Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В инновационном для нашей страны многоэтапном и многоаспектном процессе подготовки магистров социальной работы важная роль принадлежит их научным  руководителям – ведущим преподавателям профилирующих кафедр российских вузов.

Одной из главных особенностей научного руководства в магистратуре является то, что оно осуществляется по отношению к студенту на протяжении всего периода его обучения (в отличие от бакалавриата и специалитета, в рамках которых научный руководитель и студент активно сотрудничают, как правило, лишь при подготовке и защите выпускной квалификационной работы). Именно научный руководитель магистранта осуществляет текущий контроль процесса его обучения и прохождения практик, ориентирует его на активное участие в разных видах деятельности, имеющих отношение к осваиваемой магистерской программе, организует его работу над магистерской диссертацией, нацеливает на ее качественную подготовку и защиту.

При этом на разных этапах процесса подготовки магистра роль научного руководителя имеет свои особенности.

Например, на кафедре социальной работы МГУ им. Н.П. Огарева закрепление научных руководителей магистрантов происходит уже в течение первого месяца обучения, а затем официально утверждается приказом ректора. Такая оперативность позволяет обеспечить установление скорого контакта научного руководителя с магистрантом, что важно для организации быстрого сбора сведений о научных и профессиональных интересах последнего, для обеспечения его активного вовлечения в учебный процесс, научно-исследовательскую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности уже на первом курсе. Также это позволяет обеспечить содействие научного руководителя адаптации студента к обучению в магистратуре, ведь он в данном случае выступает в роли главного консультанта вчерашнего абитуриента. Ответы на вопросы, что такое магистратура, кто такой магистр, для многих в нашей стране по-прежнему остаются неясными, и задача научного руководителя в том, чтобы грамотно разъяснить новоиспеченному магистранту, в чем сущность, преимущества и отличия данного инновационного для России формата обучения от бакалавриата и специалитета, каково его социальное предназначение, что оно дает конкретному выпускнику вуза и т.д. На первом курсе степень понимания магистрантами того, что магистратура – есть «более высокий (в сравнении с бакалаврами и специалистами) уровень квалификации социальных работников, занимающихся организационно-управленческой, социально-проектной, научно-исследовательской, научно-педагогической, социально-технологической деятельностью в данной сфере» [1, 122], зависит во многом именно от качества разъяснительной работы с ним по этому вопросу научного руководителя. Именно он призван донести до магистранта, что «магистратура является логическим завершением основной конструкции многоуровнего  университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата, затем углубленную специализированную подготовку и самостоятельную научную работу в магистратуре» [2, 19].

Одновременно с этим научный руководитель разъясняет магистранту-первокурснику содержание основных требований к выпускнику магистратуры, закрепленные во ФГОС ВО по направлению подготовки «Социальная работа», консультирует его по разным вопросам организации учебного процесса в магистратуре, знакомит его с разными видами профессиональной деятельности магистра социальной работы, учит самостоятельно планировать, организовывать и осуществлять свою деятельность в ходе освоения магистерской программы. Также научный руководитель в соответствии с содержанием осваиваемой магистерской программы разрабатывает индивидуальный план подготовки магистра и, соответственно, осуществляет контроль его выполнения.

На втором курсе, на котором студенты магистратуры выступают фактически уже в роли выпускников, научные руководители акцентируют внимание на организации их самостоятельной работы в тех формах, которые позволяют освоить магистерскую программу, сформировать необходимые магистру социальной работы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, предусмотренные соответствующим ФГОС ВО. Научный руководитель оказывает также методическую помощь в написании магистерской диссертации, последовательно и систематически контролирует выполнение необходимых работ, вносит требуемые коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также выносит заключение о готовности выпускной квалификационной работы и ее соответствии требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям.

В зависимости от вида и форм выполняемой магистрантом деятельности роль научного руководителя также имеет свою специфику.

Например, в период практики будущих магистров в обязанности научного руководителя, исходя из опыта кафедры социальной работы МГУ им. Н.П. Огарева, входит: а) участие в разработке программы практики; б) установка связи с соруководителями практики на объектах и знакомство их с программой практики, согласование графика ее проведения; в) участие в организации и проведении установочной конференции по практике; г) постановка задач по самостоятельной работе студентов в период практики с выдачей индивидуальных заданий, которые определяются, исходя из актуальных проблем объектов практики, научного направления кафедры социальной работы и темы магистерской диссертации студента; д) проведение необходимых организационных мероприятий по выполнению программы практики; е) оказание соответствующей консультационной помощи; ж) осуществление систематического контроля за ходом практики и работой студентов; з) помощь студентам в разрешении вопросов, актуальных в связи с прохождением практики и оформлением отчета; и) аттестация студента по итогам практики; к) участие в организации и проведении итоговой конференции по практике; л) обобщение опыта организации и проведения практики, внесение предложений по ее совершенствованию, подготовка отчета о руководстве практикой.

В свою очередь, при осуществлении магистрантами научно-исследовательской  работы  роль научного руководителя также специфична. Так, на кафедре социальной работы МГУ им. Н.П. Огарева в рамках организации данного вида деятельности студентов научные руководители нацеливают их на следующие основные формы работы: выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным индивидуальным планом научно-исследовательской работы; подготовка докладов и выступлений на семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях; подготовка и публикация научных статей; участие в научно-исследовательской работе кафедры; участие в конкурсах научно-исследовательских работ; подготовка и защита магистерской диссертации. Перечень форм научно-исследовательской работы корректируется научным руководителем в зависимости от специфики магистерской программы,  темы  магистерской диссертации. По итогам реализации плана научно-исследовательской работы в семестре, магистрант получает итоговую оценку, которая фиксируется в его индивидуальном плане. Те магистранты, которые вовремя не предоставляют отчета о научно-исследовательской работе, не аттестуются и к предзащите магистерской диссертации не допускаются.

Особую роль научный руководитель играет при подготовке и защите студентом магистерской диссертации. В течение всего периода выполнения работы он: а) выдает магистранту задание на выполнение магистерской диссертации по установленной форме; б) помогает в подборе и поиске фундаментальной, монографической, периодической, справочной и статистической литературы и других источников по теме; в) вместе с магистрантом планирует этапы работы над темой, устанавливает сроки и предполагаемые результаты ее выполнения; г) систематически консультирует студента по всем возникающим в ходе работы над магистерской диссертацией вопросам; д) оказывает магистранту содействие в обобщении собранных теоретических, архивных и других материалов, а также результатов прикладных исследований; е) определяет теоретико-методологические основы и конкретные методы исследования; ж) контролирует выполнение магистрантом всех разделов работы в установленные сроки; з) оценивает содержание выполненной диссертации, как по частям, так и в целом; и) дает письменный отзыв на работу и согласие на представление магистерской диссертации к защите; к) при защите магистерской диссертации участвует в заседании Государственной аттестации комиссии.

Таким образом, роль научного руководителя  в  подготовке магистра социальной  работы трудно переоценить. Хотя обучение в магистратуре предполагает проявление студентом большой доли самостоятельности, именно научный руководитель на протяжении всех двух лет обучения фактически выступает, как минимум, в роли организатора, координатора, методиста, консультанта, мобилизатора, контролера его деятельности. Очевидно, что с развитием магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа» в нашей стране роль научных руководителей в подготовке ее выпускников также будет изменяться, дифференцироваться, наполняться новым, актуальным, многоаспектным содержанием.

 

Список литературы

1.     Камышова Е.В. Из опыта подготовки магистров социальной работы на кафедре социальной работы Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева / Е.В. Камышова // Отечественный журнал социальной работы. – 2013. – №4. – С. 121-127.

2.     Настольная книга студента магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа»: учеб.-метод. пособие / Л.И. Савинов, З.Н. Лазарева, Е.В. Камышова [и др.]; под общ. ред. проф. Л.И. Савинова.  – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 180 с.