Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УНИКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА В СИСТЕМЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА. РОЛЬ ЛАНДШАФТНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
30 июня 2017г.

Ключевые слова:

Образ города, туристический маршрут, ландшафтные комплексы, архитектурно-ландшафтная организация.

Аннотация:

При формировании развитой туристической среды города возникает проблема его корректной презентации потребителям и раскрытия уникального образа. Ландшафтные комплексы, включенные в структуру туристического маршрута, становятся ядром образного представления о городе и, по результатам опросов, упоминаются как особенно запоминающиеся. В Екатеринбурге основной туристический маршрут носит название «Красная линия». Дальнейшее его развитие возможно за счет включения в структуру ценных существующих и проектируемых ландшафтных комплексов, что также будет способствовать решению ряда стратегических задач и развитию туристической среды Екатеринбурга в целом.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р) туризм рассматривается, во-первых, как существенная составляющая инновационного развития страны в долгосрочной перспективе и, во-вторых, как экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Индустрия туризма раскрывает индивидуальность и самобытность той или иной территории за счет исторически сложившейся уникальности каждого существующего города. Поэтому при формировании туристической среды города возникает проблема его корректной презентации потребителям и раскрытия уникального неповторимого образа.

Территорию, привлекающую туристов, М.Биржаков в своей работе «Специальные виды туризма» определяет как «туристскую дестинацию». Такая территория должна обладать рядом особенностей:

1. Удобством, доступностью и безопасностью;

2. Специфическими природными и рекреационными ресурсами;

3. Достопримечательностями;

4. Историческим и культурным наследием.

Только в этом случае дестинация будет представлять собой культурную ценность и формировать развитую туристическую среду: продуманную и безопасную инфраструктуру, корректную презентацию и уникальный образ города.

Продуманная инфраструктура представляет собой комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование, а также набор туристических маршрутов, за определенное время раскрывающих город потребителям в полной мере и использующих все ресурсы и потенциал территории.

Формирование эффективной презентации и уникального образа города возможно за счет создания туристического маршрута, раскрывающего каждую из 4-х особенностей определенной туристской дестинации. В условиях совершенствования и развития как исторически сложившихся дестинаций, так и проектируемых, особенный интерес представляет 2-я особенность — специфические природные и рекреационные ресурсы, как наиболее гибкая, многослойная и художественная особенность определенной дестинации.

К. Линч в своей работе «Образ города» рассматривает несколько американских городов на предмет организации пространства и отмечает, что наличие природных компонентов в городской среде способно значительно повлиять на формирование образного представления о каждом отдельном городе.

На основе исследования зон центра Бостона, Джерси-Сити и Лос-Анжелеса автор выявляет, что существующие ландшафтные комплексы (парк Коммон, Чарлз-ривер и площадь Першинг Скуэр) для многих оказываются ядром образного представления о городе и часто упоминаются как «особенно яркие объекты и места».




Першинг Скуэр, несомненно, самый сильный и наиболее четко описываемый опрошенными элемент образа. Площадь в центре города представляет собой открытое пространство с экзотической зеленью, безукоризненными газонами, архитектурными формами, зеркалом воды и площадкой для проведения форумов и собраний на открытом воздухе. Уникальные художественные составляющие такого пространства формируются методами и приемами ландшафтной архитектуры, а само приближение к такой особенности городского ландшафта способствует индивидуальному восприятию образа целого города.

Таким образом, ландшафтные комплексы, включенные в структуру туристического маршрута, формируют его многослойность, гибкость и изменчивость. А сами по себе являются стратегическими узлами, концентрирующими определенные сюжеты и содержащими ряд стратегических аспектов.

Социальный аспект заключается в способности разнообразить проведение досуга и времени, определенного туристической программой. В зависимости от сезона ландшафтные комплексы предлагают широкий спектр деятельности для туристов:

Летом – тихий отдых на лужайках и газонах, велопрогулки, пленэры, активный отдых на спортивных площадках;

Осенью – проведение фотосессий, прогулки и пробежки;

Зимой – катание на коньках и лыжах, снежки и горки;

Весной – посещение парковых теплиц и оранжерей, фестиваль и ярмарка растений, участие в мастер-классах.

Способность развить познавательную составляющую маршрута осуществляется за счет размещения на территории ландшафтного комплекса выставочной площадки, интерактивных презентаций.

Эстетический аспект заключается в формировании у потребителей разнообразных впечатлений,

полученных не только от архитектурных объектов и памятников истории, которые, как правило, в большом количестве присутствуют в структуре различных маршрутов, но и за счет уникальных природных составляющих ландшафтных комплексов, обогащающих городскую среду.

На основании опыта мастера ландшафтной архитектуры Пита Удольфа, четко выстроенная концепция построения ландшафтных комплексов способна раскрыть уникальный образ любых пространств и территорий, на которых ведется проектирование: «Хороший сад можно разбить где угодно, хоть в тундре, хоть в пустыне…». Основные положения концепции:

—работа с формами местных растений, выявления и подчеркивания их доминант;

—создание круглогодичных комплексов, динамично меняющихся в зависимости от сезона, погодных условий и времени суток, за счет высадки растений разного периода цветения;

—использование в комплексах структурообразующих растений и растений-наполнителей (многолетняя основа-однолетний акцент);

—работа с уровнями озеленения;

—работа с цветовым наполнением комплекса, отражающим особенности определенной территории или соотнесенным с концепцией;

—работа с сюжетом и точками восприятия;

Экологический аспект заключается в создании «зеленого» маршрута за счет насыщения природными компонентами мест отдыха и озеленения путей передвижения.

акая дестинация способствует формированию экологического мышления человека, способствует развитию рекреационного и экологического туризма, отражающего возрастающий интерес общества к проблемам окружающей среды и бережному отношению к природе.

Таким образом, развитая туристская дестинация, включающая в себя специфические природные и рекреационные ресурсы, представленные не только существующими, но и проектируемыми ландшафтными комплексами города, в наибольшей степени способна решить следующие стратегические задачи:

—   увеличить поток туристов и гостей города;

—   привлечь поток инвестиций и повысить интерес бизнес-сообщества к городу;

—     сформировать эффективную презентацию, раскрыть уникальный образ города, улучшить его репутацию и конкурентоспособность;

—    использовать дополнительный ресурс территории и пространства ландшафтных комплексов в городе;

— позитивно влиять на экологическое состояние городской среды в целом, способствовать укреплению городского экологического каркаса и обеспечивать его устойчивость;

— повысить заинтересованность местных сообществ в проблеме создания развитой туристической среды и получить их поддержку.

Туристическая среда и потенциал ландшафтных комплексов города Екатеринбурга

Екатеринбург в 1979 году был внесен в список исторических городов России. Сегодня, являясь одним из крупнейших городов страны, промышленным, культурным и научно-образовательным центром Уральского региона, Екатеринбург сосредотачивает в себе более шестисот  памятников истории, архитектуры и культуры.

Основной туристический маршрут Екатеринбурга носит название «Красная линия» и представляет собой пешеходный путь по историческому центру, обозначенный специальной разметкой на поверхности земли. Длина маршрута 6,5 км, маршрут замкнутый, наиболее интересные достопримечательности отмечены на Красной линии специальными номерами – всего 35 объектов в разных категориях — памятники истории и культуры, промышленное и архитектурное наследие, улицы и площади. Реальное время прохождения маршрута - около трех часов нормальным прогулочным шагом.

По данным портала «TripAdvisor» гости и жители города в целом положительно оценивают существующий маршрут и поддерживают его дальнейшее развитие, в частности, увеличение продолжительности прохождения маршрута и улучшения качества и разнообразия его составляющих.

Территория центра Екатеринбурга также представляет собой туристическую дестинацию, обладающую всеми 4-мя перечисленными особенностями. Однако, сложившаяся структура туристического маршрута игнорирует существующие природные и рекреационные ресурсы города, не используя при этом весь потенциал таких территорий и пространств.

Развить маршрут в южной части центра возможно за счет включения Дендрологического парка- выставки по ул.8-е Марта в связке с территорией телевизионной башни. В северной части центра — за счет включения в маршрут парка-усадьбы Харитоновский Сад по ул. Карла Либкнехта, квартала Екатерининский Парк и реконструируемого объекта исторического промышленного наследия «Мельница Борчанинова— Первушина» по ул. Челюскинцев, который будет озеленен, благоустроен и открыт для посещения жителями и гостями города.




Стремление к постоянному совершенствованию городского туристического маршрута и включение в его структуру ценных ландшафтных комплексов способствует созданию туристической дестинации, представляющей собой культурную ценность. Такая дестинация формирует развитую туристическую среду, способную в полной мере использовать все ресурсы территории и раскрыть неповторимый образ Уральской столицы.

Список литературы

 

1. Биржаков М. Б., Введение в туризм. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; 2003. – 318 с.

2.    Зорина Л.И., Слукин В.М. Улицы и площади старого Екатеринбурга.  – Екатеринбург: Баско,2005.

3.   Искусство архитектурно-ландшафтного дизайна [Текст] / Г. А. Потаев [и др.] ; под общ. ред. Г. А. Потаева. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 217с., ил.

4.   Линч К. Образ города: Пер. с анг. В.Г. Глазычева, под ред. А.В. Иконников, М.: Стройиздат, 1982.– 328с., ил.

5.      Нефедов В.А. Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды: дис. ... доктора архитектуры: 18.00.04 / В.А. Нефедов. – СПб, 2005. – 329 с., ил.

6.   Нефёдов В.А. Городской ландшафтный дизайн [Текст]/Нефедов В.А. : Учебное пособие. - СПб.: "Любавич" 2012. – 320 с., ил.

7.   Робежник, Л. В. Ландшафтный дизайн и элементы оборудования [Текст] : курс лекций / Л. В. Робежник, Т. А. Виноградова ; Новгород. гос. ун-т. - Новгород: Изд-во Новгород. ун-та, 2008. - 212 с.

8.     Рождественская Е.С. Принципы включения архитектурных объектов в среду: автореферат дисс…канд. архитектуры:18.00.01 / Е.С. Рождественская. – Нижний Новгород, 2007. – 22с.

9.    Солонина, Н.С. От заброшенной промышленной зоны к индустриальному парку. Результаты социологического исследования [Электронный  ресурс] / Н.С.  Солонина //Архитектон:  известия вузов. – 2011. – № 2 (34). – URL: http://archvuz.ru/2011_2/8

10.      Холодова, Л.П. Архитектурная реконструкция исторически сложившихся промышленных предприятий: учеб. пособие / Л.П. Холодова. – М.: МАРХИ, 1987. – 104 с.