панмонгольской, диверсионно-повстанческой деятельности, был реабилитирован посмертно Военным трибуналом Забайкальского Военного округа 19 февраля 1957 г. Похоронен он в районе села Пивовариха на мемориальном кладбище, открытом в 1989 году.

Как вспоминает Сержена Валентиновна Вампилова, Андриян Иринчеев, еще один аларский страдалец, чудом оставшийся в живых, вернувшись домой, в Аларь, поведал горестную историю первой жене Марии Ефимовне, матери Пелагее Манзыровне, дочерям его и многим землякам своим: «Бадмушке (Валентину) втыкали иголки под ногти. Но он не подписал все, что ему зачитывали, показывали. Я же подписал и поэтому вернулся домой».

Могущество духа рода Вампиловых не подвело Валентина Никитича, но, к безмерной горечи – трагедии, не стало на Земле человека, умного и благородного, величественного в своей простоте, доброте, демократичности, учителя – словесника, новатора, блестящего оратора, примерного сына, семьянина.

Заслуженный артист Бурятии и Российской Федерации П.Н. Николаев после просмотра одной из пьес А. Вампилова в Иркутском драматическом театре сказал: «Что ни говорите, по семени и плод. Бадма (Валентин) был человек с божьей искрой. Он был умелым постановщиком. И как учитель выделялся среди своих коллег- литераторов обширными знаниями, мастерством».

Будда говорит: «Будьте добрыми при жизни, в награду за это от вас родятся другие, более добрые, от них – еще более добрые и прекрасные люди, и так с каждым поколением все больше добродетели будет скапливаться в мире, и мало-помалу на земле установится всеобщая добродетель».

Сведения о родословной А. Вампилова «свидетельствуют не просто об истории семьи, но и о безупречном мужестве и благородстве его предков, об их участии в судьбоносных исторических ситуациях» (1).

 

Список литературы

1.     Гушанская Е.М. Родственники Александра Вампилова в Петербурге (судьбы старшего поколения) / Печать и слово Санкт-Петербурга Петербургские чтения-2007): сб. науч. тр. – СПб.: СПГУТД, 2008. – 336 с.

2.     Зимин Ж.А. Аларские хонгодоры: Историко-этнографический очерк. – Иркутск, 1996. – 28 с.

3.     Вампилов Б.Н. От Алари до Вьетнама. – М.: Наука, 1986. – 236 с.