Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА ВОКЗАЛОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

Аннотация: в статье рассмотрены основные аспекты формирования архитектурного образа вокзалов автомобильного транспорта. Приведены примеры развития объемно-планировочных решений автовокзалов.

Ключевые слова: транспорт, автовокзал, объемно-планировочные решения, строительные материалы, визуальное восприятие.

С эволюцией технологий и изменением ритма жизни общества пассажирские перевозки так же терпят изменения. Поэтому в множестве стран здания вокзалов подвергаются значительным видоизменениям. С развитием внутригородского, пригородного и международного транспорта роль пассажирских зданий в структуре современного города значительно увеличилась, поэтому начали появляться новые принципы их построения, в значительной мере общие для вокзалов различного назначения.

На выбор места под строительство нового вокзала или уместность реконструкции существующего определяется в соответствии с генеральным планом развития города, имеющимися подходами и капитальными сооружениями, а также совокупностью конкретных градостроительных условий. Поэтому автовокзалы могут размещаться в центре города, на его периферии и вне городской застройки, они могут быть отдельно стоящими или встроенными, самостоятельно размещаться на участке или быть составной частью транспортного узла или общественного центра. При этом чаще всего вокзалы автомобильного транспорта стараются размещать в зоне пешеходного движения, стараясь сократить до минимума необходимость пользования подвозящим городским транспортом [1]. Примерами размещения автовокзалов в центральной части городской застройки могут послужить: автовокзал в г. Санкт-Петербург, Россия (спроектирован проектной компанией ОАО «Гипротранс» в 1963 г.) и автовокзал «Южный» в г. Донецк, Украина (построен в 1959-60гг.).

При возведении пассажирских вокзалов необходимо учитывать, что строительство подобного здания, особенно большого, с развитыми подъездами и обширным перроном может изменить условия проживания населения в примыкающих кварталах, привести к перераспределению потоков пешеходов и транспорта на близлежащих городских магистралях и во всем привокзальном районе. Комплекс каждого автовокзала складывается из трех основных элементов — привокзальной площади, пассажирского здания и перрона. Решение перрона непосредственно влияет на структуру всего комплекса. На перроне производится высадка и посадка пассажиров, а в некоторых случаях — погрузка и выгрузка багажа и почты, техническое обслуживание автомобилей и другие операции.

В соответствии с этим могут быть выявлены три следующие разновидности автовокзалов:

1.       одноярусные, в которых все движение пассажиров и автобусов на перроне осуществляется в одном уровне (при этом сами здания вокзалов могут быть многоэтажными);

2.       двухъярусные, когда потоки движения пассажиров на перроне организовываются в двух разных уровнях (надземном и наземном, или подземном и наземном):

3.       многоярусные, с движением пассажиров и транспорта на перроне в нескольких уровнях. Этот прием встречается только в уникально крупных сооружениях, размещаемых в особо стесненных условиях [2].

Уникальным примером многоярусного вокзала с возможностью интеграции различных общественных видов транспорта является Центральный автовокзал в Киото, Япония (запроектирован архитектором Хироши Хара в 1997г.). Он представляет собой не только транспортно-пересадочный узел, в состав которого входят: железнодорожная станция скоростной линии Токайдо, два автобусных вокзала междугородного и пригородного сообщения, станция метро, станция монорельсовой дороги, но и комплекс с торговым центром, гостиницей, гаражами и автомобильными стоянками [3].

На композицию вокзалов автомобильного транспорта значительное влияние оказывают форма участка и расположение подъездных дорог, а также природно-климатические условия. Образное решение характеризуется и размером участка, плотностью застройки и ограничениями по высоте из-за соседствующих зданий. На образ так же влияет и планировочное решение вокзала. Примером удачного внедрения здания в окружающую городскую среду служит Главный автовокзал Ростова-на-Дону, построенный в 1980 году по индивидуальному проекту ростовского филиала Гипроавтотранса Минавтотранса РСФСР. На объемно-планировочную композиция данного комплекса значительным образом повлияли все вышеперечисленные факторы. Исходя из сложившейся градостроительной ситуации автовокзал — представляет собой гексагональное в плане, вписанное в равносторонний треугольник двухэтажное здание, обращённое к двум улицам и главному железнодорожному вокзалу.

Что касается объёмно-планировочной структуры современных вокзалов, то на ее изменения значительным образом влияет развитие строительной техники. Когда-то громоздкие и вычурные сооружения с массивными несущими стенами теперь уступают место легким, прозрачным, лаконичным по форме зданиям-павильонам. На смену жестким композиционно-планировочным схемам, заимствованным из арсенала дворцовой архитектуры прошлого, приходят решения, основанные на тщательном изучении современных функциональных процессов. В противовес традиционной тенденции разгораживать вокзал множеством стен и перегородок на относительно мелкие ячейки в современных сооружениях заметно стремление к укрупнению помещений, к использованию большепролетных конструкций, обеспечивающих свободное движение концентрированных потоков пассажиров и допускающих в случае необходимости возможность беспрепятственного изменения ранее принятых технологических схем [4]. Открытые конструкции зальных помещений при этом часто используются в качестве основных средств художественной выразительности.

Тяжелые, глухие стены вокзалов сейчас заменяются редко расставленными опорами, чаще всего каркасом с легким заполнением; ликвидация лишних перегородок создает эффект сложного, переливающегося пространства — интерьер одного помещения как бы сливается со смежными объемами. В транспортных сооружениях такое решение особенно обосновано, так как при этом достигается хорошая зрительная и функциональная взаимосвязь привокзальной площади, пассажирского здания и перрона.

Наряду с традиционными строительными и отделочными материалами в здании современного автовокзала набирает популярность использования сочетаний стекла, железобетона, металла и местного камня. В поисках выразительной композиции как целого, так и деталей успешно используются такие декоративные средства, как наружное и внутреннее озеленение, большие поверхности остекления позволяют легко ориентироваться пассажирам. В некоторых случаях предусматривают свесы кровли, которые предохраняют остекленное внутреннее пространство от прямых солнечных лучей. Навесы над платформами так же органично связывают с основным объемом и идеей здания.

Выдающимся примером построек нового времени можно считать вокзал Ориенте, запроектированный архитектором Сантьяго Калатрава к открытию «Экспо-98». В сущности, это целый гигантский комплекс, включающий в себя железнодорожную станцию, линию метро, терминалы аэропорта и автовокзал. Внутри вокзал максимально освещен благодаря отказу от тяжелых бетонных несущих конструкций, поддерживающих крышу. Внешне здание напоминает скелет рыбы. Гладкие бетонные белые стены, большие застекленные поверхности между легкими опорами открывают залитое светом, свободное и хорошо продуманное разноуровневое пространство. По контрасту невероятно разнообразные ритмы опор и крыши, окон и перекрытий кажутся лишком динамичными, почти избыточными, но их беспокойный ритм уравновешивается сдержанными цветовыми сочетаниями основных материалов — бетона, стали и стекла [5].

В композиции вокзальных комплексов исключительно большую роль играют: малые формы и благоустройство; использование природного окружения — речных берегов или морского простора, силуэта гор или группы деревьев; существующей застройки, вплоть до памятников и фрагментов старой архитектуры.

Но только в некоторых вокзалах заметно стремление к синтезу архитектуры и монументально- декоративного искусства. В большинстве сооружений усилия архитекторов и художников направлены не столько на декорацию пассажирских зданий, сколько на использование искусства в целях повышения эксплуатационных качеств вокзалов, выявления их функциональной и технической сущности.

Таким образом наибольший художественно-эстетический эффект может быть достигнут только при взаимоувязанном и цельном решении всех зданий и сооружений, входящих в комплекс вокзала, начиная от решения генерального плана и вплоть до благоустройства и деталей интерьера. Не только привокзальная площадь, вокзал и перрон, но и все сооружения, включая малые формы, переходные мостики и тоннели, должны быть объединены единым творческим замыслом.



Список литературы

 

1.         СНиП П-85-80. Вокзалы/Госстрой СССР. -М: Строй- кздат, 1982,-112 с.

2.         Голубев Г.Е. Многоуровневые транспортные узлы / Г.Е. Голубев.-М.: Стройиздат, 1981.

3.         Острова-записки япониста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://japanology.ru/jouhou/1517.-(Дата обращения: 15.02.2018г.)

4.         Батырев В. М. Вокзалы. – М.: Стройиздат, 1988.

5.         Деловой квартал. Современная архитектура. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://delovoy-kvartal.ru/vostochnyiy-vokzal-v-lissabone-ili-vokzal-oriente.- (Дата обращения: 21.02.2018г.)