Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ДЛЯ АНАЛИЗА УСТОЙЧИВОСТИ МНОГОЦИЛИНДРОВОЙ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ К СДВИГОВЫМ УСИЛИЯМ ОТ ПРИСОЕДИНЁННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2019г.

Система тепловых расширений (СТР) паровой турбины, как показывают результаты исследований работы оборудования паротурбинных установок [1], является одним из критических узлов многоцилиндровых паровых турбин. Нарушения в работе СТР приводят к возникновению дефектов проточной части и подшипников, проявляются в повышенных значениях относительных расширений роторов, повышенной вибрации подшипников и др..

На большинстве турбин средней и большой мощности, произведённых в СССР, используется СТР с традиционным устройством сочленения цилиндра турбины с выносным корпусом подшипника [2]. Основным недостатком традиционного устройства сочленения цилиндра турбины и корпуса подшипника является передача осевого усилия через лапы, являющиеся продолжением фланцев горизонтального разъёма цилиндров турбины и, соответственно, разнесёнными от оси турбины. Неодинаковое тепловое расширение лап в продольном направлении (температурный перекос) приводит к тому, что выносной корпус подшипников поворачивается относительно «продольных шпонок» и происходит заклинивание корпуса подшипников на «продольных шпонках».

Для исключения влияния температурного перекоса на работу СТР используются также сочленения выносных корпусов подшипников с цилиндрами турбины отличающиеся от традиционной конструкции, в которых осевое усилие от цилиндров турбины на выносные корпуса подшипников передается по оси турбины [3].

Опыт исследования СТР паровых турбин различных типов [4, 5] показывает, что существенное влияние на вибрационное состояние турбины и параметры работы традиционных схем организации СТР оказывает и температурное состояние присоединенных к цилиндрам турбины трубопроводов. Под действием внешних усилий от присоединённых трубопроводов цилиндры турбины и выносные корпуса подшипников, в пределах зазоров в направляющих или сцепных устройствах, могут смещаться и поворачиваться относительно друг друга и относительно оси турбины. Поворот выносных корпусов подшипников относительно «продольных шпонок» под действием внешних усилий так же, как и температурный перекос, приводит к возникновению дополнительных нерасчётных усилий сопротивления перемещению корпуса подшипника по фундаментной раме.

Ранее упомянутые сцепные устройства с передачей осевого усилия по оси турбины также допускают принципиальную возможность смещения и поворота цилиндров турбины и корпусов подшипников относительно оси турбины.

В работе [6], на примере традиционного сочленения, авторы показали, что при определённых условиях СТР может быть устойчивой к внешнему воздействию от присоединённых трубопроводов.

Целью представленной работы является анализ условий устойчивости функционирования СТР с различными устройствами сочленения цилиндров турбины с выносными корпусами подшипников к воздействию сдвиговых усилий от присоединённых трубопроводов.

Анализ схем организации СТР паровых турбин различных типов, с различным количеством цилиндров и различными конструкциями устройств сочленения цилиндров турбины с выносными корпусами подшипников показал, что СТР можно представить в виде многозвенной шарнирной системы, состоящей из одного или нескольких «базовых» модулей. Количество «базовых» модулей в схеме СТР равно количеству выносных корпусов подшипников, свободно перемещающихся вдоль оси турбины.

«Базовый» модуль состоит из трёх звеньев: «продольных шпонок», выносного корпуса подшипника и цилиндра турбины. Кинематическая схема «базового» модуля представлена на рисунке 1 (а).

Звено 1 («продольные шпонки») неподвижное, жестко закреплено на фундаменте турбоагрегата. Звено 2 соответствует выносному корпусу подшипника. Между собой звенья 1 и 2 связаны призматическим шарниром, который соответствует сочленению «продольные шпонки – паз корпуса подшипника». Звено 3 соответствует цилиндру турбины. Звенья 2 и 3 связаны осевым шарниром 𝐴_𝑖^ , который соответствует устройству сочленения цилиндра турбины и корпуса подшипника. Также осевыми шарнирами звенья 2 и 3 связаны с предыдущим (𝐵_𝑖^ ) и последующим (𝐵_(𝑖 + 1)^ ) «базовыми» модулями. В модели принята правосторонняя система координат, в которой ось X направлена от фикспункта турбины в сторону паровпуска (от генератора в сторону регулятора).

Изменение взаимного положения элементов «базового» модуля под действием внешних сил и моментов, приложенных к звену 3, представлено на рисунке 1 (б).

На рисунках 1 (а) и (б) приняты следующие обозначения:

𝐿_𝑖 – расстояние между шарнирными узлами i–го цилиндра турбины;

𝑙_𝑖 – расстояние между внешними торцами направляющих i–го выносного корпуса подшипников;

𝑙_𝑖^′ – расстояние между внешним торцом направляющих i–го выносного корпуса подшипников со стороны фикспункта и ближайшим шарнирным узлом цилиндра;

𝑙_𝑖^′′ – расстояние между дальним от фикспункта внешним торцом направляющих i–го выносного корпуса подшипников и ближайшим шарнирным узлом (i+1)-го цилиндра турбины;

𝑐_𝑖 – зазор в i-ом призматическом шарнире между направляющими «продольными шпонками» и корпусом подшипников;

𝑑_𝑖^′ – сдвиг ближайшего к фикспункту шарнирного узла от оси турбины в поперечном направлении;

𝑑_𝑖^′′ – сдвиг шарнирного узла между цилиндром и корпусом подшипников от оси турбины в поперечном направлении;

𝑑_(𝑖 + 1)^′ – сдвиг шарнирного узла между корпусом подшипников и следующим цилиндром от оси турбины в поперечном направлении;

𝛼_𝑖 –угловое смещение оси корпуса подшипника от оси цилиндра турбины;

𝛽_𝑖 –угловое смещение оси корпуса подшипника относительно оси турбины;

𝛾_𝑖 –угловое смещение оси цилиндра относительно оси турбины;

i – номер «базового» модуля, нумерация ведется со стороны фикспункта турбины;

M– суммарный момент, приложенный к цилиндру турбины;

P– суммарное сдвиговое усилие, приложенное к цилиндру турбины.

При разработке модели приняты следующие допущения и упрощения:

 изменением линейных размеров звеньев 2 и 3, связанных с изменением их температурного состояния, а также изменением проекций этих звеньев на ось X, связанных с их поворотом относительно оси турбины, пренебрегаем;

 шарнирные узлы 𝐴_𝑖^ , 𝐵_𝑖^ и 𝐵_(𝑖 + 1)^ , при воздействии на звенья модуля внешних усилий и моментов, могут занимать только крайние положения, допускаемые конструкцией сочленения.

Воздействие на цилиндр турбины (звено 3) произвольных сдвигового усилия и момента приведёт к его сдвигу и повороту относительно оси турбины. Через шарнирный узел 𝐴_𝑖^ цилиндр турбины поворачивает корпус подшипника (звено 2) относительно оси турбины.

Величина углового смещения цилиндра турбины относительно оси турбины, под действием приложенных к нему внешних усилий и моментов, 𝛾_𝑖^ определяется из выражения:

𝛾_𝑖^ = (𝑑_𝑖^′′ − 𝑑_𝑖^′)/𝐿_𝑖 (1)

Величина углового смещения оси корпуса подшипника относительно оси турбины, под действием приложенных к нему усилий со стороны цилиндра турбины, 𝛽_𝑖^ определяется из выражения:

𝛽_𝑖^ = (𝑑_(𝑖 + 1)^′ − 𝑑_𝑖^′′)/((〖𝑙_𝑖^′ + 𝑙〗_𝑖 + 𝑙_𝑖^′′ ) ) (2)

Величина углового смещения корпуса подшипника относительно цилиндра турбины составит:

𝛼𝑖 = 𝛽𝑖 − 𝛾𝑖 . (3)

Как было показано в [6] самым неблагоприятным для работы СТР является такое положение корпуса подшипников относительно продольных шпонок, когда возникает одновременный контакт продольных шпонок с обеими сторонами паза в подошве корпуса подшипника («диагональный» контакт). При этом величина предельного углового смещения оси корпуса подшипника относительно оси турбины, под действием приложенных к нему усилий со стороны цилиндра турбины |𝛽_𝑖^ | определяется из выражения:

|𝛽_𝑖^пред | = (𝑐_𝑖^′)/𝑙_𝑖 (4)

Анализ предложенной модели показывает, что при отсутствии ограничений по величине угла 𝛼𝑖 при воздействии на звено 3 (цилиндр турбины) внешних усилий и моментов в призматическом шарнире возникает «диагональный» контакт. Чтобы при воздействии на цилиндр турбины внешних усилий и моментов не мог возникнуть «диагональный» контакт, величина изменения угла поворота цилиндра турбины относительно корпуса подшипника в узле сочленения должна быть ограничена.

Анализ возможных вариантов взаимного перемещения цилиндра турбины и корпуса подшипника с учётом выражений (1), (2), (3) и (4) показал, что для предотвращения возникновения «диагонального» контакта абсолютная величина ограничения поворота корпуса подшипника относительно цилиндра турбины |𝛼_𝑖^пред | как в положительном, так и в отрицательном направлении, при значениях |𝑑𝑖 ′ | допустимых для паровой турбины, должна удовлетворять условию

|𝛼_𝑖^пред | < |(𝑐_𝑖^ )/(𝑙_𝑖^ ) + (𝑐_𝑖^ )/(𝐿_𝑖^ ) (1/2 + (𝑙_𝑖^′)/(𝑙_𝑖^ )) − (𝑑_𝑖^′)/𝐿_𝑖 | (5)

Предложенная модель, по мнению авторов, позволяет выполнить анализ устойчивости СТР к сдвиговым усилиям от присоединённых трубопроводов для всех типов сочленения цилиндров турбины с выносными корпусами подшипников для любого количества «базовых» модулей (последовательно перемещающихся выносных корпусов подшипников).

Большинство парка отечественных турбин средней мощности составляют двух и трехцилиндровые турбины. Для этих турбин характерна схема с двумя последовательно перемещающимися выносными корпусами подшипников.

Из выражения (5) для любого последующего i+1–го «базового» модуля получаем

|𝛼_(𝑖 + 1)^пред | < |(𝑐_(𝑖 + 1)^ )/(𝑙_(𝑖 + 1)^ ) + (𝑐_(𝑖 + 1)^ )/(𝐿_(𝑖 + 1)^ ) (1/2 + (𝑙_(𝑖 +

1)^′)/(𝑙_(𝑖 + 1)^ )) − (𝑑_(𝑖 + 1)^′)/(𝑖 + 1)|

Если принять, что

|𝛼_(𝑖 + 1)^пред |=|𝛽_(𝑖 + 1)^пред | = (𝑐_(𝑖 + 1)^ )/(𝑙_(𝑖 + 1)^ ),

то для того, чтобы выполнялось неравенство (5) должно быть справедливо

(𝑐_(𝑖 + 1)^ )/(𝐿_(𝑖 + 1)^ ) (1/2 + (𝑙_(𝑖 + 1)^′)/(𝑙_(𝑖 + 1)^ )) − (𝑑_(𝑖 + 1)^′)/𝐿_(𝑖 + 1) ≥ 0

Предельная величина поперечного смещения шарнирного узла 𝐵_(𝑖 + 1)^ составляет

𝑑_(𝑖 + 1)^′ = 𝑐_𝑖^ × (1/2 + (𝑙_𝑖^′′)/(𝑙_𝑖^ ))

Тогда после ряда преобразований получаем 𝑐_(𝑖 + 1)^ × (1/2 + (𝑙_(𝑖 + 1)^′)/(𝑙_(𝑖 + 1)^ )) ≥ 𝑐_𝑖^ × (1/2 + (𝑙_𝑖^′′)/(𝑙_𝑖^ )) (6)

Для отечественных паровых турбин, как правило, 𝑐_𝑖^ = 𝑐_(𝑖 + 1)^ = 𝑐_^ и

〖𝑙_1𝑖^′ = 𝑙〗_𝑖^′′ = 𝑙_(𝑖 + 1)^′, тогда из неравенства (6) получаем

𝑙_(𝑖 + 1)^ ≤ 𝑙_𝑖^

Соответственно, для обеспечения устойчивости СТР с двумя «базовыми» модулями необходимо, чтобы выполнялось условие

|𝛼_𝑖^пред | ≤ |𝛼_(𝑖 + 1)^пред |

В общем виде можно записать

|𝛼_𝑖^пред | ≤ min┬𝑖 ((𝑐_𝑖^ )/(𝑙_𝑖^ )) (7)

Таким образом, для обеспечения устойчивости СТР многоцилиндровой паровой турбины (турбины с несколькими последовательно перемещающимся выносными корпусами подшипников) необходимо, чтобы предельный угол поворота во всех узлах сочленения цилиндров турбины и корпусов подшипников не превышал наименьшей из всех корпусов подшипников величины предельного угла поворота корпуса подшипника относительно оси турбины.

Выводы:

1.        Величина изменения угла поворота цилиндра турбины относительно корпуса подшипника в узле сочленения должна быть ограничена.

2.        Для     обеспечения     устойчивости     СТР     паровой    турбины     с     несколькими     последовательно перемещающимся выносными корпусами подшипников необходимо, чтобы предельный угол поворота во всех узлах сочленения цилиндров турбины с корпусами подшипников не превышал величины наименьшего предельного угла поворота корпуса подшипника относительно оси турбины из всех корпусов подшипников.

 

Список литературы

 

1.        Мурманский Б. Е. Разработка и реализация концепции комплексной системы повышения надежности состояния паротурбинной установки/ Б. Е. Мурманский // Надежность и безопасность энергетики. 2015. №1 (28). С. 44—48.

2.        Сосновский А.Ю. Системы тепловых расширений паровых турбин: учебное пособие для вузов/ А.Ю. Сосновский, Б.Е. Мурманский, Ю.М. Бродов; под общ. ред. Ю.М. Бродова.- Екатеринбург: УРФУ,2015. 132с.

3.        Сосновский А.Ю. Современное состояние и перспективные решения по совершенствованию систем тепловых расширений паровых турбин / А.Ю. Сосновский, Б.Е. Мурманский, Ю.М. Бродов// Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики, 2018, том 20, № 7-8, стр. 71-86

4.        Ермолаев В.В. Комплексный подход к нормализации тепловых расширений турбины/ В.В. Ермолаев, А.Ю. Сосновский, А.И. Шкляр, М.В. Великович, М.В. Фертиков, Б.Е. Мурманский, М.М. Мительман // Электрические станции, 2002. №5. С. 26—31.

5.        Мурманский Б. Е. О выявлении причин затруднённых тепловых расширений паровых турбин/ Б.Е. Мурманский, А.Ю. Сосновский// Энергетик, 2017, №12, с. 33-37.

6.        Сосновский А.Ю. Устойчивость функционирования системы тепловых расширений паровой турбины к внешнему воздействию / А.Ю. Сосновский, Б.Е. Мурманский, Ю.М. Бродов, Ю. А. Сахнин // Электрические станции, 2017. №6.С. 35—40.