Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АСПИРАНТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Россия исторически является мировым лидером в области инженерного образования. Российская система подготовки инженерных кадров является уникальной и дает возможность занимать передовые позиции в мире в ряде отраслей промышленности, в том числе в аэрокосмической отрасли. Воспроизводство инженерных кадров аэрокосмической отрасли является одной из первостепенных задач на современном этапе [1].

ЮНЕСКО отмечает, что главной целью образования становится подготовка высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях профессионального, личностного, социального, гражданского выбора; осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии и способы профессиональной деятельности; овладевать информационной, технико- технологической, мировоззренческой и экологической культурой; быть готовым к саморазвитию, умению действовать в нестандартных ситуациях, воздействуя на них. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре является определяющим направлением в формировании кадрового потенциала для развития инновационной экономики России [2].

С 1 сентября 2013 г вступил в действие Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». В рамках закона аспирантура становится третьим уровнем высшего образования - завершающей ступенью высшего образования. В рамках закона вводится Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре и формируется перечень направлений подготовки высшего образования. Перед университетами встает ряд задач по совершенствованию подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру, для чего требуется сформировать организационно-педагогические условия, в том числе, первостепенно формирование основных образовательных программ по новому перечню направлений подготовки в рамках ФГОС.

Директор Института аспирантуры и докторантуры ННГУ Бедный Б.И. отмечает, что программы подготовки аспирантов должны быть структурированы, должны содержать в себе наравне с исследовательской диссертационной работой и углубленную дисциплинарную и междисциплинарную подготовку. Образовательные модули должны раскрывать содержание компетенций, необходимых для планируемой профессиональной карьеры [3, 81].

В условиях смены парадигмы образовательного процесса большой интерес представляют образовательные технологии подготовки кадров высшей квалификации, основанные на компетентностном подходе. Образование, ориентированное на формирование компетенций, требует нового взгляда на ценности, цели, содержание, формы, методы и средства обучения.

Анализ литературы в сфере подготовки кадров высшей квалификации показал, что исследовательская деятельность является одной из основных в работе аспиранта [4,5].

Исследовательская деятельность является средством развития профессионализма и связующим звеном между теорией и практикой. Она может быть самостоятельной, а может проявляться как особая сторона других видов деятельности и функций специалиста, в том числе и в соответствии с требованиями рынка труда. Исследовательская деятельность является формой реализации творческого начала специалиста.

Учитывая, что определяющим в обучении аспирантов является развитие исследовательской компетентности, важно интегрировано рассматривать формирование личности специалиста, способного решать научные проблемы с учетом приобретенных теоретико-методологических знаний в конкретной области науки, профессионального и жизненного опыта, ценностей и интересов личности [6].

Задачей подготовки инженерных кадров высшей квалификации на современном этапе становится взаимодействие компетентностного подхода с системным и создание методологии, призванной решить вопрос научно-исследовательской подготовки аспирантов в технических вузах аэрокосмического профиля, в основе которой лежат принципы фундаментальности, многоуровневости и интегративности.

Характеризуя понятие «компетенции» мы солидарны с авторами В.М. Лопаткиным, Г.А. Калачѐвым, O.A. Боковой, Л.Г. Куликовой, которые определяют это понятие как интегральная характеристика личности, определяющая способность решать научные проблемы с учетом приобретенных теоретико-методологических знаний в конкретной области науки, профессионального и жизненного опыта, ценностей и интересов личности.

Областью наших профессиональных интересов является формирование у аспирантов универсальных компетенций, определенных в ФГОС как: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2); готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4); способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

Целью нашего исследования является формирование на базе Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева организационно педагогических условий для реализации образовательных программ с учетом освоения таких компетенций как готовность к критическому мышлению, понимание современных тенденций развития соответствующего научного знания, умение генерировать идеи, готовность участвовать в работе исследовательских групп, способность проводить собственные комплексные исследования, владение механизмами интергации в мировую науку, знание этических норм профессиональной деятельности, готовность определять цель в научном и профессиональном развитии.

Отделом аспирантуры совместно с кафедрами конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов, суперкомпютеров и общей информатики, автоматических систем энергетических установок, конструкции и проектирования летательных аппаратов, социальных систем и права, научно-технической библиотекой СГАУ проведены следующие мероприятия: разработаны блоки дисциплин, направленные на развитие исследовательских навыков, на подготовку к преподавательской деятельности, на коммерциализацию результатов научной работы.

В блок исследовательских дисциплин входят образовательные модули «Методология диссертационного исследования и технология  написания научной статьи» (3 ЗЕТ), «Библиографические наукоемкие информационные ресурсы» (1 ЗЕТ), «Современные информационные технологии» (1 ЗЕТ) и «Численные методы решения технических и естественно - научных задач» (1 ЗЕТ).

Курс «Методология диссертационного исследования и технология написания научной статьи» имеет своей целью повышение качества научных исследований аспирантов, путем изучения основ системного подхода к профессиональной деятельности и применению их при оформлении диссертационного исследования. Курс сформирован на основании обобщения опыта научных исследований в аэрокосмическом университете, анализа диссертационных работ аспирантов и докторантов, выводов научно-методологических советов по экспертизе диссертационных работ.

Результатом освоения курса явилось освоение знаний и умений аспирантов:

-   о специфике научно-исследовательской деятельности, ее типах, требованиях к ней;

-      получены навыки интерпретации и логического анализа разнообразных научных, практических, производственных и технических ситуаций;

-   приобретены знания и умения использовать основные научно-технические понятия для теоретического и практического осмысления темы научной работы и четкого изложения ее содержания;

-   освоены методы планирования научной деятельности;

-    сформированы способности управлять исследованиями и разработками и оценивать результативность научной деятельности.

Важно отметить,  что аспиранты СГАУ вовлечены  в научно-исследовательскую деятельность кафедр, лабораторий, научно-исследовательских институтов университета. Всего к выполнению госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на оплачиваемые должности привлекается 54 % аспирантов университета [7, c 177].

Курс «Библиографические наукоемкие информационные ресурсы» (1 ЗЕТ). В результате изучения дисциплины аспиранты овладели:

-   навыками организации сбора и обработки данных научных публикаций;

-   системой знаний необходимой для принятия решений по организации самостоятельного научного поиска в современных научных база данных;

-знаниями необходимыми в научной деятельности для аналитической обработки информации;

-     способностью использования индексов цитирования с целью подготовки конкурентоспособных научных проектов.

Модуль «Методология преподавания технических дисциплин» (5 ЗЕТ) состоит из трех дисциплин:

«Культура научно-педагогической деятельности преподавателя вуза», «Методология построения образовательного процесса в высшей школе», «Теория и методика профессионального образования».

В ходе освоения этого модуля у аспирантов:

-   формируется готовность к преподавательской деятельности;

-     актуализируется система знаний о сущности, содержании, направленности научно-образовательной деятельности преподавателя современного вуза, ее целях, вида и формах;

-    формируются представления об этических нормах в профессиональной деятельности и потребность следовать им;

-         аспиранты овладевают знаниями нормативно-правого и организационного регулирования образовательного процесса в высшей школе;

-   формируются потребности и способности планировать и решать задачи собственного профессионального роста.

Блок  дисциплин  направленных  на  коммерциализацию  научных  разработок  состоит  из  курсов «Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность» (1 зет) и «Подготовка и проведение научных презентаций» (1 зет).

Данные дисциплины нацелены на:

-   развитие способности формировать и аргументировано представлять научные гипотезы;

-   получение навыков разработки новых методов исследования, их применения в самостоятельной НИД;

-    на формирование готовности проявлять инициативу в области научных исследований, в том числе в ситуациях экономического и технического риска, готовность организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности;

-        способность профессионально представлять полученные результаты научно-исследовательской деятельности в виде публикаций, информационно-аналитических материалов и презентаций.

Таким образом, опыт СГАУ свидетельствует о том, что компетентностный подход применим к организации программ подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и может быть адаптирован российскими университетами, которые решают задачи повышения качества подготовки исследователей, повышения конкурентоспособности своих выпускников на российском и международном рынке труда.

 

Список литературы

1.      Кольга Вадим Валентинович. Педагогическая система непрерывного аэрокосмического образования  в техническом вузе : диссертация... д-ра пед. наук : 13.00.08 Нижний Новгород, 2006. - 358 с.

2.      Гринкруг, Л.С. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития. монография / Л. С. Гринкруг, Б. Е. Фишман; под науч. ред. д.п.н., проф. Р. К. Серѐжниковой; ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом- Алейхема». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. – 316 с.

3.      Бедный, Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. - 2013. - №12. – С. 78-89.

 4.      Бедный, Б.И., Миронос, А.А. Подготовка научных кадров в высщей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. — 219 с.

5.      Бендюкова Т.С. Организационно управленческие условия подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре педагогического университета: Дис. … канд. педагог. наук – СПб, 2002. – 262 с.

6.      Лопаткин, В.М. Инновационный потенциал научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов / В.М. Лопаткин, Г.А. Калачѐв, O.A. Бокова, Л.Г. Куликова // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2010. – № 3. – С. 200–202.

7.      Лукина, Т.В., Клентак Л.С., Вовлеченность аспирантов в выполнение научно-исследовательских работ на примере национального исследовательского университета технического профиля // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник статей. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 173-179

8.      Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Модель педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательному процессу высшей школы технического профиля // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - N 1 (13). - С. 152 - 159.