Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ АВТОПАРКА

Авторы:
Город:
Магнитогорск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Аннотация

Предложен принцип построения автоматизированной системы контроля работы автопарка, концепция которой основана на интеграции функций по регистрации информации о движении и простоях автотранспортных средств, а также о расходе производственных ресурсов в транспортном процессе. Условием работоспособности системы является возможность накопления и обработки информации, полученной различными способами: в автоматическом режиме с помощью технических средств, данных, заносимых в систему оператором с первичных документов, расчетных данных.

Ключевые слова:

Автомобильный парк, автоматизация контроля, информационная система, сверхнормативные простои, транспортный процесс, расход ресурсов.

Эффективное  управление  автомобильным  транспортом  в  современных  экономических  условиях невозможно без объективной и своевременной информации о ходе транспортного процесса, условиях его протекания и состоянии его участников, технологических возможностях и объеме располагаемых перевозчиком ресурсов [7, 9, 10, 11]. Большая часть предложенных в данной работе методических рекомендаций реализовано в автотранспортном цехе металлургического завода Челябинской области.

Автотранспортный цех (АТЦ) располагается на 9 площадках, эксплуатирует более 1000 единиц автотранспортной техники, в производственном процессе задействовано около 1,5 тыс. человек. Производственная деятельность сконцентрирована по следующим направлениям: перевозка обычных, тяжеловесных, негабаритных и опасных грузов (основное направление); перевозка пассажиров; ремонт и техническое обслуживание грузовых и легковых автомобилей; сервисное обслуживание самоходной техники «БелАЗ».

Практически весь автопарк (96%) задействован в перевозках и распределен по нескольким цехам перевозок. Существующая  до недавнего времени в АТЦ информационная система мониторинга и контроля работы автопарка основывалась на следующих принципах [1, 2, 8]: использование в большей своей части алгоритмов сбора и обработки необходимой информации в «ручном» режиме; децентрализация отдельных учетных функций.

В результате требуемая для управления транспортным процессом информация формировалась с большим запаздыванием и зачастую в искаженном виде. В настоящее время для предприятия все еще крайне важной остается проблема автоматизации контроля работы автотранспорта [6]. Предлагаемый подход к построению автоматизированной системы контроля работы автопарка основан на концепции интеграции функций по регистрации информации о движении и простоях автотранспортных средств, а также о расходе производственных ресурсов в транспортном процессе (Рисунок 1).


Такая концепция построения системы позволяет связать функционально разрозненные информационные блоки АТЦ между собой и с корпоративной информационной металлургического завода, что обеспечит возможность накопления и обработки информации, полученной различными способами: в автоматическом режиме с помощью технических средств; данных, заносимых в систему оператором с первичных документов; расчетных данных. Работоспособность функционалов предлагаемой системы контроля обеспечивается процедурой подачи электронной заявки на транспортное обслуживание от подразделений-заказчиков в адрес АТЦ и фиксацией информации о ее выполнении (Рисунок 2).




На основании электронной заявки, являющейся частью программного комплекса «Учет работы автотранспорта» АТЦ, а также данных ГЛОНАСС, полученных посредством системы мониторинга «АвтоГраф», в оперативном режиме производится контроль движения автопарка у заказчика по следующим параметрам: отклонение от маршрута; отсутствие GPS сигнала; отсутствие данных; превышение скорости; слив топлива.

В соответствии с техническим заданием был разработан модуль обработки и визуализации отклонений работы автопарка у заказчика. Поступление событий, связанных с отклонениями в работе автопарка от принятых параметров, производится автоматически со звуковым сопровождением. Интерфейс модуля приведен на Рисунке 3.


Для оперативного реагирования на возникшее отклонение в работе автопарка программным модулем предусмотрена возможность просмотра маршрута движения транспортного средства, его трека в режиме интерактивной карты, а также данных путевого листа. Автоматизация контроля расхода ресурсов в транспортном процессе предусмотрена программным комплексом «Учет работы автотранспорта». Структура этого функционала включает планирование и учет использования: автотранспортных средств; автошин и аккумуляторных батарей; номерных агрегатов и запасных частей; расхода горюче-смазочных материалов [3-5]. Наиболее детально проработан элемент функционала по оперативному учету топлива. Своевременное отражение отклонений в расходе топлива достигается формированием электронного отчета по проверке входящих (исходящих) остатков топлива в баках.

Работа функционала контроля сверхнормативных простоев автопарка основана на сопоставлении нормативных и фактических простоев транспортного средства у заказчика (Рисунок 4).


Величина фактических простоев фиксируется автоматически системой мониторинга «АвтоГраф». Контроллерами АТЦ производится детализация возникших простоев автотранспорта у заказчика по следующим видам:

-   ожидание погрузки/разгрузки;




-   ожидание задания;

-   погрузка/разгрузка;

-   оформление документов;

-   досмотр (ожидание) на контрольно-пропускном пункте;

-   досмотр ТС службой безопасности в пути следования;

-   внеплановые простои;

-   кратковременные остановки при выполнении задания.

Величина нормативных простоев под погрузочно-разгрузочными и прочими операциями устанавливается заказчиком по результатам хронометражей, а также с использованием данных нормативно-технической документации. В системе предусмотрен электронный справочник нормативов простоя. Результаты работы данного функционала представляются в виде отчета. Минимальный период, за который может быть автоматически сформирован отчет по простоям – рабочая смена. Максимальная продолжительность отчетного периода не ограничена.

Информация системы автоматизированного контроля работы автопарка используется для разработки рекомендаций по снижению затрат на транспортное обслуживание подразделений-заказчиков. На основе полученных данных за последние пять лет был разработан комплекс мероприятий по оптимизации численности автопарка, объединению маршрутов движения, централизации функций автомобильных перевозок. Реализация предложенного комплекса мероприятий позволила существенно сэкономить бюджет, предприятия, выделяемого на транспортное обслуживание своих подразделений.

 

Список литературы

1.     Грязнов М.В., Давыдов К.А. Использование методов резервирования технических систем для повышения надежности автомобильных перевозок /Актуальные вопросы науки. 2014. № 12. С. 40-42.

2.     Грязнов М.В., Давыдов К.А., Беляев А.В. Суть и функции аудита на автомобильном транспорте /Теоретические и практические аспекты развития современной науки Материалы XIV международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2014. С. 21-27.

3.     Грязнов М.В., Крупнов А.М. Поиск резервов производительности труда ремонтного персонала ЦРГА ООО«Автотранспортное управление» //Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2007. № 2. С. 93-94.

4.     Грязнов М.В., Лукьянов В.А., Санников К.Б. Основные положения методики управления ресурсами промышленных предприятий. Депонированная рукопись № 1900-В2003 31.10.2003.

5.     Грязнов М.В., Панова Е.С., Клюкин А.В. Определение резервов численности ремонтного персонала УРГА ООО «Автотранспортное управление» /Международная научно-практическая конференция «Архитектура, строительство, транспорт» (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ). Секция № 8 «Развитие теории и практики грузовых автомобильных перевозок, транспортной логистики» Сборник научных трудов № 8 кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте». ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Кафедра «ОПиУТ»; отв. за вып. Е. Е. Витвицкий. Омск, 2015. С. 28-35.

6.     Грязнов М.В., Царицинский А.П., Мукаев В.Н. Использование принципа многофункциональной работы на автомобильном транспорте /Международная научно-практическая конференция «Развитие дорожно- транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки» Секция №9 «Развитие теории и практики грузовых автомобильных перевозок, транспортной логистики»: Сборник научных трудов № 7 кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте». ФГБОУ ВПО «СибАДИ»; Ответственный за выпуск Евгений Евгеньевич Витвицкий. Омск, 2014. С. 30-37.

7.     Дорофеев А.Н. Эффективное управление перевозками (Fleet management): Монография /А.Н. Дорофеев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 196 с.

8.     Зиновьева Е.Г., Сысоева С.В. Теоретический анализ структуры предприятия //Научная жизнь. 2009. № 2. С.53.

9.     Сысоева С.В. Некоторые аспекты «информатизации» и «информационной инфраструктуры» как экономической категории /Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2010. № 2. С. 360- 363.

10.Сысоева С.В. Сущность категории «информатизация» в постиндустриальной экономике //Вестник Омского университета. 2011. № 3. С. 330-335.

11. Сысоева С.В., Бондарева Л.В., Пермякова У.В. О целесообразности бизнес-технологий и бизнес-процессов /Материалы научно-практической  конференции  с международным участием: «Качество жизни: вчера, сегодня, завтра. Актуальные проблемы вступления России в ВТО» Астратова Галина Владимировна. 2012. С. 57-62.