Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЗЕЛЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И ОСТАНОВОК В ЛАНДШАФТНО- ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
30 июня 2017г.

Экологические проблемы. Владивосток – административный центр Приморского края, крупный промышленный  город  и  порт  Дальнего  Востока.  Его  экологическую  ситуацию  нельзя  назвать благополучной. Основные проблемы – это загрязнение воздушного бассейна и окружающих морских вод. Главными загрязнителями  воздуха  являются промышленные предприятия и автомобильный транспорт. Плотная застройка, высокий трафик, отсутствие зеленых насаждений привели к тому, что содержание формальдегида, бензпирена и диоксида азота в атмосфере превышает норму в два-три раза. К основным загрязняющим веществам транспорта  можно отнести окись углерода, канцерогенные полициклические ароматические углеводороды и окислы азота. Кроме того, работа двигателей внутреннего сгорания сопровождается выбросами соединений тяжелых металлов, например, свинца [2].

Во Владивостоке наблюдается стремительное уплотнение городской застройки, ведущее к сокращению площади озеленения. Одним из перспективных способов улучшения экологической обстановки является устройство озеленения на крышах общественного транспорта и озеленение остановок. Помимо очищения воздуха и уменьшения содержания углекислого газа в атмосфере, зеленые автобусы и остановки являются отличным инструментом по преображению художественного образа города.

«Зеленые» автобусы с садом на крыше. Первый «зеленый» автобус (проект «Двигайся на зеленый») был создан в 2013 году в Барселоне в бюро ландшафтного дизайна PhytoKinetic. Автор проекта- ландшафтный дизайнер Марк Гранен. Цель создания подобного транспорта – расширение пространства сада в урбанистической среде, увеличение объема поглощаемого  углекислого газа в атмосфере и придание привлекательности общественному транспорту [1].

В качестве основания для растений бюро PhytoKinetic использует гидропонную пену, которая намного легче почвы, что снижает нагрузку на крышу автобуса. Слой пены составляет 5-7см, чего достаточно для развития корневой системы трав и низкорослых растений. Поверх растений укладывается перфорированная сетка из нержавеющей стали. Для орошения сада на крыше используется конденсат из систем кондиционирования автобуса, который в соответствии с температурой воздуха будет поливать растения: чем выше температура, тем обильнее полив (рис.1).




Зеленая крыша несет практическую и экономическую выгоду: она способна понизить температуру в салоне автобуса летом на 4 градуса, что ведет к сокращению затрат на кондиционирование в теплое время года [3].

Идея Марка Гранена получила одобрение и поддержку ведущих ученых и инженеров в области экологических проектов. После Барселоны «зеленые автобусы» появились в Мадриде, Жироне, Пальма-де- Майорке и еще нескольких городах Испании и Америки.

При выборе растений для озеленения автобусов важно учитывать природно-климатические характеристики района. Во Владивостоке в качестве основания зеленых клумб на крышах автобусов рекомендуется использовать субстраты, которые представляют собой искусственную питательную среду, заменяющую почву и создающую благоприятные условия для развития корневой системы растений. Субстратом может выступать мох-сфагнум, который отличается хорошей гигроскопичностью, плодородностью, водопроницаемостью и неприхотливостью.

Для высадки зеленых крыш автобусов в условиях юга Приморского края можно использовать альпийские горные растения, представленные преимущественно низкорослыми травами. Наиболее подходящими растениями являются: очиток едкий (Sedumacre), очиток живучий (Sedum aizoon), камнеломка метельчатая (Saxifraga paniculata), алиссум скальный (Alyssum saxatile), горноколосник колючий (Orostachys spinosa), горноколосник мягколистный (Orostachis malacophylla), флокс шиловидный (Phlox subulata). В качестве основы композиции целесообразно использовать почвопокровные растения: мхи и лишайники, которые являются самодостаточными и могут применяться в композиции с другими растениями.

«Зеленые» остановки. Современная городская остановка общественного транспорта во Владивостоке представляет собой скамейку под полупрозрачным козырьком, огороженную пластиком. Несмотря на то, что остановки защищают от ветра и осадков, они не несут эстетической ценности, не влияют благоприятным образом на экологическую обстановку города. Опыт озеленения остановок развит повсеместно, так как является простым в организации и неприхотливым в обслуживании.

Устройство зеленой кровли на остановках и высадка ползучих растений увеличат площадь озеленения в городской застройке, растения будут способствовать очищению воздуха от углекислого газа и вредных веществ. Озелененные остановки лучше выполняют свои функции по защите пассажиров от ветра, солнца и дождя, улучшают внешний облик города (рис.2).




Озеленение покрытий остановок схоже с озеленением кровли автобусов. Для озеленения вертикальных конструкций используются плетущиеся растения: девичий виноград (Parthenocissus), кирказон (Aristolochia), древогубец (Celástrus), актинидия (Actinidia), жимолость каприфоль (Lonicera), клематис (Clematis), плетистая роза (Rōsa), пускаемые по металлической сетке или каркасу. Кроме того, благоустройство остановок возможно путем установки вазонов с цветами: петуньями, бархатцами, бегониями, цинерариями, тагетесами, пеларгониями и другими.

Наиболее загруженными, с большим числом транспорта и неблагоприятным микроклиматом являются дороги Некрасовского путепровода и Проспекта 100-лет Владивостоку. Именно там рекомендуется установка зеленых остановок с целью улучшения экологической обстановки. Озеленять крыши целесообразно у автобусов по маршрутам 1, 23 и 17, так как они представлены наибольшим числом машин и являются самыми протяженными, проходящими через весь город.

Озеленение остановок и автобусов лучше выполнять контейнерного типа: когда уже выращенные в формах растения монтируются в клумбы и вазоны, а при необходимости демонтируются и заменяются другими. Данный способ существенно дешевле и мобильнее грунтового озеленения. В течение летнего сезона контейнеры с растениями могут быть заменены несколько раз, в зависимости от времени цветения, тем самым обеспечивая простоту смены ландшафтной композиции.

В зимнее время растения на крышах автобусов необходимо демонтировать. На остановках клумбы и вазоны следует закрыть декоративными элементами, необходимыми для защиты корневой системы от вымораживания. Кроме того, покрытие представляет собой различную по цвету и форме композицию, которая каждый год можно заменять и вносить разнообразие в привычный облик городской среды.

Заключение. Неблагоприятную экологическую ситуацию Владивостока можно улучшить путем озеленения крыш автобусов и остановок современными методами, которые уже разработаны и применяются в мире. Озеленение способно преобразить облик транспорта и остановок, впустить природу в плотную застройку Владивостока и улучшить психоэмоциональное состояние жителей города.

 

Список литературы

 

1.     Автобусы с «зелёными» крышами. [Электронный ресурс]. URL: http://bookflowers.ru/tvorsheskie-raboti/878-avtobusy-s-zeljonymi-kryshami.html. Дата обращения: 16.05.2017.

2.     Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Владивостока».

3.     Phyto Kinetic – городской автобус с клумбой на крыше. [Электронный ресурс]. URL: http://avivas.ru/topic/phyto_kinetic  gorodskoi_avtobus_ s_klumboi_na_krishe.html. Дата обращения: 16.05.2017.