Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Нижний Тагил
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Сегодня одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России признается развитие человеческого потенциала России. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года это предполагает обеспечение благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы. [1].

При этом меры государственной поддержки молодежных и детских объединений распространяются на официально зарегистрированные в качестве юридического лица организации, насчитывающие не менее 3000 членов. Таким образом, подготовку и переподготовку кадров незарегистрированных объединений студенческой и рабочей молодежи государство не берётся обеспечивать. Заинтересованными в развитии структуры и эффективности молодежных общественных объединений (МОО) в какой-то мере являются администрации учреждений профессионального образования и руководство предприятий. Причины этой заинтересованности Вузов в формировании общекультурных, общепрофессиональныхи профессиональных компетенций обучающихся посредством форм их участия в студенческом самоуправлении. Интересы руководителей предприятий, поддерживающих актив рабочей молодёжи, еще более прагматичны: привлечение и удержание молодых инициативных специалистов, формирование их корпоративной лояльности. Кроме того, меры по содействию общественным инициативам молодёжной организации, при своей малозатратности, обеспечивают имидж социально-ориентированной политики руководства и предприятия в целом.

На современном этапе научного осмысления проблемы социальной активности молодежи выделяется ряд механизмов управления её развитием. Понятие «социально-воспитательные технологии» объединяет своим описанием различные способы усвоения и освоения социальных норм. Данные технологии «ориентированы на организацию различных видов деятельности в социальной среде» [2, с. 47.] Технологический алгоритм воспроизводства общественно значимых действий обеспечивает формирование гражданской позиции субъекта, воспитание «вкуса» к социальной активности.

К социально-воспитательным технологиям относят такие виды деятельности как: социальное проектирование, дебаты, коллективно-творческую деятельность, PR-технологии, волонтёрство и др. [там же] А условием и критерием развития молодежного объединения можно считать степень освоенности данных технологий членами объединения.

Под освоением социально-воспитательных технологий следует понимать осознанное воспроизведение форм социальной активности, опирающееся на систему знаний об их организации и на нравственную направленность субъекта деятельности. Следовательно, развитие молодежного объединения возможно только через совершенствование представлений его членов о видах деятельного участия в жизни общества и через укрепление нравственной направленности молодёжного коллектива. Однако именно в этом вопросе ощущается дефицит конкретных рекомендаций и нехватка компетентных специалистов-технологов. Взамен различных форумов, семинаров и лидерских смен, приходят формы корпоративного обучения молодёжного актива. Они имеют ряд преимуществ:

Во-первых, максимальный охват целевой аудитории. В корпоративную форму обучения на местах можно привлечь не только избранных делегатов, а весь состав объединения.

Во-вторых, конкретность педагогической ситуации и развивающих задач. Объектом обучающих и воспитательных воздействий становятся реальные отношения и система деятельности конкретной команды.

В-третьих,    возможность     непосредственного    «проживания»     алгоритмов    социально-воспитательных технологий не в моделируемых условиях, а на практике решения актуальных для МОО социальных проблем.

Формами корпоративного освоения социально-воспитательных технологий можно считать: тренинг социальной активности и мотивации членов МОО, командообразующие программы по сплочению и развитию творческой активности коллектива МОО, школу социального проектирования, а так же различные форматы игровых технологий (от квестов до организационно-деятельностных игр). Данные формы могут существовать как самостоятельные явления, так и образовывать комплексные механизмы развития молодежного общественного объединения. Фактически речь идёт об одном из видов социально-воспитательных технологий, в которых более всего представлены возможности для развития молодежного объединения в целом, а не отдельно взятой личности.

Однако, в логике освоения социально-воспитательных технологий следует начинать как раз с аспектов личностного развития. И строительство общественного объединения происходит на «фундаменте» мотивационной сферы членов объединения.

Первый этап в комплексе обучающих и развивающих воздействий интеграция мотивов личности и общественно ценных ориентиров МОО. Здесь должны применяться индивидуальные и групповые формы содействия личностному самоопределению членов МОО: самодиагностика личных мотивов, дискуссии об актуальных ценностях молодёжи, деловые игры с ситуациями лидерского поведения и т.д. Основная задача данных форм – прояснить личностный смысл участия в общественной деятельности, побудить к осознанному выбору активной позиции. Не все делают выбор в пользу целей МОО, но каждый гарантированно определяется с мерой своего участия в его деятельности, понимает личные цели, которые может реализовать в общественном объединении.

Второй этап содействия корпоративному развитию молодежного общественного объединения - формирование его ценностно-ориентационного единства, согласованности командного взаимодействия. Уместно использовать элементы технологии «веревочного курса», формы получения совместного продукта (флешмоб, КТД, социальный проект), процедуры самоаттестации коллектива (обсуждение результатов и направленности деятельности МОО, презентация своих достижений, разработка миссии и приоритетных ценностей объединения). С одной стороны результатом данных форм должна стать налаженная система межличностных связей членов команды, благоприятный социально-психологический климат коллектива. С другой стороны, упорядочивается система ценностных ориентаций членов объединения, идейная основа всех видов совместной деятельности МОО. Осознание вопросов: «для чего мы вместе?» и «на что мы способны?» завершает процесс слияния личных мотивов и общественных интересов.

На третьем этапе для обеспечения устойчивой нравственной направленности МОО требуется подключать социально-воспитательные технологии развития компетентности молодых лидеров. На базе личностно значимых мотивов и складывающихся отношений ответственной зависимости, члены молодежного объединения вовлекаются в решение социальных проблем. Деятельность малых групп по интересам, рабочих команд организуется под руководством модераторов и экспертов в области реализации социальных проектов. Это уже формат разработки программ работы (перспективных, годовых планов) объединения или локальных проектов, подчиненных миссии МОО и реальным условиям его деятельности. Эти ситуации создания интеллектуального продукта имеющего нормативную ценность и последующие шаги реализации проекта – формы контекстного обучения лидеров. Ключевым по значению использования данных форм является прямое участие обучающихся в преобразовании социальной действительности. Успешное исполнение проекта – гарантия фиксации активной гражданской позиции.

В работе с конкретным молодежным активом (объединением учащейся или рабочей молодёжи) запуск социально-воспитательных технологий возможен только с учётом:

-   актуального уровня мотивации к общественной деятельности членов МОО;

-   ценностных ориентаций, индивидуальных склонностей молодых лидеров;

-   опыта межличностных коммуникаций и климата данного объединения;

-    функционала и статуса МОО в структуре образовательной организации, предприятия;

-   целевых установок и запроса руководства образовательной организации, предприятия;

-   возможностей и уровня компетентности членов МОО в реализации общественных инициатив;

-   прогнозируемых социальных последствий.

Отслеживание и объективных анализ этих условий допускает возможность привлечения к работе с молодежным общественным объединением опытных специалистов на каждом из обозначенных этапов развития МОО. При этом ответственностью заказчика работ является четкое обозначение желаемых результатов и стратегии развития объединения. Исполнитель работ обязан со своей стороны разъяснить возможные побочные эффекты запрашиваемых технологий, эффекты, которые нельзя в полной мере гарантировать. Согласование предстоящих мероприятий по развитию молодежного объединения стоит производить поэтапно, а разработку практико-ориентированных продуктов (программы деятельности МОО и т.п.) желательно вести с участием заинтересованных лиц из состава руководства образовательной организации, предприятия.

Таким образом, не смотря на широкое использование в практике деятельности молодежных общественных объединений социально-воспитательных технологий острым остается вопрос обучения актива данным способам участия в жизни общества. Освоение социально-воспитательных технологий идёт синхронно с развитием молодежного объединения и включает в себя этапы:

1. Прояснение личностных смыслов социальной активности;

2. Оформление сплоченной общности деятельно активных граждан, согласование их интересов и действий.

3. Вовлечение коллектива МОО в решение актуальных социальных проблем.

 

 

Список литературы

1.     Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008. №1662-р О концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2.     Руденко И.В. Социально-воспитательные технологии в образовательном процессе вуза//Гуманитарный вектор, – 2011, – №1, – с. 46–50.