24 марта 2018г.
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Происходящие в настоящее время существенные изменения в сфере образования РФ связаны с новым отношением к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы ДОУ.
Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
По классификации предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Ребенку и родителям необходим педагог, готовый работать с разными категориями детей: с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), с ограниченными возможностями здоровья и девиациями поведения.
Это значит, что педагог уже сегодня должен иметь глубокие психологические знания о специфике этих феноменов, навыки педагогической помощи и коррекции, что позволит выстроить индивидуальный маршрут развития и обучения для ребенка, скоординировать работу психологов, дефектологов и других специалистов. Для успешного введения в практику инклюзивного образования, для реализации поставленных задач педагог должен овладеть необходимым уровнем профессиональных компетенций, так как в настоящее время наблюдается потребность в подготовке новой «модели педагога».
Одним из подходов к решению данных задач является открытие инновационной (экспериментальной) площадки РАО в ГБПОУ НГК, которая направлена на проектирование системы подготовки педагогических кадров в условиях реализации профессионального стандарта (задействованы инновационные ресурсы колледжа, лаборатории ресурсного центра, организован образовательный процесс в соответствии с внесенными коррективами в образовательные программы и апробация методов и форм подготовки молодого специалиста, педагога, готового к реализации требований профессионального стандарта.
Другим из инструментариев подготовки педагогических кадров по специальной психологии (инклюзивному обучению) может стать технология М. Монтессори, заключающаяся в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. Исследования подтверждают, что детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью "впитывать" знания. М. Монтессори назвала эту способность «абсорбирующим разумом», считая, что впечатления не только проникают в сознание ребенка, но и формируют его. Свою педагогическую систему М. Монтессори назвала системой саморазвития ребенка в специально подготовленной среде. Она подчеркивала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирает сам ребенок, он же определяет время работы с этим материалом и сам контролирует ошибки. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка, в самых разных направлениях культуры, учитывающие моторные потребности ребенка, подталкивающие его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания.
Важнейшим условием для того, чтобы каждый ребенок построил и реализовал программу собственного обучения и развития, является организация разновозрастной группы, работающей по технологии М. Монтессори.
Поляризацию внимания М. Монтессори считала необходимым механизмом и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке - начало процесса нормализации его поведения, то есть превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное. Давая детям возможность удовлетворить свои потребности, в специально подготовленной среде решались следующие задачи:
· формирование сенсорных представлений и эталонов, а, следовательно, умственного развития.
· развитие мелкой моторики и координации движений.
· формирование умения применять правила повседневного поведения в коллективе, доводить начатую работу до конца и убирать рабочее место.
· диагностирование возможностей детей на основе наблюдения в их самостоятельной работе с Монтессори-материалами.
· Если с детьми с ОВЗ активно заниматься с самого раннего возраста по технологии М.Монтессори, то они смогут:
· полноценно обслуживать себя;
· реализовать свой внутренний потенциал;
· быть полноправными членами общества;
· помогать близким, приносить пользу.
· контактировать с другими детьми, желание общаться;
· развить умственные способности;
· улучшить координацию движений и владение телом;
· избавиться от страхов и девиантного поведения;
· развить речь и умение озвучить свои чувства и эмоции.
В лаборатории интеллектуального развития РЦ «Педагог будущего» собраны уникальные материалы по ознакомлению, обучению технологии М. Монтессори и подготовке студентов педагогических специальностей к дальнейшему ее использованию в профессиональной деятельности, а для этого разработаны методические рекомендации по практическому использованию и проведению игровых занятий с различными категориями детей по данной технологии.
Для воспитателей, педагогов ДОУ проводятся семинары, мастер-классы, областные курсы повышения квалификации по данной системе М. Монтессори, а студенты специальности Дошкольное образование самостоятельно практикуются в составлении занятий с использованием Монтессори-материала.
Пример:
Интегрированное занятие в форме сюжетной игры
«В гости к Фее» с использованием Монтессори-материала.
В старшей возростной группе с детьми с ОВЗ (ЗПР)
Цель:
Развитие общей и мелкой мотирики. Задачи:
Закрепление знаний цвета
Формирование познавательных действий, становление сознания Развивать умение детей поддержать беседу, отвечать полным ответом Развивать обоняние
Развитие контроля и координации движений Монтессори-материал:
Настенный модуль «Задвижки и замки», таблички с цветовыми оттенками, настенный модуль «Цветные дорожки», коричневая лестница, настенный модуль «Колеса», баночки с запахами.
Воспитатель:
- Ребята, посмотри, что у меня есть! Это волшебная палочка!
С помощью ее мы можем отправиться в волшебную страну фей! Тем более феечка Динь как раз приглашала нас в гости!
Раз, два, три! Бам! (взмах волшебной палочкой, дети кружатся). Вот мы и на месте!
Воспитатель:
Но вот беда, ворота закрыты. Чтобы попасть в волшебную страну, нужно открыть ворота! Ребята, давайте попробуем это сделать!
Дети подходят к модулю с задвижками и замками и открывают их.
Воспитатель:
- Вот мы с вами и попали в страну фей! Как же тут красиво! А посмотри, кто нас встречает, это же настоящая феечка!
Таблички с цветами по оттенкам
Фея:
-
Здравствуйте! Я так рада вас видеть! У нас сегодня такая прекрасная погода, но только наше солнышко светит не очень ярко. Ребята, а давайте сейчас вместе сделаем солнышко ярче и краше.
На ковре таблички Монтессори.
Дети давайте выложим вокруг солнца лучи
от тёмного к светлому
тону. Воспитатель помогает при необходимости. Дети называют цвета и оттенки.
Фея:
Ребята, какие вы молодцы! Спасибо за помощь! Солнышко сияет еще сильнее и больше греет! Фея:
-
Мальчики и девочки, пойдемте ко мне в гости? Только дорога до моего домика извилистая цветная из разных форм.
Дети подходят к модулю с дорожками и двигают фигурки по дорожкам. Называют по просьбе воспитателя цвет, форму
Дорожки
Фея:
Ну вот мы и на месте! Только вот беда, у меня нет лесенки. Ведь мне она не нужна, у меня есть крылышки и я залетаю в домик. А может быть у вас получится построить лесенку?
Коричневая лестница
Призмы лежат в беспорядке
на ковре (полу). Ребенок охватывает
рукой самую толстую
призму,
кладет ее перед собой, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так до самой тонкой призмы. Называют параметры толщины и цвет призм по просьбе воспитателя.
Фея:
Какие вы молодцы! У вас золотые руки. Вы настоящие мастера!
Заходите. Ой! Я совсем забыла! Чтобы дверка открылась нужно прокрутить вот эти колеса три раза в одну сторону и три раза в другую и только тогда дверка откроется!
Дети крутят колеса
Фея:
Спасибо! Вот дверка и открылась, заходите!
Фея:
-
У меня есть необычная коробочка. А в этой коробочке баночки с различными запахами фруктов. Помогите мне найти пары одинаковых запахов (к баночке с зелёной крышкой найти нару с жёлтой крышкой).
Дети определяют запахи. Подходящие коробочки ставятся рядом друг с другом попарно. Называют запах фрукта.
Баночки с запахами
Какие вы смышленые ребята! Все вы умеете, все у вас получается!
К сожалению, на сегодня нам нужно попрощаться. Я улетаю к своей подружке помочь починить волшебную палочку. Мне было очень приятно с вами общаться! Приходите ко мне еще в гости, я буду вам рада!
Воспитатель:
Ну что же, пора возвращаться в детский сад! А к феечке мы еще обязательно вернемся! Раз, два, три. Бам! (взмах волшебной палочкой и дети кружатся)
Ну, вот мы и вернулись!
Ребята, вам понравилось в гостях? (ответы детей).
Другая технология подготовки специалистов – дошкольников в области инклюзивного обучения - это умение обучить ребенка определенным знаниям, навыкам, умениям, познать окружающий мир через дидактические (обучающие) игры.
Всем известно, что игра - является ведущей деятельность детей дошкольного возраста, через которую ребенок познает
окружающий мир, с помощью которой
развиваются все психически- познавательные процессы. А для детей с ОВЗ-это практически единственное средство не только общения, но и всей жизнедеятельности.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
При использовании дидактических игр необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; индивидуально- психологических особенностей личности ребенка.
Практика показала,
что использование
занимательного игрового материала для
детей с ОВЗ помогает
сохранить непрерывность обучения восприятию пространства и ориентировали в нем. Таким образом, использование дидактических игр по восприятию пространства и ориентировки в нем способствует личностному становлению ребенка с ОВЗ и максимально ранней социальной адаптации. Примерный перечень игр:
Игры на развитие памяти:
«Нарисуй фигуру»
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.
«Узнай предмет»
Цель: развитие тактильной памяти.
Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.
«Выучи стихотворение»
Ребенку зачитывается короткое стихотворение или четверостишие, которое нужно выучить через как можно меньшее количество повторений.
Игры на развитие внимания:
«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
На развитие мышления:
«Помоги художнику»
Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематического изображение человека и говорит, что сейчас
они
все
вместе помогут художнику. Ребята
будут
придумывать,
как эту картину можно закончить,
а
воспитатель нарисует
все,
что дети
придумают. Педагог
последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка?)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т.д.
Дети
по-разному отвечают, взрослый
обсуждает
с
ними ответы и выбирает
наиболее интересные.
Самые
интересные
ответы воспитатель использует при дорисовке картины,
постепенно превращая схему в рисунок.
Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка.
Если дети
затрудняются, следует помочь
им наводящими вопросами.
«Составление предложений»
Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении.
Нужно
образовать различные предложения, например, «Всей
семьей ели
пирог».
«Кто назовет больше признаков»
Ведущий называет
предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
Внедрение идей инклюзии в образовательное учреждение требует серьезной работы по подготовке компетентных педагогических кадров и смены форм организации воспитательно-образовательной работы в педагогическом процессе. А также необходимо менять сознание педагогов и общества в отношении нахождения рядом с ними необычных детей. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Список литературы
1.
Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. - №3.
– 77 с.
2.
Инклюзивное образование: решения, риски, перспективы// Бюллетень издательства «просвещение». – 2010. – вып. №28. – янв.
3.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников»/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Бук-Мастер, 1993. – с. 100-118
4.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г.
«Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата»/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2001. – с. 102-103
5.
Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Птеербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.
6.
Прочухаева, М.М. Реализация
инклюзивного подхода
в детском саду/ М.М. Прочухаева// Управление ДОУ. – 2010. - №7. – С.13-20.
7.
Танникова Е.Б. Монтессори-группы в ДОУ. – М.,2007. .