Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

Важным условием стабильного экономического и социального развития регионов является реализация целостной системы управления земельными ресурсами. Основными методами управления являются: кадастр недвижимости, землеустройство, мониторинг земель и государственный надзор за использованием и охраной земель [4].

Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ [1].

Приморский край занимает значительную часть территории РФ, а управление его земельными ресурсами – это сложноорганизованный процесс. Земельные ресурсы края являются недвижимым имуществом с особым правовым режимом. Особое место среди многообразия объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, занимают объекты, отнесенные к культурному наследию.

При подготовке документации по оформлению государственной регистрации прав собственности на земельный участок под объектом историко-культурного назначения, памятник архитектуры Приморского края, авторы столкнулись с многочисленными проблемами.

Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также зонах их охраны при формировании и ведении государственного кадастра является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Однако в ходе  работы  было выявлено,  что в ГКН отсутствуют сведения  об объекте  недвижимости культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ, который расположен на земельном участке, принадлежащем на правах государственной собственности Приморскому краю.

При оформлении государственной регистрации права собственности на здание охранное обязательство памятника архитектуры Приморского края было передано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморского края. Однако надлежащего государственного учета недвижимости с полными сведениями о включении в реестр объектов культурного наследия не было.

В настоящее время право государственной собственности субъекта на здание зарегистрировано. Однако при оформлении земельного участка, установлении его границ, под данное здание оказалось, что площадь участка стала меньше на 595 кв. м по сравнению с его площадью как ранее учтенного – 1981 кв.м.

Часть территории данного земельного участка была оформлена под многоквартирный дом, так как границы исследуемого земельного участка не были уточнены, а обязательного согласования, согласно ст. 39 ФЗ-221[3], не требовалось, так как данный земельный участок  был внесен в государственный кадастр недвижимости  без уточненных границ.

Запрещение и ограничение хозяйственной деятельности при использовании земель историко-культурного назначения устанавливаются в основном в соответствии с требованиями статьями 34-35 «Закона об охране и использовании памятников истории и культуры» в Российской Федерации. В целях обеспечения охраны памятников истории и культуры предусмотрено установление охранных зон, в которых запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без специального разрешения [2].

Зоны охраны памятников истории и культуры устанавливаются как в поселениях, так и на иных территориях. Границы зон охраны памятников истории и культуры определяются в градостроительной документации. Поэтому непонятно, почему при выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома эти обстоятельства не были учтены. Даже если объект культурного наследия не был отражен в ГКН с уточненными границами земельного участка государственной собственности Приморского края, на котором находится памятник архитектуры, то должно было быть согласование границ строящегося объекта и об этом должны быть оповещены смежные землепользователи.

Смежный землепользователь многоконтурного земельного участка МКД воспользовался правом постановки на государственный учет, согласно схемы расположения земельного участка на КПТ, а также межевого плана земельного участка. На основании данных документов не требовалось согласования границ земельного участка, но не было учтено при этом, что на исследуемый земельный участок имелось охранное обязательство. А это уже и ошибка одновременно и учета и контроля, которые являются основными методами управления земельными ресурсами.

Таким образом, в ходе исследований были выявлены существенные проблемы кадастрового учета объектов недвижимости и государственного земельного надзора за использованием земель, находящиеся в собственности субъекта на территории Приморского края:

–     потеря достоверной информации, которая является базовой основой для обеспечения механизма регулирования земельного оборота, установления платежей за землю, ведения государственного кадастра недвижимости, землеустройства и контроля за использованием земель;

–    утрата границ земельных участков, что не обеспечивает точность и бесспорность положения их на местности, и приводит к многочисленным земельным спорам и не разрешаемым судебным делам в сфере оборота земель; затрудняет организацию цивилизованного земельного рынка и не позволяет обеспечить со стороны государства гарантии прав земельной собственности;

– незаконное предоставление земельных участков, в том числе охранных территорий.

Решение данных проблем возможно путем согласованного взаимодействия всех организаций, принимающих участие в управлении земельными ресурсами на региональном уровне. Также необходима четкая регламентация законодательных актов в области использования земель, в которых не должно быть противоречий.

 

Список литературы

1.     Земельный  кодекс  Российской  Федерации  от  25.10.2001  №136-ФЗ  в  ред.  от  01.05.  2016  г.  – http://vladrieltor.ru/zemkodeks

2.     Федеральный закон от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (памятниках истории и культуры) народов РФ». http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_37318/

3.     Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016)   «О государственном кадастре недвижимости».

4.     http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70088/4f1bebcfa021a0dc294282157b643f1cda962ff2/

5.     Варламов, А.А. Земельный кадастр: Т.2. Управление земельными ресурсами. Учебники и учебные пособия для студентов высш. учебных заведений/ А.А. Варламов, С.А. Гальченко. – М.: КолосС, 2014. – 528 с.