24 марта 2018г.
На сегодняшний день насыпные и навалочные грузы применяются во многих областях промышленной деятельности (строительство, сельское хозяйство и т.д.), поэтому данный тип услуг всегда имеет высокий спрос. Вместе с этим возрастают требования сохранности груза, безопасности, удобство перевозки груза для потребителя. При перевозке железнодорожным транспортом возникает проблема недостатка специализированного подвижного состава и транспортного оборудования, которые используются для этих перевозок. Все это стимулирует транспортным организациям разрабатывать и внедрять новые, эффективные технологии погрузки, перевозки и перевалки сыпучих грузов. Одними из самых распространённых сухих грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, являются минеральные удобрения.[2]
Оценка качества минеральных удобрений, предъявляемое к перевозке, определяются основными свойствами, такими как – масса, влажность, гигроскопичность, слеживаемость, пыление, абразивность. Одним из самых негативных свойств является пыление. В данном случае необходима защита трущихся частей подвижного состава, использование респираторов для защиты органов дыхания обслуживающего персонала и принятие мер к предотвращению качественных и количественных потерь удобрений.
Технологией, позволяющая оптимизировать логистические затраты при перевозки, перевалки и временного хранения сыпучих грузов, является организация транспортировки грузов в мягких контейнерах (биг-бегах, МК), погруженных в полувагон.[1]
Мягкие контейнеры представляют собой большие прочные мешки с грузоподъемными стропами различной конструкции. МК – это наиболее экономичный вид упаковки для транспортировки и хранения сыпучи грузов.
Исходя из имеющейся информации относительно технологий использования мягких контейнеров, можно выделить следующие преимущества этих технологий перед традиционными:
· отсутствие потребности в дефицитном специализированном подвижном составе;
· надежность в плане сохранности
· термический контроль перевозимого груза;
· сохранение качества и чистоты перевозимых грузов;
· защита подвижного состава и окружающей среды от отрицательного влияния перевозимых грузов;
· отсутствие необходимости очистки грузового помещения подвижного состава после перевозки сыпучего груза; [3]
На основании данных преимуществ, была разработана схема перевозки мягких контейнеров в полувагоне:
Сравним перевозку цемента в биг-бегах (грузоподъемность равна 1000 кг.), размещая их полувагоне,
и в
крытом вагоне для минеральных удобрений навалом. Произведем расчёт перевозки груза от Тольятти до
Иркутска расстоянием в 4356 км.
В таблице 1 указаны данные расчёта стоимости перевозки за 1 подвижную единицу с учётом крепления, упаковки и погрузки-выгрузки
перевозимого груза.
Таблица 1 – Данные расчёта стоимости
перевозки за 1 подвижную
единицу с учётом крепления,
упаковки
и погрузки-выгрузки
перевозимого груза
Тип
вагона
|
Грузоподъемность
|
Внутренний
объем
|
Цены на ЖД перевозки
Новосибирск-Улан-Удэ
(расстояние 2312 км)
|
Стоимость
тары
|
Итого
|
Полувагон
12-132
биг-бег
|
70 тонн
1 тонна
|
93 м3
0,7 м3
|
200853 руб. руб.
|
392 000
руб.
|
592853
руб.
|
Хоппер - для
минер.удобрений
19-923
|
65 тонн
|
93 м3
|
262295 руб.
|
—
|
262295
руб.
|
Сопоставление цен на перевозку минеральных удобрений
в
разных типах вагона наглядно
представлено на диаграмме.
По результатам исследования экономической эффективности перевозок цемента в биг-бегах, перевозимых в полувагоне, и в хоппере для минеральных удобрений, можно сделать следующий вывод. Перевозка минеральных удобрений в специализированных вагонах более целесообразна, и, как показал экономический
расчет, данная перевозка более эффективна. Удобна и доступна, чем перевозка минеральных
удобрений
в биг-бегах.
Список литературы
1.
Третьяков Г.М. Совершенствование грузовой работы с массовыми сыпучими грузами на
железнодорожном транспорте / Г. М. Третьяков, В. В. Денисов, И. И. Кононов // Вестник
транспорта Поволжья : научно-техн. журн. – 2015 г.
2.
Государственное регулирование железнодорожного транспорта в период реформирования./
В.В. Буровцев, И.В.
Мицук, И.Ю. Сольская.— М.
: УМЦ ЖДТ,
2012. — 288 с.
3.
http://irkutsk.raise.ru
4.
Зобов Г.М. Рынок ремонта специализированного подвижного состава в новых условиях / Г. М. Зобов // Экономика железных дорог : Журнал для руководителей и финансово-экономических
работников. – 2016г.