02 апреля 2020г.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию культуры безопасности на опасных производственных объектах.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of safety culture at hazardous production facilities.
Ключевые слова: системы повышения культуры безопасности, обучение по вопросам безопасного ведения работ, опасные производственные объекты.
Key words: systems for improving safety culture, training on safe operation, hazardous production facility. Культура безопасности один из главных элементов управления рисками на опасных производственных объектах (ОПО). Число аварий, инцидентов и их последствия во всем мире остаются на высоком уровне, и основная их причина вызвана ошибками персонала, так называемым «человеческим фактором». В настоящей статье мы пробуем ввести элемент культуры безопасности – знания персонала по вопросам безопасного ведения работ на ОПО, которые рассматриваем во взаимодействии его системных элементов: компетенции и компетентности см. рис. 1 [3]. Повышая профессиональную компетенцию и компетентность работников по вопросам безопасного ведения работ на опасных производственных объектах, мы можем повысить культуру безопасности.
Компетенция это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [1].
Компетентность это наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области [2].
Если процессы повышения компетентности на ОПО в настоящее время управляются в формате федерального законодательства [4], то процессы повышения компетенции, которые обычно представлены на ОПО в виде различных инструктажей по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, проводятся в устной форме. Так как специалист, проводящий инструктаж, не всегда имеет возможность объяснить все положения инструкций, то часто инструктаж сводится к отметке в журнале регистрации и имеет формальный характер. Учитывая вышесказанное, считаем актуальным создание новых систем обучения для повышения компетенций у работников. В настоящее время доступны технологии цифрового обучения, которые позволяют без отрыва от производства заниматься развитием и контролем компетенций и компетентности работников. Впервые нами такой подход
был применен при обучении специалистов с использованием видеоинформационной платформы по обучению правилам эксплуатации системы газового пожаротушения на ОПО. Копии материалов из презентации приведены на рис. 2.
Рис. 2. Материалы из презентации к курсу «Обучение специалистов эксплуатирующих системы газового пожаротушения»: А - из раздела обучение и проверка знаний; Б-принцип работы; С, Д - сборка вентилятора газодымоудаления; Е-порядок технического обслуживания; Ж - первая помощь пострадавшим
По итогам обучения было проведено дистанционное тестирование специалистов, результаты тестирования были представлены владельцам ОПО. Для работников, которые не сдали тесты, было назначено дополнительное обучение и тестирование.
Противопожарные тренировки после проведения
дистанционного обучения показали существенные изменения в скорости и качестве принятия решений сотрудниками в критических ситуациях, предполагаемых планом тренировки. Оценку предложенного элемента культуры безопасности в рамках предприятия можно проводить по величине прогресса процесса обучения работников, который определяется как отношение количества успешно завершенных обучающих процедур к общему количеству.
Список литературы
1.
Материал из Википедии. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция (дата обращения:30.07.2019).
2.
Материал из Википедии. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Компетентность (дата обращения: 30.07.2019).
3.
ГОСТ Р 57193-2016 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла системы. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200141163 (дата обращения: 12.12.2019).
4.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики» URL: http://docs.cntd.ru/document/550772507 (дата обращения:12.12.2019).