30 июня 2017г.
К середине XX в. начинается процесс урбанизации городов, повышается количество автомобилей, в результате нарушаются сформированные на тот момент пешеходные связи. Развитие промышленного производства загрязняет воздушный бассейн города, автомобили приносят шум и выхлопные газы, что влечет за собой ухудшение состояния воздуха, почвы и воды. Все это сказывается на экологии города и здоровье людей.
На сегодняшний день, для передвижения в городском пространстве, существуют тротуары и специально выделенные пешеходные зоны, которые позволяют людям взаимодействовать с разными участками городской инфраструктуры. Если при создании пешеходных улиц продумывается и их насыщение, в особенности озеленение, то при рассмотрении тротуаров, мы можем заметить композиционно скудное мощение и недостаточное озеленение.
В последнее время, в городах создается во многом неблагоприятная экологическая обстановка для жизни человека. И поэтому зеленые насаждения имеют немаловажное значение в очищении городского воздуха от пыли и газов.
Разнообразные кроны деревьев, сочетание различных оттенков зеленого цвета листвы, зелень газонов и яркие краски цветов, оживляют город и доставляют людям эстетическое наслаждение.
От функции городской среды зависит размещение различных видов насаждений. В случае с пешеходными улицами, озеленение применяют для создания комфортных условий передвижения и отдыха, а также улучшения микроклиматических условий [3]. Насаждения общего пользования внутри города должны быть размещены пропорционально плотности населения [5]. Зеленые насаждения на пешеходных улицах особенно эффектны, когда они подчеркивают композицию и украшают поверхности зданий.
Основной особенностью пешеходных зон является то, что территория предназначена исключительно для людей. Появления в Москве улицы Арбат стало примером создания пешеходных улиц по всей стране. Пространствам такого типа, не смотря на соразмерность человеку, не хватает оригинальности, пластики средового наполнения и озеленения. Если сравнить несколько пешеходных улиц, то комфортнее будет та, в которой расположено большее количество и качество ландшафтных преобразований (рис. 1).
На озеленение пешеходных зон влияет всё транспортно-планировочное решение, ширина участка, интенсивность движения пешеходов, вид прилегающей застройки, а архитектурно-ландшафтная среда такого рода улиц резко отличается от обычной. «Неторопливое» восприятие предусматривает последовательность зрительных впечатлений, чему способствуют элементы, соразмерные человеку (уличная мебель, освещение, контейнерное озеленение). В результате, формируется индивидуальная логически выстроенная пешеходная система пространств, обеспечивающая комфорт, безопасность, экологическую устойчивость и эстетическую привлекательность городской среды [2].
В настоящее время во Владивостоке площадь зеленых насаждений общего пользования 211 га – по 3,5 кв. м на 1 жителя. В 1990-е гг. сильно сократилось количество скверов на улицах, вместо них появились рынки и автостоянки. При строительстве новых микрорайонов застройка уплотняется, а количество озеленения
уменьшается.
В городе Владивостоке пешеходные пути в районах исторической застройки имеют малое количество
озеленения (рис. 2).
Часть центральной улицы Адмирала Фокина является пешеходной, находится в историческом районе “Миллионка”, шириной около 22 м, имеет озеленение и малые архитектурные формы. Существующее благоустройство пешеходной улицы не
соответствует современным методам. В теплое время года, на территории пешеходной части, идущей к морю из центра города, наблюдается перегрев воздуха, за счет применения в благоустройстве излишнего количества каменных элементов. Так же здесь размещены приподнятые на высоту 50-80 см фонтаны, вода которых в ветреную погоду разносится на расстояния до 10 м, кроме того, влажностный режим летнего периода, доходящий до 100%, позволяет сделать вывод, что использование любых водных элементов на данной территории не целесообразно, так как всё это неблагоприятно для людей и исторической застройки.
Для преображения территории можно использовать вертикальное озеленение, например, зеленые стены Патрика Бланка, которые могут не только монтироваться к зданию, но и быть самостоятельными элементами, при этом используются местные растения, подходящие для высадки в таких конструкциях [1]. В нашем случае зеленые стены и вертикальное озеленение лучше использовать для разделения пространства по функциональным зонам, и там, где допускается закрывать исторические фасады. Также можно использовать вертикальное озеленение с вьющимися растениями, которые плавно будут переходить с газона на фасад,
а затем и на крышу, и частичное озеленение крыш.
Помимо вертикального озеленения, на улице Адмирала Фокина рекомендуется использовать контейнерное мобильное озеленение, которое позволит менять пространство в зависимости от назначения. Также, использование деревянных конструкций в озеленении позволит снизить перегрев воздуха.
Для тротуарных зон хорошим решением являются длинные продольные озелененные полосы, покрытые водонепроницаемыми материалами и служащие для сбора дождевого стока. Выбор типа озеленения зависит от ширины тротуара, архитектурных требований,
расположения улиц по сторонам света и климатических условий. Так как в городе Владивостоке часто бывают ливневые дожди, а ливневая
система не всегда с ними справляется, использование водонепроницаемых газонов на тротуарах позволит собирать некоторое количество потоков воды.
Пространство пешеходных зон города позволяет использовать малые архитектурные формы утилитарного массового назначения, и формы, несущие декоративную нагрузку, с использованием озеленения (рис. 3). Кроме того, в пространстве пешеходных зон и мест пешеходных маршрутов можно применить различные виды вазонов и пергол. Для улучшения эстетической составляющей городской среды Владивостока, рекомендуется внедрение в среду модульных композиций из цветочниц и скамей, которые с одной стороны улучшат визуальное восприятие улиц, а с другой увеличит количество озеленения в городе, без ущерба для визуального обзора это можно сделать способом использования стриженных растений, а также озеленить фасады
улиц, создав среду с яркой зеленью посадок. Солнечная сторона улиц Владивостока будет комфортной для груш и абрикосов, а теневая – для липы, катальпы, шелковицы [4].
Пешеходная часть улицы Адмирала Фокина, в городе Владивостоке, позволяет использовать современные методы благоустройства и озеленения, таким образом мы получим эстетически привлекательную среду, улучшим экологическое состояние города и решим проблему озеленения пешеходных зон. В целом, организовывая озеленение пешеходных пространств, мы создаем комфортную среду, которая положительно влияет как на людей, так и на общее состояние экологии планеты.
Список литературы
1.ЗавадскаяЛ.В.Вертикальноеозеленение. М.: Изд. Дом МСП, 2005. — 128 c.
2.
История появления и особенности развития пешеходных улиц в России [электронный ресурс] – Режим доступа – URL:http://archvuz.ru/2012_3/8
3.
Основные принципы озеленения городов [электронный ресурс] – Режим доступа – URL:http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-49/26.htm
4.
Пути улучшения города Владивостока [электронный ресурс] – Режим доступа –URL:http://ukhtoma.ru/geobotany/nach_12.htm
5. СНиПIII-10-75«Благоустройствотерритории»