Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Проблема формирования медиакомпетентности личности в современных реалиях обусловлена рядом причин, одной из которых является бурный рост информационных технологий, а также чрезмерное, порой негативное, воздействие со стороны современных средств массовой коммуникации.

Современные информационно-коммуникативные технологии оказывают сильное влияние как на массовое сознание в целом, так и на социально -психологические характеристики личности, в том числе на ее самопознание и самореализацию.

Согласно Н.Б. Кирилловой, сформировавшийся особый тип культуры информационного общества – медиакультуры, включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и системой уровней развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д. [1].

При помощи современных СМК медиакультура способствует самоутверждению человека, его приобщению к участию в общественной жизни, освоению всевозможных социальных ролей и т. д. Как продукт современной эпохи информационных технологий медиакультура воздействует на интеллект, эмоции, самостоятельное творческое и критическое мышление, ценностные ориентиры и убеждения различных социокультурных групп.

Порой личности очень трудно выявить и противостоять приемам медиаманипуляции, часто используемым современными СМИ. К одним из таких приемов можно отнести: смешение жанров; фабрикацию фактов; стирание границ между истинными и придуманными событиями и фактами; эксплуатацию приемов упрощения и стереотипизации, утверждения и повторения. Эти и другие приемы манипуляции с контентом делают манипулятивное влияние на психику человека практически малозаметным, но в тоже время очень действенным.

Активность Интернет как канала распространения информации и рост интерактивности массовых коммуникаций, помимо положительных моментов (простота, скорость поиска и доступность нужной, к примеру, учебной информации), имеет также и негативную сторону: «продуктом» медиакультуры является серьезная проблема медиазависимости - Интернет-зависимость, Интернет-аддикция. Студенческая аудитория, наравне с подростковой, является максимально подверженной указанным негативным явлениям, в силу психологического сходства глубины восприятия мира, как целостной и неделимой системы многообразных факторов и глобальных позиций.

Перечисленные угрозы актуализируют проблему развития медиакомпетентности студентов как цель медиаобразования в системе высшей школы.

Мы не случайно указали медиакомпетентность как результат медиаобразования в системе высшей школы. В основу такого понимания легли тезисы Б.С. Гершунского, об образовании, как результате, представляющие взаимосвязь образования с общепедагогической градацией результатов образования в виде: «грамотность — образованность — компетентность — культура — менталитет» [2].

Для медиаобразовательной деятельности применение подобной схемы нашло отражение в работе А.А. Немирич, согласно которой достижение целей медиакомпетентности, реализовывается в старших классах школы, а также на 1–3 курсах учреждений высшего профессионального образования [3].

Существует множество определений понятия «медиакомпетентность», представленных в работах А.В. Федорова, А.А. Немрич, Н.И. Гендиной и других авторов. Приведем некое «универсальное» определение: медиакомпететность это интегративная стратегическая характеристика пользователя, содержащая комплекс личностных черт, характерных способностей и культурно-нравственных ценностей, позволяющих ему реализовывать межкультурную коммуникацию на медиатизированном уровне [4].

Исследования показывают, что многие компании большое значение отводят образовательному и интеллектуальному уровню студентов - будущих работников. В студентах ценится умение ставить цели и идти к их достижению, способность грамотно выстраивать коммуникацию, командообразованию, наличие интеллектуального капитала, умение критически мыслить, оценивать и  создавать  медиаинформацию и медиатексты.

Основываясь на данных фактах, нами разработана и предложена модель развития медиакомпетентности у студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью», «включенная» в образовательный процесс высшей школы.

Главной целью разработки авторской модели нам видится повышение уровня медиакомпетентности будущих медиаспециалистов. Это очень важно, поскольку создание условий для формирования медиабезопасности через повышение медиакомпетентности позволит обезопасить будущих специалистов от вредного контента, а это, в свою очередь, приведет к снижению вероятности создания ими медиапродукта, опасного для потребителя информации. В конечном счете, подобный вид образования для будущих медиаспециалистов является фундаментом их собственной медиабезопасности и позволяет в дальнейшем уменьшить шансы читателей, слушателей или зрителей пострадать от полученной ими информации.

Авторская модель развития медиакомпетентности представляет собой систему взаимосвязанных компонентов: диагностического, развивающего и просветительского.

На первых занятиях в рамках практики по получению первичных профессиональных умений и навыков важно определить уровень знаний студентов в области медиаобразования, медиабезопасности и медиаграмотности. Диагностическим методом определения подобного уровня знаний, а также уровня медиакомпетентности студентов является анкетирование. После проведения анкетирования и выявления общих результатов по студенческой группе, ставится вопрос о надобности проведения занятий в студенческих группах (развивающий блок занятий). Диагностический компонент в данной модели можно применить и по окончанию развивающей работы для оценки эффективности проводимой работы и определения результативности представленной модели. Также метод анкетирования на данных этапах можно «подкрепить» такими методами как беседа, интервью, наблюдение, тестирование.

В рамках развивающего компонента модели нами предложена работа по программе, направленной не только на повышения инфокоммуникационной, но и эстетической грамотности бакалавров. Программа предполагает получение студентами теоретических знаний в области медиакультуры, медиабезопасности, СМК, СМИ, медиаобразования в России и за рубежом, знакомство с основными терминами, теориями, ключевыми концепциями и направлениями в медиаобразовании, освоение разнообразных методик, технологий повышения медиакомпетентности и рецензирования медиатекстов. Совершенствование медиакомпетентности будущих медиаспециалистов мы считаем достаточно актуальным направлением в медиаобразовании. Это связано с тем, что вне зависимости от точки зрения на рекламную коммуникацию, ее основным инструментом влияния на потребителя является медиатекст. И именно поэтому в рамках развивающего компонента практикума необходимо проводить  всестороннюю  и разноплановую работу с медиатекстами - производить, распространять и воспринимать медиатексты.

Ключевое место в развитии медиакомпетентности студентов занимает работа по совершенствованию критического мышления. Бесспорно, не стоит ограничивать развитие критического мышления рамками занятий практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, а внедрять образовательные техники по развитию критического мышления в процессе проведения занятий и по другим дисциплинам учебного плана.

В рамах проведения занятий студентов знакомили с методикой девиантологического анализа медиатекстов, которая помимо развивающей функции выполняет превентивную, профилактическую функцию, а также входит в состав просветительского компонента авторской модели.

Основная задача данной методики заключается в стимуляции рефлексии и критического осмысления студентами информации, включающей девиантные и потребительские ценности.

Важным элементами занятий в рамках развивающего блока является элементы проблемных дискуссий и группового тренинга. Упражнения  тренинга в основном акцентированы на развитие критического мышления и обучение навыкам противостояния манипуляциям. Студенты в ходе тренинговых занятий учатся выявлять манипулятивные медиаприемы, а также противостоять их негативному воздействию.

В рамках реализации просветительского компонента модели развития медиакомпетентности будущих медиаспециалистов предлагается привлекать и задействовать бакалавров к участию в информационно-коммуникационной деятельности вуза: работа с сайтом образовательного учреждения, его информационным наполнением, технической поддержкой, дизайном, и конечно же продвижением. В качестве превентивного компонента авторской модели ведение на информационном сайте вуза рубрики, посвященной вопросам медиакультуры и медиаобразования подрастающего поколения. Кроме этого, считаем необходимым в рамках данного направления работы привлекать студентов к работе в пресс-центре вуза, где они могут участвовать в разработке, написанию и донесению медиатекстов до аудитории.

Безусловно, представленная модель не является завершенным вариантом и требует диагностической оценки эффективности и возможно корректировки и дополнений с учетом выявленных «проблемных» зон.

 

Список литературы

 

1.                  Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-e изд.; перераб. и доп. / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический Проект, 2006, С. 8.

2.                  Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико- ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998, С. 66.

3.                  Немирич А. А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста / А.А. Немирич // Медиаобразование. – 2011. – №2, С. 47–55.

4.                  Степанова Г.Н. Формирование медиакомпетентности личности в условиях развития отечественной медиакультуры : монография / Г.Н. Степанова, О.В. Дмитриева, В.К. Кондрашова, Р.А. Резникова, А.В. Фирсов; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2014, С. 70.