Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

«Что слышу - забываю; что вижу - помню; что делаю - понимаю» Конфуций

Одним из важнейших резервов в решении  проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов наиболее перспективным представляется введение в учебный процесс инновационных педагогических технологий обучения [4].

На сегодняшний день интерактивные технологии обучения наиболее востребованы и эффективны. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса [10]. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание и умение формируется на основе такого опыта [1,3].

Интерактивные технологии реализуют интерактивную модель обучения и предполагают замену в образовательном процессе монолога на диалог, предотвращение доминирования одного мнения при обсуждении любой проблемы. Изучаемый материал лучше усваивается, если его один раз изложить и три раза обсудить и спросить, чем три раза изложить и один раз спросить. Поэтому в нормативной базе ФГОС 3-го поколения определены объёмы использования интерактивных технологий обучения: ограничивается объём лекционного материала и увеличивается объём практических и лабораторных работ [4,10].

Что понимают под термином «образовательная технология»?

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Термин «образовательная технология» соотносится с названием научной дисциплины, изучающей закономерности технологизации всей системы образования и её отдельных подсистем, а не с учебным процессом. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога [9].

Использование педагогической технологии позволяет сделать образовательный процесс управляемым, воспроизводимым и ведущим к гарантированным результатам, которые должны соответствовать поставленным целям [5].

Педагогическая технология это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и  применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Выделяют три уровня понятия «педагогическая технология»:

1)     общепедагогический. (характеризует целостный образовательный процесс в учебном заведении на определенной ступени обучения. Педагогическая технология синонимична педагогической системе: цели, содержание, средства и методы обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса);

2)        частнометодический (предметный). Употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, преподавателя;

3)     локальный (модульный) уровень. Это технология отдельных частей образовательного (учебно- воспитательного процесса): технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология самостоятельной работы, технология отдельных видов деятельности.

Современные педагогические технологии должны обладать следующими качествами: 1) определенной структурой; 2) технологичностью (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы преподавателя, деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса); 3) концептуальностью (опора на определенную научную концепцию, обоснованность образовательных целей); 4) системностью (обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью); 5) управляемостью (диагностика с целью коррекции результатов); 6) эффективностью (должны быть эффективными по результатам, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения); 7) воспроизводимостью (возможность применения (повторения) технологии обучения в других образовательных учреждениях, с другими субъектами, но результаты будут различны, т.к. педагогические технологии опосредуются личностями [9].

Определена структура технологии обучения:

1) предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (4 уровня усвоения материала: репродуктивный, алгоритмический, эвристический, творческий); 2) мотивация и организация учебной деятельности; 3) действие средств обучения; 4) при взаимодействии со средствами происходит обучение; 5) контроль качества усвоения материала [8].

В связи с этим нам представляется наиболее перспективным введение в учебный процесс некоторые образовательных технологий как варианты инновационных видов обучения.

Метод  проектов  –  образовательная  технология,  представляющая  логическую  последовательность процессов и операций самостоятельной исследовательской деятельности обучаемых, направленных на решение какой-либо проблемы, с обязательной презентацией результата (проекта), оформленного определенным образом [2].

Основная цель метода проектирования – предоставление возможности студентам самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практической задачи или проблемы. Таким образом, доминирующей установкой проектного метода обучения является формирование и развитие способов деятельности, а не накопление фактических знаний (объединяются практические и дидактические цели) [2].

Основной тезис метода проектов можно сформулировать следующей фразой – «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применять».

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов: 1) определение темы проекта; 2) определение проблемы и цели исследования; 3) обсуждение структуры (плана) проекта; 4) сбор информации (уже имеющейся, работа с новым источником, собственный опыт и т.д.); 5) индивидуальная работа или работа в группе по анализу информации; 6) подготовка к презентации проекта и его демонстрация; 7) оценка проекта.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполняемой задачи при работе над проектом, является творческой и ориентирована на личность студента. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого раздела проекта. Проектная деятельность позволяет студентам выступать в роли авторов, созидателей, повышает интерес, а значит и творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует углубленному знанию педиатрии, повышает уровень владения практическими навыками. И главное – формирует инициативность и навыки самостоятельной работы [4].

Роль преподавателя заключается в подготовке студентов к работе над проектом, выборе темы, в организации помощи при планировании работы, в текущем контроле и их консультировании по ходу выполнения проекта. То есть, это роль эксперта, координатора и дополнительного источника информации. Выполненные проекты могут быть представлены в самых разных формах: статья, доклад, конференция, мультимедийная презентация и т.д. Главным результатом работы над проектом будет актуализация имеющихся и приобретенных новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в современных условиях. Итог такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося в принятии важных решений самостоятельно, для преподавателей – определить конкретную область применения полученных знаний.

Еще одним востребованным, на наш взгляд, методом инновационного обучения является проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельную работу над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике [6,7,8].

Также инновационные технологии обучения предусматривают интерактивное обучение, суть которого заключается во внутренней активности студентов, умению работать внутри команды, что оценивается преподавателем. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы [4, 9].

Примером эффективной интеграции интерактивных методов может служить проблемно-рефлексивный полилог, целью которого является актуализация и развитие у обучающихся творческих возможностей для самостоятельного осмысления проблем инновационной деятельности и принятия инновационных решений. Полилог состоит из следующих этапов: 1) этап наработки проблем; 2) этап выдвижения идей по решению данных проблем; 3) коллективное обсуждение этих идей и способов их реализации; 4) генерирование вариантов решения. Развивающий эффект обеспечивается не только для «продвинутых» студентов, но и для всех остальных посредством запрета выдвинутой ранее идеи на повторение (можно выдвигать только новые идеи и версии). Таким образом, каждым участником достигается эффект максимально продуктивного осмысления выдвинутых альтернативных решений.

На кафедре факультетской педиатрии ЮУГМУ мы попробовали применить проблемно-рефлексивный полилог при проведении заседаний студенческого научного общества (СНО). Студентам предлагается решать конкретные клинические ситуации, начиная с догоспитального этапа до этапа оказания стационарной помощи пациенту. На первом этапе всем группам предлагаются одинаковая исходная ситуация. Количество студентов в группе 8–10 человек. В зависимости от количества студентов мы формируем 3–4 команды, все другие пришедшие студенты формируются в группу экспертов, совместно с преподавателями. Руководит процессом ведущий эксперт. В каждой группе студенты выбирают роли «специалистов» по оказанию неотложной помощи, хирургии, педиатрии, инфекционным болезням. Принятое на первом этапе тактическое решение группа оформляет в письменном виде и затем озвучивает. Для подтверждения первоначальной гипотезы каждая группа требует от ведущего эксперта дополнительные анамнестические, клинико-лабораторные, инструментальные данные. Ведущий эксперт может давать однотипные вводные либо различные для разных команд. Обязательно при отработке своей гипотезы проводится проверка пропедевтических навыков. Итогом обсуждения в группах может быть однотипное решение заданной ситуации, либо несколько вариантов [7].

Экспертный совет оценивает логику решения каждой группой поставленной задачи, проводит разбор возможных ошибок.

Цель данной инновационной методики – отработка алгоритмов дифференциальной диагностики и маршрутизации больного ребенка. Особенностью проведения таких заседаний студенческого кружка является то, что каждая команда состоит из студентов 4, 5 и 6 курсов, а так же 1–2 интернов. В итоге, студенты не только обогащаются новыми знаниями, так как уровень подготовки у них естественно разный, но и учатся общаться с коллегами, слушать мнение другого специалиста и отстаивать свою точку зрения.

Методика проведения заседаний СНО как «соревнования команд» и «ролевые игры» с разбором конкретных клинических ситуаций с поиском наиболее правильного алгоритма лечения и ведения больного (воспроизводит элементы симуляционного центра) – позволяет улучшить практическую подготовку (соответствующие компетенции), отработать навыки взаимодействия в команде, умение оценивать результаты своей профессиональной деятельности [7].

Инновационные методы позволяют изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов [2,3,6].

Еще одним примером инновационной технологии обучения является тренинг. Тренинг – один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого – это залог успеха деятельности всей группы [6].

В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения  в том, что один из них  служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой – тренинг – практическому обучению самой теории («теория из живой практики»).

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы. Подготовка включает в себя: 1) работу над планом – сценарием тренинга; 2) работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг; 3) самоподготовку преподавателя; 4) распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге.

Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально- психологических явлений.

Таким образом, главная задача современного образовательного процесса заключается в соединении личного контакта преподавателя и студента с достижениями современных информационных технологий.

 

Список литературы

1.     Аверченко, Л.К. Имитационная деловая игре, как метод развития профессиональных компетенций / Л.К. Аверченко, И.В. Доронина, Л.И. Иванова // Высшее образование сегодня. – М., Логос. 2013. – С.39.

2.     Горева, Е.А. Современные технологии в образовании студентов педиатрического факультета /Е.А. Горева, С.Э. Мицкевич // сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.–практ. конф.: «Актуальные проблемы и достижения в медицине». Самара, 2014. – С. 112-115.

3.     Горева, Е.А. Мотивация творческой деятельности студентов в современном образовательном процессе /Е.А. Горева, А.В. Петренко, С.Э. Мицкевич // сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.–практ. конф.: «Перспективы развития науки в области педагогики и психологии». Челябинск, 2014. – С. 50-52.

4.     Горева, Е.А. Интерактивные методы обучения /Горева Е.А., Петренко А.В., Мицкевич С.Э. //Сборник: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы II  Всероссийской (V внутривузовской) науч.–практ. конф., посвященной Дню российской науки. Челябинск, 2014. С. 40–42.

5.     Кульбах О.С., Зинкевич Е.Р. К проблеме воспитания студентов медицинских вузов как неотъемлемой части профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №4

6.     Наумов, Л.Б. Учебные игры в медицине/ Л.Б. Наумов – М., 2007. – 46 с.

7.     Особенности применения внеаудиторных инновационных форм обучения на кафедре факультетской педиатрии ЮУГМУ / Горева Е.А., Федоров И.А., Мицкевич С.Э., Степанов О.Г.// Сборник: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы IV Всероссийской (VII виутривузовской) науч.–практ. конф. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. С. 37-39.

8.     Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ.: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1. – 576 с.

9.     Сластёнин, В.А. Педагогика / Сластёнин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н.// учеб. пособие. М.: Академия, 2002–576 с.

10. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе/ С.Б. Ступина// учеб.–метод. пособие. – Саратов: «Наука», 2009. – 52 с.