Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ИНЖЕНЕРНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Знакомство с документами, применяемыми технологиями обработки данных в учреждениях и организациях с использованием приложений интегрированных офисных пакетов показывает, что зачастую современные средства ИТ используются неэффективно. Корни этой проблемы лежат, в том числе, в высшей школе. Учебными планами УГНП 38 академического бакалавриата предусмотрено изучение информатики, информационных технологий и применение соответствующих знаний, умений и навыков в пределах всего периода обучения в вузе.

В последнее десятилетие произошли глубокие и принципиальные для образовательного процесса высшей школы изменения:

1)      учебный процесс в средней  школе ориентирован на контроль знаний с широким использованием тестовых материалов;

2)      произошло насыщение быта устройствами информационных технологий (смартфоны, планшеты, ПК) в существенно большей степени, чем в образовательных учреждениях;

3)      молодые люди осваивают новые технологии и устройства самостоятельно или в  компании со сверстниками, как правило, методом проб и ошибок, не используя (или используя в минимальной степени) справочные системы, тренажеры и т.п.;

4)      компьютерные игры в определенной степени заместили игры натуральные, естественные; в сочетании с массовым распространением телевизионных фильмов с жесткими сценами насилия исчезает или существенно снижается граница допустимых действий без вреда для себя и окружающего мира (людей, животных, оборудования).

На этом фоне формируется ложные ощущения легкости освоения нового, уровня достигнутых результатов, простоты приобретения профессиональных компетенций.

Все чаще наблюдается типичное поведение студентов первого – второго семестров обучения при освоении базовых программных продуктов, например, из интегрированного офисного пакета (оказывается, практически не освоенными многими учащимися в школе!):

·   неумение планировать и контролировать свои действия при выполнении работы по системному изучению интерфейса пользователя;

·   отсутствие навыков (и желания) документировать полученные результаты, которые будут необходимы в дальнейшей работе (например, ведение лабораторного журнала);

·   поиск решения не на основе анализа, логических рассуждений, а на попытках перебора непосредственно доступных значений;

·   постоянное сопоставление результатов своей деятельности с результатами соседей; отсутствие собственного мотивированного мнения; быстрый отказ от принятых решений;

·   затрудненное восприятие требований соблюдения стандартов (с мотивировкой «мне так больше нравится»).

Характерно, что студенты, активно занимающиеся спортом, которые иногда пропускают достаточно большое число занятий, догоняют и даже опережают одногруппников в освоении нового материала за счет адекватной оценки проблем реальной (а не виртуальной) жизни.

Компетентностный подход направлен на эффективную подготовку студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Можно ввести в рассмотрение условный список компетенций учебной дисциплины «Информатика» для студентов УГНП 38:

группа ОК

·   владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

·   осознание сущности и значения информации в развитии современного общества;

·   владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

·   способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

·   осознание опасностей и угроз, возникающих при автономной работе на персональном компьютере, в локальной и глобальной сетях, соблюдение основных требований информационной безопасности;

группа ПК

·   способность выбрать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

·   владение методами и программными средствами обработки деловой информации в рамках интегрированного офисного пакета;

·   способность собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор;

·   владение навыками работы в локальной сети организации.

Значительная часть компетенций обеспечивается лабораторным практикумом и самостоятельной работой студентов. Учебно-методические материалы поддержки этих видов учебной деятельности должны учитывать особенности учащихся и среды, которая их сформировала. Кроме перечисленных выше типичных факторов, следует отметить хорошо известные проблемы работы молодых людей с традиционными текстами [например, 2].

В сложившихся условиях (которые, видимо, будут усугубляться) представляется целесообразным следующий подход:

1)      изменение традиционной структуры лабораторных заданий и заданий для самостоятельной работы с условно линейной на явно выраженную иерархическую;

2)      постоянное формирование навыков планирования работы;

3)      постоянное формирование навыков оценки текущих результатов собственной учебной работы и достигнутого уровня владения запланированными компетенциями;

4)      документирование студентами текущей учебной деятельности.

Реализация условий 2, 3 в основном может быть обеспечена использованием карт контроля и самоконтроля учебной деятельности [1].

Задания отдельных занятий лабораторного практикума целесообразно формировать в виде иерархической структуры, конструктора – набора частных простых задач с четко сформулированными требованиями к результатам и завершающей занятие задачи, обобщающей полученные знания и умения. Итогом занятия является написание отчета по всем выполненным задачам и защита этого отчета. По мере формирования навыков работы с приложениями количество простых задач следует уменьшать, увеличивая объем и сложность заданий. Учитывая существенно разный начальный уровень подготовки студентов, необходимо предусмотреть задания повышенной сложности по отношению к описанному базовому варианту, которые позволяют пропустить фазу решения элементарных задач.

Объем занятий лабораторного практикума позволяет освоить преимущественно типовые приемы работы, создавать документы в соответствии с требованиями тех или иных стандартов. Сформированные на этой базе умения и навыки используются для выполнения заданий самостоятельной работы, в которых доля творческой составляющей для активных студентов может быть существенно выше.

Чрезвычайно важным фактором поддержания и дальнейшего развития достигнутого в курсе информатики уровня компетенций является единство требований в части эффективных технологий работы с данными и документами. Это означает, что, как минимум, все преподаватели, руководители практик в достаточной степени владеют этими технологиями, соблюдают принятые стандарты.

 

Список литературы

1.      Мазуренко Е.В., Уманский М.И. Карты оценки учебной работы студентов в лабораторном практикуме//Материалы IX международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Гуманитарные и  социальные науки, образование. Часть 1. Тольятти: ВУиТ, 2012. с.414-415

2.      Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и  судьба линейного текста [Электронный  ресурс]: http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm