30 июня 2017г.
Анализируется роль пешеходных мостов в системе города, приводятся факты зарубежного опыта по озеленению мостов, которые позволяют поддерживать экологию города и убрать негативное влияние техногенного воздействия на человека, без нарушения экосистемы, разработана концепция и проектное предложение экологически-безопасных пешеходных переходов в городе Владивостоке.
Ключевые слова: пешеходный мост, надземный переход, сохранение экосистемы, озеленение пешеходных мостов.
Цель сообщения – проанализировать методы экологического подхода при проектировании пешеходных мостов и разработать концепцию экологически-безопасных пешеходных переправ для людей в среде города Владивостока. Стоит задача создать функциональный, экологически-безопасный и привлекательный образ поддерживающий экологическое состояние среды.
С увеличением роста городов и транспорта в них проектируются многополосные дороги, также возникает рост пешеходных подземных переходов, и надземных пешеходных мостов. Основная функция пешеходного перехода заключается в безопасном пересечении человеком проезжей части.
Поперечный размер многополосной дороги достигает от 12 метров и более. Расстояние от края проезжей части скоростной дороги до границы жилой застройки следует принимать не менее 50 м с обязательным устройством озелененных полос [8]. Автомобильные выхлопы в городах служат источниками ядовитых газов и летучих соединений, влияющих на здоровье человека, таких как: двуокись азота, угарный газ, двуокись серы и озон [2]. Данные соединения находятся в самой большей концентрации в 30-50 сантиметрах над проезжей частью.
Во всем мире к пешеходным мостам обычно предъявляются очень повышенные требования, как инженерные, так и эстетические [7].
Зелёные насаждения, однозначно, в положительной степени влияют на городскую среду, вырабатывая кислород, тем самым влияя на микроклимат города. Меры ограничения загрязнения окружающей среды служат толчком для внедрения новых решений. Экологизация пространства всегда должна предусматриваться в процессе проектирования городской среды [1].
Меры, применяемые при проектировании с экологическим подходом должны включать четыре группы:
1)использование природных средств – направлено на повышение экологических качеств среды и включает такие средства как:
-озеленение и благоустройство,
-оптимизацию транспортных потоков,
-природоохранные мероприятия;
2) применение технических средств экономии энергии, уменьшения загрязнения, повышения комфорта и безопасности человека;
3) формирование пространства за счёт гармоничности форм. Это формирует у человека правильную ориентацию в пространстве;
4) уместность, естественность, единение с окружающей средой, выявление качеств пространства, способствующих позитивно влиять на психофизическое, эмоциональное состояние.
На сегодня проблема озеленения городской территории решается с использованием методов: традиционных - создание парков, садов, зелёных лужаек, газонов, нетрадиционных методов - метод крышного озеленения, с помощью вертикального озеленения фасадов, методы защитного озеленения и др. В Европе широко распространена практика озеленения городов с целью защиты горожан от пагубного влияния шума, ветра и пыли [3].
На рисунке 1 представлен пешеходный мост над транспортной магистралью возле реки Колумбия и Национальным историческим заповедником в Ванкувере, штат Вашингтон [6]. Проектирование пешеходного моста подразумевало преодоление множества требований, для того чтобы мост мог вынести дополнительную нагрузку в виде растений, характерных для данной местности и почв, без ущерба для сложной геометрии данного объекта
Конструкция выполнена из бетона и специальных балок, с использованием специальных подпорных стен. Для озеленения моста растения тщательно отбирались. Среди них есть ольха красная, тихоокеанский кизил, орегон, белый дуб, овсяница и другие. Дождевые потоки с моста сливаются в специальную подземную трубу, которая выполняет роль системы орошения растений и питает их водой.
Во Владивостоке существуют надземные переходы, так называемые виадуки, их нынешнее эстетическое состояние оставляет желать лучшего. Они проходят над железными и автомобильными дорогами, в эстетическом плане не соответствуют современности.
В надземных и подземных пешеходных переходах Владивостока в условиях очень повышенной влажности летом, перепада температур можно рекомендовать специальные растения для озеленения. При достаточно сильном затенении в подземных переходах можно рассчитывать на декоративность таких растений, как: хоста, лилейник, молочай кипарисовый, молодило, седум. Для удобства в транспортировке выставлять эти растения необходимо в контейнерах.
На рисунке 2 предложено авторское концептуальное проектное решение озеленения надземных пешеходных мостов в г. Владивостоке. Вертикальное озеленение может служить украшением надземных переходов, подпорных стен, изгородей [5]. Этот вид благоустройства несет в себе несколько функций - создание чувства защищённости, как физической, так и психологической, защита от излишнего солнца. Вьющиеся растения помогают задерживать пыль и понижают уровень шума. Перенимая опыт зарубежных стран, необходимо и в крупных городах Дальнего Востока использовать эти методы.
При высадке зеленых растений в наземных и подземных переходах необходимо соблюдать условия по микроклимату территории, составу почв, направить усилия на нейтрализацию неблагоприятных факторов, чтобы поддерживать полезные свойства среды, учитывая при этом региональные и местные рекомендации.
Таким образом, можно сделать вывод,
что в результате рассмотрения организации среды подземных и надземных переходов в г. Владивостоке можно использовать современные экологические методы проектирования и все озеленения. Ландшафтные и экологические средства организации среды должны применятся для компенсации вредных воздействий окружения и создание физического комфорта человеку.
Список литературы
1. Архитектурно-экологическое
формообразование.
[Электронный
ресурс]
/ Режим
доступа:http://archvuz.ru/2006_3/1
2.
Источники и
виды
загрязнений атмосферы. [Электронный ресурс] /
Режим доступа:http://university-777.ru/geografiya/istochniki-i-vidy-zagrjaznenij-atmosfery
3. Инновации в методах
озеленения городов.
Живой
журнал. [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://kolybanov.livejournal.com/6363081.html
4. Лысиков А. Б., Вертикальное озеленение. Уроки садового дизайна, Фитон плюс. 2014 – 78 с.
5. Мост, являющийся продолжением окружающего ландшафта.
[Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://www.energy-fresh.ru/ekosfera/ground/?id=10964
6.
Овчинников И.Г., Дядченко Г.С., Пешеходные мосты. Конструкция, строительство, архитектура. Учебное пособие. Саратовский государственный технический университет. 2005 – 227 с.
7. СНиП II-К.3-62 Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования