24 марта 2018г.
Сортировочная станция – раздельный пункт на железнодорожных линиях, предназначенный для переработки вагонов и формирования составов по назначениям, установленным суточным графиком и планом формирования поездов, и имеющий для выполнения этих работ специальные пути и маневровые средства, а так же для организации вагонопотоков на сети железных дорог. Выполнение плана перевозок напрямую зависит от успешной работы станции и важнейшие показатели работы дорог. [4]
Сортировочные станции имеют непосредственное влияние и на экономику страны. Для улучшения качественных показателей в работе станции необходимо:
- разработка и постепенное внедрение новейших технологий в ремонте и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта;
- необходима замена эксплуатируемого парка локомотивов, выработавших свой срок службы на новые более экономически эффективные модели;
- автоматизация работы сортировочной станции;
- применение программ самостоятельно считывающих все сведения о вагоне и перевозящемся в нем грузе, тем самым свести к минимуму ручной ввод информации и т.п.;
- переход на автоматизированное рабочее место. [5]
Предлагаю рассмотреть один из пунктов на примере станции «Лужская-сортировочная», где применена система маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС), которая позволяет в режиме реального времени определить скорость и местоположение на путевом развитии (номер пути и пикет) технологических объектов вне зависимости времени суток и погодных условий.[1]
«Лужская-Сортировочная» является крупной грузо-формировочной станцией, на ней обслуживается порт Усть-Луга – морской порт на Балтийском море.
«Усть-Лужский» железнодорожный узел, состоит из станций:
- «Лужская-Южная»;
- «Лужская-Северная»;
- «Лужская-Сортировочная»;
- «Лужская-Нефтяная»;[6]
Дополнительно вводятся спутниковые навигационные системы, «GPS/ГЛОНАСС”, для повышения безопасности, для координирования действий локомотива и для контроля местоположения.
Устройства спутниковой навигации в составе постовых и бортовых устройств МАЛС обеспечивают автоматическое позиционирование каждого маневрового локомотива не только на границе станции и маршруте, но и в районах, не оборудованных системами централизованного управления стрелками и сигналами, а также мониторинг перестановок вагонов и заполнения путей в парках приема и отправления. Основной функцией системы Маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) является контроль показаний светофоров и своевременная остановка перед запрещающим сигналом.
В структуру МАЛС входит:
· станционное устройство (СУ) связанное с системой ЭЦ на станции и автоматизированное рабочее место (АРМ) управляемое дистанционно дежурным по станции, горке и прочие;
· бортовая аппаратура сигнализации, установленная на локомотиве;
· радиоканал для передачи данных (РПД);
· комплект спутниковой навигации;
· средства контроля и диагностирования системы Система МАЛС передает на локомотив такие команды, как:
- самостоятельное-автоматизированное торможение и остановку перед запрещающим сигналом светофора;
- заблаговременное уменьшение скорости движения вблизи предупреждающих показаний и участками пути, на которых производятся станционные работы;
- автоматический контроль скорости движения по станции, согласно ПТЭ;
- возможность экстренной остановки локомотива с бортовой аппаратурой сигнализации, с приказа дежурного по станции;
- разрешение/запрет выезда локомотива на перегон. Данная система обеспечивает:
- мониторинг параметров и местоположение локомотива;
- маневровое движение по маршруту, не изолированного от поездного движения;
- контроль работы станционных и локомотивных устройств, радиосвязи;
- автоматизированное формирование статистической справки по показателям работы локомотивов (без ручного ввода).
Дежурные по станции посредствам АРМ МАЛС контролируют скорость движения и перемещения маневрового локомотива, производится мониторинг экстренных остановок и команд, подаваемых машинистом с использованием бортовой аппаратуры МАЛС.[7]
Система МАЛС кроме вышеперечисленного обладает возможностью:
- сбор статических данных, о работе маневрового локомотива с БА МАЛС;
- предусмотрен анализ технологических ситуаций, рассматриваемых в масштабе реального времени совместной работы устройств ЭЦ, РПД, БА МАЛС, машинистов, а также дежурных по станции;
- просмотр в реальном времени электронной скоростемерной ленты.
Данная система позволяет значительно разгрузить работников организации движения поездов. Возрастает автоматизация процесса, а также безопасность движения поездов маневрового порядка. [2]
На железнодорожных станциях, оборудованных маневровой автоматической локомотивной сигнализацией (МАЛС), допускается перед приемом и отправлением поездов не прекращать маневровую работу на железнодорожных путях, с которых невозможно исключить выход железнодорожного подвижного состава на маршрут следования поезда, путем установки стрелок в охранное положение. При этом локомотив, производящий маневровую работу, должен иметь исправную бортовую аппаратуру маневровой автоматической локомотивной сигнализации. Перечень таких железнодорожных станций устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. (п. 1 Приложения №9 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте)[3]
Экономический эффект от анализа статистики, предоставляемой системой МАЛС, может быть выражен в оптимизации парка маневровых локомотивов, эксплуатируемых на станции. Сведения о длительности горочных операций (на станциях, оборудованных сортировочной горкой) могут использоваться для пересмотра технологии работы в целях сокращения простоев.[7]
Внедряя данную
систему на станцию «Иркутск-Сортировочный» мы обеспечиваем:
- безопасность движения;
- сокращение рисков вреда станционных перегонов;
- сокращение рисков влияния человеческого фактора на управление маневровым локомотивом;
-
благодаря спутниковым технологиям управления появляется возможность автоматизированного
планирования работ.
- уменьшение времени
простоя транзитных поездов с переработкой;
- увеличение перерабатывающей
способности сортировочной станции.
Согласно технико-экономическому обоснованию, экономический эффект от внедрения единичного комплекта МАЛС (одна станция и один локомотив) составляет 531 500 рублей. Срок окупаемости системы
2,1
года. Экономическая эффективность также достигается за счет совмещения маневровых и поездных
операций в одном районе станции
при повышении уровня безопасности
движения.[8]
Список литературы
1. Журнал «Гудок» Выпуск
№189 (26328) 24.10.2017
2.
Станционный формирователь СФ-МАЛС.: Инструкция по пользованию, МПС от 2000г.
3.
Инструкции по движению поездов и
маневровой работе на железнодорожном транспорте от 2012г.
4.
«Железнодорожные станции и узлы» учебник/ В. И. Апатцева и Ю.
И. Ефименко. – М.: УМЦ ЖДТ, 2014.
5.
Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до
2020 года и перспективу до 2025 года, от 2015г.
6. Журнал «Гудок» Выпуск №185 (26324) 18.10.2017
7.
Интернет ресурс «Инновационный
дайджест»-www.rzd-expo.ru
8.
Интернет ресурс «СЦБИСТ» www.scbist.com