Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УЧЕБНЫЙ КУРС «МЕТОДОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Художественное образование играет важную роль в становлении личности ребенка. Согласно «Концепции художественного образования в Российской Федерации», «художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства» [1].

Важными задачами художественного образования становятся: формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества; подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования; сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов  и идеалов  личности и общества; широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития и др. [там же].

В современных условиях актуализируется проблема подготовки педагогических кадров, способных успешно решать данные задачи в образовательном пространстве.

Исходя из этого, в 2012 году на базе кафедры Художественного образования Уральского государственного педагогического университета для студентов-бакалавров 4-го курса (профиль «Художественное образование») была разработана и апробирована программа курса «Методология художественного образования» (данный курс функционирует по сей день)

Методология, по мнению А.М. Новикова, – это учение об организации любой человеческой деятельности – практической, научной, игровой, учебной и, в том числе, художественной деятельности [2, с.4].

Актуальность учебного курса «Методология художественного образования» обусловлена требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта к личности и профессиональному уровню учителя и педагога дополнительного образования. Современный педагог – высококвалифицированный специалист, владеющий теоретическими знаниями, инновационными подходами, технологиями и методиками обучения и воспитания; творческая личность, способная выявить и развить креативные способности обучающихся, социально-активный и конкурентоспособный человек.

Цель курса - формирование методологической культуры бакалавра – активного исследователя, аналитика, преобразователя в области художественной деятельности.

Задачи курса:

-     раскрыть сущность и специфику художественного  образования,  определить  место  художественного образования в системе общего образования;

-     научить системному, концептуальному видению ситуаций и процессов в  области художественного образования;

-   научить выявлять проблемы и противоречия в теории и практике художественного образования;

-   выработать собственные профессионально-оценочные суждения к педагогическому наследию прошлого и умение выбирать в нем рациональные элементы актуальные для художественного образования наших дней;

-   дать методологический анализ развития художественного образования на современном этапе;

-   сформировать навыки анализа нормативных документов, регулирующих образовательную деятельность;

-   познакомить с современными подходами и принципами в художественном образовании;

-   научить организовывать и проводить исследовательскую работу;

-   сформировать навыки организации самостоятельной работы;

-    воспитать эмпатию и креативность.

Курс «Методология художественного образования» включен в вариативную часть профессионального цикла ООП. Он имеет большое значение для подготовки бакалавра как широко эрудированного специалиста, владеющего методологией художественного и научного творчества и подготовленного к исследовательской и аналитической деятельности. Методологической основой курса являются закономерности и способы решения проблем художественного образования с позиций философии, психологии, педагогики; методы познания и преобразования действительности. Методология базируется на теоретических положениях, концепциях и научных идеях, которые позволяют бакалавру составить собственный понятийный тезаурус, необходимый для его профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен Знать:

-   социальную и общественную значимость художественного образования;

-   место, которое занимает художественно-эстетическое образование в системе общего образования

-   о взаимосвязи педагогики искусства и практики;

-   сущность взаимосвязи методологии художественного образования с другими науками;

-   содержание методологии художественного образования;

-   содержание методологической культуры бакалавра;

-   содержание методологии педагогического исследования. Уметь:

-     осуществлять профессиональный анализ литературы философского, общенаучного, частнонаучного характера, связанного с педагогикой искусства и методологией художественного образования;

-      проявлять личностную профессиональную рефлексию по отношению к содержанию и процессу художественного образования, к учащимся или воспитанникам, к собственной деятельности;

-   участвовать в дискуссиях по проблемам методологии художественного образования.

-        конструировать    художественно-образовательный   процесс,    творчески    применяя     приобретенные методологические знания.

Владеть:

-   методологическим анализом при решении проблем в области художественного образования;

-   развитым профессиональным мышлением;

-   развитой профессиональной рефлексией;

-   способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

-   различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

-   способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения.

Курс рассчитан  на  72  часа (14  лекционных, 12  практических, 46  часов для самостоятельной работы студентов).

В лекциях раскрываются теоретические основы изучаемой проблемы.

Программа курса включает десять основных тем, каждая из которых раскрывает ключевые знания по дисциплине и ориентирует студентов-бакалавров на приобретение соответствующих изучаемому предмету умений и навыков:

1.       Введение.        Цель,  задачи,  общая  характеристика  курса.  Сущность  понятий   «методология», «художественное образование». Методология художественного образования как сфера деятельности, связанная с научным поиском, разработкой, обоснованием исходных положений, категорий, закономерностей, на основе которых решаются проблемы художественного образования. Объект и предмет методологии художественного образования. Методология как основа теории, истории и методики художественного образования.

2.    Методологические принципы педагогики искусства. Наука и искусство как две сферы картины мира. Проблема координации рационального и эстетического способов осознания бытия. Педагогика искусства: проблемы теории и практики. Методологические принципы педагогики искусства: целостность, образность, ассоциативность, интегративность, диалогичность. Деятельно-творческий характер учебной деятельности в системе педагогики искусства.

3.      Методологические основания педагогики художественного образования: философия, психология, история и теория искусства. Философия и искусство. Принцип целостности в философии, общенаучных областях и его значение для художественного образования. Взаимосвязь объективного и субъективного в философии и художественном образовании. Психология искусства: искусство как познание, искусство как художественный прием, искусство как психоанализ, искусство как катарсис.

4.    История, теория и ценностные ориентиры художественного образования. Зарождение эстетических представлений о ценностях художественного образования. Художественное образование в античном мире. Роль искусства в культуре Средневековья. Эстетические и педагогические воззрения Ренессанса и Нового времени. Эстетика эпохи Романтизма в художественном образовании. Эстетические ценности XX века и художественное образование.

5.     Художественное образование в парадигме современной культуры. Модернизация художественного образования в русле европейской интеграции. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность. Цель, задачи и основные положения Концепции художественного образования в Российской Федерации. Основные положения и требования Федерального государственного образовательного стандарта общеобразовательной школы. Основные различия Государственного образовательного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. Место дисциплин предметной области «Искусство» в ряду гуманитарных наук. Инновационные подходы к современному художественному образованию. Проблема самореализации личности в условиях художественного образования и творчества.

6.    Деятельностный подход в методологии художественного образования. Методология как учение об организации деятельности. Виды деятельности: репродуктивная, продуктивная, инновационная. Структура деятельности: логическая (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности); временная (фазы, стадии, этапы). Характеристика художественной деятельности: особенности, принципы, логическая структура, методы, средства, формы. Соотношение понятий «художественная деятельность» и «художественное образование»

7.     Системный подход в методологии художественного образования. Сущность понятий  «система», «системный подход», «системное мышление». Аспектация как сторона системного подхода. Структура как устойчивая связь частей  предмета. Система понятий и  их связей, структурные уровни. Динамика развития системы. Основные принципы системного подхода: целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность, системность. Системный анализ как важный метод системного подхода. Системный подход к культуре и искусству.

8. Возможности художественного образования в контексте компетентностного подхода. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция». Универсальные и профессиональные компетенции. Личные компетенции как  одна  из  составляющих  профессиональной  компетентности  бакалавров,  обучающихся  по  профилю«Х удожественное образование». Культурная компетентность личности выпускника.

9.     Методологическая культура бакалавра. Сущность понятия «методологическая культура». Цель и принципы методологической подготовки бакалавров. Содержание методологической подготовки бакалавров, обучающихся по профилю «Художественное образование». Средства формирования основ методологической   культуры бакалавров: опора на философские, общенаучные и частно-научные знания, методологический анализ, способы создания проблемных ситуаций, актуализация продуктивной деятельности. Методологический анализ как основное средство формирования методологической культуры бакалавров:  сущность анализа, структура анализа, основные принципы.

10.   Методология исследования в художественном образовании. Педагогическое исследование в контексте современной науки. Методологическая рефлексия в научной работе. Сущность и специфика исследования в художественном образовании. Методологические характеристики педагогического исследования: проблема, тема, обоснование актуальности, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза и защищаемые положения, результаты исследования и способы их описания. Алгоритм проведения исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования. Методы статистической обработки исследования.  Требования к написанию и оформлению исследовательских работ.

На семинарских занятиях студенты-бакалавры имеют возможность углубить знания за счет изучения и анализа дополнительной литературы по дисциплине, поучаствовать в дискуссиях на предложенные темы, выполнить ряд практико-ориентированных заданий.

Практическое занятие 1. Теоретическое представление о значении философии, истории, психологии и др. наук в художественном образовании.

1.   Произвести анализ философско-эстетических взглядов Г.Ф. Гегеля по книге «Эстетика».

2.      Произвести анализ философско-эстетического взглядов М.С. Кагана по книге «Эстетика как философская наука».

3.    Обсудить проблему психологии художественного творчества по книге Л.С. Выготского «Психология искусства».

Практическое занятие 2. Теоретическое представление о цели художественного образования.

1.   Произвести ретроспективный анализ целей художественного образования.

2. Дать характеристику целей художественного образования на современном этапе.

3.   Рассмотреть основные цели художественного образования в период становления теории и методики в России.

Практическое занятие 3. Теоретическое представление об  организации процесса художественной деятельности.

1. Раскрыть сущность проекта как продуктивной деятельности человека.

2. Разработать и презентовать собственный художественный проект.

Практическое занятие 4. Теоретическое представление о компетентностном подходе в художественном образовании.

1.   Обсудить ключевые компетенции в системе художественного образования.

2.      Рассмотреть обязательный минимум знаний, умений и навыков, необходимых выпускнику-бакалавру, обучающихся по профилю «Художественное образование». Представить для обсуждения модель выпускника – бакалавра.

3.   В процессе освоения курса практикуются разнообразные формы индивидуальных заданий для студентов- бакалавров: конспектирование литературы, подготовка устных и письменных сообщений, наблюдение и анализ учебно-воспитательного процесса, демонстрация собственных творческих проектов, составление индивидуальных планов самообразования и т.п.

Итоговой формой контроля по данному курсу является экзамен. Предлагаемые вопросы для экзамена:

1.    Обоснуйте цель и задачи методологии художественного образования.

2.    Раскройте сущность понятия «методология художественного образования». Обоснуйте ее объект и предмет.

3. Объясните, почему методология является основой теории и методики художественного образования.

4. Раскройте методологические принципы педагогики искусства.

5.   Обоснуйте взаимосвязь педагогики художественного образования с философией, психологией, историей и теорией искусства.

6.   Раскройте, как Вы понимаете выражения «искусство как познание», «искусство как художественный прием», «искусство как психоанализ», «искусство как катарсис».

7. Назовите основные компоненты структуры художественной деятельности.

8. Раскройте основные принципы, методы, средства и формы художественной деятельности.

9. Раскройте сущность понятий «система», «системный подход», «системное мышление».

10.   Обоснуйте основные принципы системного подхода.

11.   Разведите понятия «компетентность» и «компетенция».

12.   Объясните, что включают в себя универсальные компетенции.

13.   Объясните, что включает в себя понятие «методологическая культура бакалавра».

14.   Назовите основную цель и задачи методологической подготовки бакалавров.

15.     Объясните, какое     значение имеет методологический  анализ в     формировании методологической культуры бакалавров.

16.   Раскройте сущность и специфику педагогического исследования в художественном образовании.

17.    Обоснуйте логику проведения педагогического исследования.

18.   Назовите теоретические и эмпирические методы исследования, раскройте сущность каждого из них.

19.   Раскройте методы статистической обработки исследования.

20.   Объясните, что включают в себя профессиональные компетенции. Показателями оценки являются:

– глубина и полнота знаний в области методологии художественного образования;

– умение подкреплять теоретические положения примерами из практики;

– владение терминологией предмета, логика и культура изложения материала.

– речевая культура.

 

 

Список литературы

1.     Концепция художественного образования в Российской федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-72552.html?page=26

2.     Методология художественной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 72 с.