Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Череповец
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Формирование готовности - это процесс освоения личностью определенной сферы общественного опыта, который протекает в специально организованных условиях и требует специально организованного сопровождения, которое, в свою очередь, может быть реализовано в рамках определенной педагогической (методической) системы. Сопровождение обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [2].

Средством реализации сопровождения в процессе формирования готовности педагога к осуществлению инклюзивного образования может выступать методический комплекс «Рабочая тетрадь».

Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома. Рабочая тетрадь может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к итоговой и промежуточной аттестации по дисциплинам [1, 4].

«Рабочая тетрадь» адресована студентам, обучающимся по дефектологическим специальностям, руководителям образовательных учреждений, специалистам образовательных учреждений, в которых осуществляется инклюзивное образование, слушателям курсов повышения квалификации [2].

В «Рабочей тетради» представлены вопросы содержания, организации, реализации семинаров- практикумов, направленных на формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию. Использование содержания «Рабочей тетради» зависит от этапа профессионального становления педагога: бакалавриат, магистратура, этап дополнительного образования.

Целью создания рабочей тетради является формирование знаний о структуре готовности к осуществлению образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ и развитие практических умений и навыков, направленных на формирование готовности к профессиональной деятельности в инклюзивном образовании, формировании профессионально-важных качеств, профилактику профессионального выгорания через обучение и самостоятельную работу студентов с представленными материалами.

Рабочая тетрадь содержит информационный материал, дающий представление об основных проблемах инклюзивного образования, характеристику готовности к осуществлению образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Структура рабочей тетради включает несколько частей:

формирование готовности к инклюзивному образованию (бакалавриат);

формирование профессионально-важных качеств педагога инклюзивного образования (магистратура); профилактика профессионального выгорания (дополнительное образование);

методические рекомендации; словарь основных терминов; литература;

приложения.

В каждом разделе представлен план семинара-практикума. Так, семинар-практикум «Формирование готовности к инклюзивному образованию» включает следующие составляющие: Приветствие. Работа с таблицей «Желаю знать». Мини-лекция «Особенности готовности педагога инклюзивного образования» (презентация). Компоненты готовности к инклюзивному образованию. Самодиагностика «Инклюзивное образование: личный взгляд». Упражнение «Ребенок с ОВЗ – какой он?» Самодиагностика профессионально важных качеств (ПВК) педагогов  инклюзивного образования. Упражнение «Мой образ в профессии». Самодиагностика «Индикатор стратегий преодоления стресса». Работа с таблицей «Желаю знать».  Самодиагностика  эмоционального выгорания.   «Антистрессовая релаксация». Оценка освоения компонентов готовности. Работа с таблицей «Желаю знать – узнал(а)». Уровни готовности.  Комплимент: Эффективно планируем время. Прощание.

После основного текста даны     методические рекомендации, которые раскрывают особенности использования как отдельных частей рабочей тетради, так и всего материала в целом.

Словарь раскрывает содержание основных терминов: инклюзивное образование, сопровождение, педагогическая деятельность, профессиональное выгорание и др.

Приложение включает текст мини-лекций, методики для диагностики и самодиагностики, дополнительные материалы.

«Рабочая тетрадь» позволяет использовать как семинар в целом, так и отдельные упражнения, задания, диагностические методики.

Разработанная нами «Рабочая тетрадь» удовлетворяет следующим требованиям:

–          аксиологичность. Ценностная ориентация учебно-методической работы, направлена как на формирование (развитие) личностной ценности образовательной деятельности в инклюзивном образовании, ее осознанный выбор, устойчивую направленность интересов и потребностей педагога на работу с лицами с ОВЗ, так и   реализации  своих профессиональных интересов, ценностных ориентаций;

–    компетентность. Компетентность в рамках педагогической системы предполагает не только усвоение установленного объема знаний, умений и навыков, но и наработку профессионального поведения личности, накопление профессионального опыта и формирование способности к его переносу, углублению, и, главное, творческому развитию. Компетентность достигается, в том числе и через формирование ряда компетенций, определенных ФГОСом в рамках той или иной специальности;

–      комплексность. Использование дидактического комплекса обеспечивает согласованное взаимодействие и воздействие в разных направлениях сопровождения формирования готовности педагога к осуществлению инклюзивного образования. Это горизонтальное, вертикальное и  «диагональное» направления. Эти этапы условно соответствуют  системе многоуровневой подготовка педагогических кадров;

–      дифференцированность. Достижение целей и решение поставленных задач проводится с учетом этапа становления профессионала - профессиональной ориентированности и т.д.; индивидуально- типологических свойств личности – особенности самоактуализации, уровня субъективного контроля, фрустрационной толерантности и т.д.; специфики компонента готовности – сформированность того или компонента (и готовности в целом) на оптимальном, продвинутом, допустимом или критическом уровне; особенностей целей и задач образовательного модуля, ведущей деятельности – учебной, квазиучебной, профессиональной и т.д. [3,5]

Таким образом, разработанное нами содержание рабочей тетради может быть использовано в процессе сопровождения подготовки специалистов в области инклюзивного образования на любом из этапов становления  профессионала.  Разделы рабочей тетради отвечают логике расположения  материала в учебной программе. Они содержат три основные темы, в целом соответствующих ступеням образования будущих специалистов в области инклюзивного образования – бакалавриат, магистратура, система дополнительного послевузовского образования.

Отдельные компоненты системы (при необходимости) могут выступать как самостоятельные образовательные модули, но оптимальный результат, конечно, достигается именно через системное использование предлагаемого дидактического комплекса.

Список литературы

 

1. Каз ако ва Е . Н. , Кло бер тан ц Е . П. Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы студентов / [электронный ресурс] - URL:   http://www.festival  1 september/ru/articles (дата обращения 12.11.2016 г.)

2.Поникарова В.Н. Концепция психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования / Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. – 2013. – №4 (52) –Т. 2 Технические науки. Экономические науки. Филологические науки. Педагогические науки. Искусствоведение. Психологические науки – С. 125 – 128

3.Поникарова В.Н. Личностно-ориентированные технологии формирования готовности педагогов к осуществлению   инклюзивного   образования   /   Личностно-ориентированные   технологии   в образовании как фак-тор безопасного развития личности: Монография / Под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. – Череповец: ЧГУ, 2014. – с. 276- 270

4 .Привалова    Е.А. О новом жанре учебной литературы – рабочих тетрадях по истории  / [электронный ресурс] - URL: http://www.ahey.narod.ru / sbornik/ pch4 (дата обращения 12.11.2016 г.)

5. Ponikarova V.N. Theoretikal Approaches to Definining the Spase of Inclusive Education / V.N. Ponikarova, O.A. Denisova, N.V. Ivanova // SCIENSE PROSPECTS / под ред. О.В. Воронковой. – 2012. – № 5[32]. – С. 263–266.