26 марта 2020г.
Аннотация.
Метод проекта является одним из видов исследовательской деятельности на различных уроках, в том числе и на уроках литературного чтения в начальной школе. Такая работа позволяет младшим школьникам активно включаться в познавательную деятельность, что эффективно сказывается на развитии их творческого мышления. В статье делается акцент на том, что развитие читательского интереса с использованием метода проектов делает урок более насыщенным и интересным для младших школьников, возраст которых отличается своей любознательностью и активностью.
Ключевые слова: метод проектов, познавательный интерес, литературное чтение, читательский интерес, проектная деятельность.
Формирование разносторонне развитой личности способной раскрыть в себе творческие и интеллектуальные способности является целью современного образования. Уроки литературного чтения являются не только важным фактором развития творческих способностей обучающихся начальной школы, но и формируют познавательный интерес к культуре, истории и традициям родного края и нации, и воспитывают чувство прекрасного. К сожалению, в настоящее время педагоги и родители сталкиваются с проблемой нежелания детей читать книги и этому есть объяснение. Всемирная паутина и доступность огромного количества игр и аудиовизуальных средств, социальных сетей являются причиной того, что книга уходит на второй план или совсем перестает быть источником в мир увлекательного и неизведанного.
Литература, по мнению ученых, влияет на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся, знакомит с окружающим миром, помогает понять смысл человеческих отношений [7,8]. Литература является мощным оружием для формирования и развития памяти, воображения и креативного мышления. В этой связи можно привести слова В. А. Сухомлинского, который утверждал, что чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Она открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрытая книга, начинается кропотливая работа над словами [5, с. 105].
Формируя читательский интерес в начальных классах ученые сходятся во мнении, что цель литературного чтения заключается в том, чтобы донести до обучающихся прекрасный и яркий мир литературы, как отечественной, так и зарубежной, создать условия для погружения обучающихся в читательскую атмосферу. [1, 3]
Интересна, с нашей точки зрения, формула «Три П», разработанная Л.А. Музыкой, которая считает, что при изучении литературного произведения, перед учащимися должны стоять три задачи – «Переживай, представляй, понимай прочитанное» [4, с. 73].
Таким образом, сформированность читательского интереса ведет к читательской самостоятельности, что подразумевает формирование следующих умений:
– использование толкового словаря для выяснения смысла слов и выражений, значение которых непонятно;
– дифференциация слов, которые наиболее важны для понимания прочитанного текста;
– характеристика персонажей с опорой на ремарки автора;
– определение эмоциональной составляющей и мотивов поведения персонажей текста;
– умение отвечать на вопросы, используя слова текста;
– прогнозирование содержания текста;
– умение высказывать свою точку зрения по отношению к персонажам;
– определение основной идеи (проблемы);
– определение смыслового и эмоционального подтекста прочитанного;
– определение жанра прочитанного текста [6].
Общеизвестно, что младшие школьники отличаются любознательностью, поэтому в данном возрасте главное не упустить время для развития интеллектуальных и творческих задатков обучающихся. В данном случае речь пойдет о применении проектной деятельности на уроках литературного чтения для повышения интеллектуального и познавательного интереса младших школьников. Используя данную технологию, обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе поэтапного планирования, разработки, выполнения и продуцирования заданий или проблемы.
Проектная деятельность как основа обучения и развития детей, может проявляться в школе как интегрированная ценность через:
1) программное формирование образа школы, развитие культурно-образовательного пространства в соответствии с потребностями и интересами детей и взрослых;
2) участие детей в жизнедеятельности школы от уровня проявления его познавательных и эстетических предпочтений до реализации творческих работ;
3) событийность культурной деятельности, ее интеграцию через актуальную школьную проблематику;
4) открытость культурно-образовательного пространства для детей, родителей и педагогов.
По нашему мнению, важно учитывать несколько факторов для достижения общего положительного результата, а именно:
– учет интересов младших школьников как учебных, так и внеучебных (при полной поддержке учителя и родителей);
– умение работать в парах и группах (т.е. осуществлять общение друг с другом, распределять задания и т.д.);
– демонстрация полученных знаний, умений и навыков.
Выделяют показатели готовности обучающихся к проектной деятельности:
– коммуникативный, который подразумевает умение задавать вопросы, выражать свое мнение;
– интеллектуальный, где учитывается умение анализировать, вычленять главное, выделять общее;
– оценочно-самооценочный [2].
Таким образом, проектная деятельность для младших школьников на уроках по литературному чтению это совместная деятельность, направленная на решение поисковых, исследовательских, творческих, практических задач. Данный вид деятельности прививает вкус к предметному творчеству и раскрывает творческий потенциал обучающихся, повышает читательский интерес, помогает формировать и развивать духовно-нравственные ценности, ценить красоту, обдумывать свое поведение и поступки, пробуждает потребность проявить личные предпочтения в выборе деятельности и выдвигать свои собственные проектные идеи.
Список литературы
1. Вовк Е. В. Развитие читательского интереса младших школьников / Е. В. Вовк, А. А. Колесникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 3. –С. 25-28.
2. Игольник О. В. Значение познавательного интереса в обучении / О. В. Игольник // Academy. – 2018. – №5. – С. 34-35.
3. Милованова Л. А. Формы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников / Л. А. Милованова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – №2. – С. 68-73.
4. Музыка Л. А. Интерес к чтению: как его пробудить? / Л. А. Музыка // Начальная школа. – 2007. –№6. – С. 72-74.
5. Cухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – М.: Концептуал. – 2018. – 320 с.
6. Фролова Н. В. Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста / Н. В. Фролова // Психология педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. – 2016. – С. 195-197.
7. Mefodeva M. A. The notion of morality in the heritage of Indian and Russian thinkers (A historical survey) /M. A. Mefodeva // В мире научных открытий (англоязычный выпуск). – 2014. – №9. 4(57). – С.1484- 1494.
8. Mefodeva M. A, Fakhrutdinova A. V, Zakirova R. R., Moral education in Russia and India: A comparative analysis//Social Sciences (Pakistan). – 2016. – Vol.11, Is.15. – P.3765-3769.